Введение
В последние несколько лет ситуация в мире осложнилась: возникновение новых заболеваний, в том числе, принявшая характер пандемии, вспышка Covid-19, сложная политическая обстановка. Всё это вызвало высокую психологическую напряженность в обществе, которая затронула практически непосредственно каждого человека на Земле: увеличилось количество тревожных расстройств, депрессий, а также других нарушений психического здоровья [1, 2].
Без сомнения, неопределенные стимулы, такие как пандемии и другие общемировые проблемы, приводят к тому, что люди застревают в неконтролируемых и неудобных мыслях, которые можно облегчить, получив соответствующие ответы о неизвестном [4]. Постоянное воздействие негативных новостей в социальных сетях и новостных лентах может принять форму думскроллинга, которая обычно определяется как привычка прокручивать социальные сети и новостные ленты, где пользователи одержимо ищут депрессивную и негативную информацию.
Думскроллинг выглядит как порочный круг, в котором пользователи застревают в поиске негативной информации. Более того, поскольку онлайн-платформы хорошо осведомлены о том, что нас больше всего привлекает с помощью алгоритмических систем, они предоставляют нам контент, который задержит наше внимание, учитывая нашу предыдущую историю в Интернете. Следовательно, независимо от того, является ли мотивацией для прокрутки поиск негативных новостей или что-то другое, из-за алгоритмов соцсетей, мы все равно продолжаем видеть негативные новости в своей ленте.
Предыдущие исследования выявили связь между использованием социальных сетей и усилением чувства депрессии и тревоги [7]. Также, в других исследованиях было обнаружено, что люди, которые сообщали, что тратят больше времени на новости, связанные с пандемией COVID-19, испытывают более высокий уровень тревоги, дистресса, стресса и депрессии [8] (Wathelet et al., 2020). Аналогичным образом, Бьюкенен [3] сообщила, что потребление негативных новостей, связанных с COVID-19, в социальных сетях было связано с более низким уровнем благосостояния.
Думскроллинг – относительно новая концепция, и до сих пор было опубликовано лишь несколько исследований. Наше исследование направлено на проверку связи Думскроллинга и психического состояния человека.
Объекты и методы исследования
В рамках данного исследования в 2022 году было произведено анкетирование студентов высших учебных заведений ФГБОУ ВО «ПГМУ им. академика Вагнера», ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет».
В исследование были включены студенты в возрастной категории 21-22 года. Финальная выборка составила 100 студентов. В ходе исследования были собраны демографические данные, было проведено анкетирование, в структуре которого были использованы адаптированные для русскоговорящих респондентов опросники “Doomscrolling scale” [6] и DASS-21.[5] Адаптированный опросник DASS-21 позволяет оценить риски развития депрессивных и тревожных расстройств у анкетируемого, выявить стрессовые состояния. Данный опросник состоит из 3-х компонентов: шкалы депрессии, шкалы тревожности и шкалы стресса.
Результаты и их обсуждение
В ходе исследования участвовало 100 студентов. Среди них 45 студентов в возрасте 21 год, 55 студентов в возрасте 22 года. В исследовании приняли участие 52 женщины, 48 мужчин.
В рамках исследовательской работы особое внимание уделялось результатам адаптированного опросника DASS-21.
По шкале депрессии среди студентов, участвовавших в исследовании, можно наблюдать следующие результаты. Состояние 48% учащихся находится в пределах нормы, у 15% студентов наблюдаются незначительные изменения в сторону депрессивных расстройств, у 20% выявлена умеренная степень риска развития депрессии, у 13% можно наблюдать высокий риск, 4% от общего числа респондентов имеют крайне высокую степень риска развития депрессии.
Рис. 1. Результаты опроса по шкале DASS-21. Депрессия
Таким образом, у более чем 50% респондентов выявлены риски развития депрессии.
По шкале тревожности опрошенные студенты предоставили следующие показатели. Состояние 50% респондентов находится в рамках нормы, 16% студентов имеют незначительный уровень риска развития тревожных состояний, у 22% риск тревожных расстройств умеренный, 11% учащихся имеют высокую степень риска, у 1% наблюдается крайне высокая степень риска развития тревожности.
Рис. 2. Результаты опроса по шкале DASS-21. Тревожность
Таким образом, в рамках шкалы тревожности можно наблюдать крайне высокие показатели риска развития тревожных расстройств.
По шкале стресса было определено следующее состояние студентов. Состояние 60% студентов находится в пределах нормы. У 28% уровень стресса незначителен. 8% имеют умеренный уровень стресса. У 3% наблюдается высокий уровень стресса и 1% данный показатель находится на крайне высоком уровне.
Рис. 3. Результаты опроса по шкале DASS-21. Стресс
Таким образом, посредством опроса и анализа по шкале DASS-21 полученных данных среди респондентов выявлены обширные группы студентов, имеющие риск развития депрессивных, тревожных и стрессовых состояний.
Вторым важным аспектом данной работы является анализ информации, полученной в результате анкетирования студентов по адаптированному опроснику “Doomscrolling scale”. При изучении полученных данных было выявлено:
Таблица 1
Результаты исследования по “Doomscrolling scale”
Регулярно просматривают новости |
68% |
---|---|
Получают новости только из определенных проверенных источников |
38% |
Не следят за временем во время просмотра новостей |
47% |
Бессознательно просматривают новостную ленту |
42% |
Целенаправленно ищут негативные новости |
42% |
Не игнорируют новостную ленту в процессе обучения/работы |
47% |
Не дочитывают новости до конца/ не подвергают критике полученную информацию |
45% |
Испытывают нарушение сна вследствие чтения негативных новостей |
40% |
Испытывают дискомфорт при чтении негативных новостей |
52% |
Испытываю тревожность при чтении негативных новостей |
45% |
Не могут расслабиться при чтении негативных новостей |
45% |
Испытывают панику при чтении негативных новостей |
41% |
Считают просмотр негативных новостей привычкой |
45% |
Таким образом, можно наблюдать высокий проценты явлений думскроллинга среди респондентов.
Заключительная часть исследования - выявление взаимосвязи между проявлением думскроллинга у студентов и их психическим здоровьем. В процессе анализа, предоставленной информации прослеживается четкая взаимосвязь между думскроллингом и изменением психического состояния учащихся. (табл. 2, табл. 3, табл. 4)
Таблица 2
Думскроллинг и депрессия
DASS-21. Депрессия |
Подвержены думскроллингу |
---|---|
Умеренный уровень |
73% |
Тяжелый уровень |
81% |
Крайне тяжелый уровень |
79% |
Таблица 3
Думскроллинг и тревожность
DASS-21. Тревожность |
Подвержены думскроллингу |
---|---|
Умеренный уровень |
58% |
Тяжелый уровень |
62% |
Крайне тяжелый уровень |
84% |
Таблица 4
Думскроллинг и стресс
DASS-21. Стресс |
Подвержены думскроллингу |
---|---|
Умеренный уровень |
61% |
Тяжелый уровень |
83% |
Крайне тяжелый уровень |
92% |
В результате на основании полученных данных было выявлено предполагаемое негативное влияние думскроллинга на психическое здоровье студентов высших учебных заведений.
Заключение
Была исследована относительно новая концепция думскроллинг и её влияние на психическое состояние студентов. Была выявлена взаимосвязь между временем, потраченным человеком на думскроллинг, и его психическим состоянием. Наблюдалось негативное влияние думскроллинга на психическое здоровье студентов.
Наконец, необходимы дальнейшие исследования, чтобы лучше понять концепцию думскроллинга и подтвердить ее связь с переменными в этом исследовании. На основании изучения думскроллинга необходимо разработать правила “информационной гигиена, то есть: правила работы с источниками информации в интернете, контроль потраченного на соцсети времени и т.п. Всё это поможет ограничить вредное воздействие на психику человек большого количества негативной информации из интернета.