Влияние думскроллинга на психическое состояние студентов

В данной статье представлено исследование, направленное на изучение такого явления как «Думскроллинг» среди студентов высших учебных заведений и его влияние на психическое здоровье учащихся.

Аннотация статьи
тревожность
депрессия
DASS-21
думскроллинг
стресс
Ключевые слова

Введение

В последние несколько лет ситуация в мире осложнилась: возникновение новых заболеваний, в том числе, принявшая характер пандемии, вспышка Covid-19, сложная политическая обстановка. Всё это вызвало высокую психологическую напряженность в обществе, которая затронула практически непосредственно каждого человека на Земле: увеличилось количество тревожных расстройств, депрессий, а также других нарушений психического здоровья [1, 2].

Без сомнения, неопределенные стимулы, такие как пандемии и другие общемировые проблемы, приводят к тому, что люди застревают в неконтролируемых и неудобных мыслях, которые можно облегчить, получив соответствующие ответы о неизвестном [4]. Постоянное воздействие негативных новостей в социальных сетях и новостных лентах может принять форму думскроллинга, которая обычно определяется как привычка прокручивать социальные сети и новостные ленты, где пользователи одержимо ищут депрессивную и негативную информацию.

Думскроллинг выглядит как порочный круг, в котором пользователи застревают в поиске негативной информации. Более того, поскольку онлайн-платформы хорошо осведомлены о том, что нас больше всего привлекает с помощью алгоритмических систем, они предоставляют нам контент, который задержит наше внимание, учитывая нашу предыдущую историю в Интернете. Следовательно, независимо от того, является ли мотивацией для прокрутки поиск негативных новостей или что-то другое, из-за алгоритмов соцсетей, мы все равно продолжаем видеть негативные новости в своей ленте.

Предыдущие исследования выявили связь между использованием социальных сетей и усилением чувства депрессии и тревоги [7]. Также, в других исследованиях было обнаружено, что люди, которые сообщали, что тратят больше времени на новости, связанные с пандемией COVID-19, испытывают более высокий уровень тревоги, дистресса, стресса и депрессии [8] (Wathelet et al., 2020). Аналогичным образом, Бьюкенен [3] сообщила, что потребление негативных новостей, связанных с COVID-19, в социальных сетях было связано с более низким уровнем благосостояния.

Думскроллинг – относительно новая концепция, и до сих пор было опубликовано лишь несколько исследований. Наше исследование направлено на проверку связи Думскроллинга и психического состояния человека.

Объекты и методы исследования

В рамках данного исследования в 2022 году было произведено анкетирование студентов высших учебных заведений ФГБОУ ВО «ПГМУ им. академика Вагнера», ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет».

В исследование были включены студенты в возрастной категории 21-22 года. Финальная выборка составила 100 студентов. В ходе исследования были собраны демографические данные, было проведено анкетирование, в структуре которого были использованы адаптированные для русскоговорящих респондентов опросники “Doomscrolling scale” [6] и DASS-21.[5] Адаптированный опросник DASS-21 позволяет оценить риски развития депрессивных и тревожных расстройств у анкетируемого, выявить стрессовые состояния. Данный опросник состоит из 3-х компонентов: шкалы депрессии, шкалы тревожности и шкалы стресса.

Результаты и их обсуждение

В ходе исследования участвовало 100 студентов. Среди них 45 студентов в возрасте 21 год, 55 студентов в возрасте 22 года. В исследовании приняли участие 52 женщины, 48 мужчин.

В рамках исследовательской работы особое внимание уделялось результатам адаптированного опросника DASS-21.

По шкале депрессии среди студентов, участвовавших в исследовании, можно наблюдать следующие результаты. Состояние 48% учащихся находится в пределах нормы, у 15% студентов наблюдаются незначительные изменения в сторону депрессивных расстройств, у 20% выявлена умеренная степень риска развития депрессии, у 13% можно наблюдать высокий риск, 4% от общего числа респондентов имеют крайне высокую степень риска развития депрессии.

Рис. 1. Результаты опроса по шкале DASS-21. Депрессия

Таким образом, у более чем 50% респондентов выявлены риски развития депрессии.

По шкале тревожности опрошенные студенты предоставили следующие показатели. Состояние 50% респондентов находится в рамках нормы, 16% студентов имеют незначительный уровень риска развития тревожных состояний, у 22% риск тревожных расстройств умеренный, 11% учащихся имеют высокую степень риска, у 1% наблюдается крайне высокая степень риска развития тревожности.

Рис. 2. Результаты опроса по шкале DASS-21. Тревожность

Таким образом, в рамках шкалы тревожности можно наблюдать крайне высокие показатели риска развития тревожных расстройств.

По шкале стресса было определено следующее состояние студентов. Состояние 60% студентов находится в пределах нормы. У 28% уровень стресса незначителен. 8% имеют умеренный уровень стресса. У 3% наблюдается высокий уровень стресса и 1% данный показатель находится на крайне высоком уровне.

Рис. 3. Результаты опроса по шкале DASS-21. Стресс

Таким образом, посредством опроса и анализа по шкале DASS-21 полученных данных среди респондентов выявлены обширные группы студентов, имеющие риск развития депрессивных, тревожных и стрессовых состояний.

Вторым важным аспектом данной работы является анализ информации, полученной в результате анкетирования студентов по адаптированному опроснику “Doomscrolling scale”. При изучении полученных данных было выявлено:

Таблица 1

Результаты исследования по “Doomscrolling scale”

Регулярно просматривают новости

68%

Получают новости только из определенных проверенных источников

38%

Не следят за временем во время просмотра новостей

47%

Бессознательно просматривают новостную ленту

42%

Целенаправленно ищут негативные новости

42%

Не игнорируют новостную ленту в процессе обучения/работы

47%

Не дочитывают новости до конца/ не подвергают критике полученную информацию

45%

Испытывают нарушение сна вследствие чтения негативных новостей

40%

Испытывают дискомфорт при чтении негативных новостей

52%

Испытываю тревожность при чтении негативных новостей

45%

Не могут расслабиться при чтении негативных новостей

45%

Испытывают панику при чтении негативных новостей

41%

Считают просмотр негативных новостей привычкой

45%

Таким образом, можно наблюдать высокий проценты явлений думскроллинга среди респондентов.

Заключительная часть исследования - выявление взаимосвязи между проявлением думскроллинга у студентов и их психическим здоровьем. В процессе анализа, предоставленной информации прослеживается четкая взаимосвязь между думскроллингом и изменением психического состояния учащихся. (табл. 2, табл. 3, табл. 4)

Таблица 2

Думскроллинг и депрессия

DASS-21. Депрессия

Подвержены думскроллингу

Умеренный уровень

73%

Тяжелый уровень

81%

Крайне тяжелый уровень

79%

Таблица 3

Думскроллинг и тревожность

DASS-21. Тревожность

Подвержены думскроллингу

Умеренный уровень

58%    

Тяжелый уровень

62%

Крайне тяжелый уровень

84%

Таблица 4

Думскроллинг и стресс

DASS-21. Стресс

Подвержены думскроллингу

Умеренный уровень

61%

Тяжелый уровень

83%

Крайне тяжелый уровень

92%

В результате на основании полученных данных было выявлено предполагаемое негативное влияние думскроллинга на психическое здоровье студентов высших учебных заведений.

Заключение

Была исследована относительно новая концепция думскроллинг и её влияние на психическое состояние студентов. Была выявлена взаимосвязь между временем, потраченным человеком на думскроллинг, и его психическим состоянием. Наблюдалось негативное влияние думскроллинга на психическое здоровье студентов.

Наконец, необходимы дальнейшие исследования, чтобы лучше понять концепцию думскроллинга и подтвердить ее связь с переменными в этом исследовании. На основании изучения думскроллинга необходимо разработать правила “информационной гигиена, то есть: правила работы с источниками информации в интернете, контроль потраченного на соцсети времени и т.п. Всё это поможет ограничить вредное воздействие на психику человек большого количества негативной информации из интернета.

Текст статьи
  1. Пресс-релизы. На фоне пандемии COVID-19 во всем мире распространенность тревожных расстройств и депрессии выросла на 25% [Электронный ресурс] // URL: https://www.who.int/ru/news/item/02-03-2022-covid-19-pandemic-triggers-25-increase-in-prevalence-of-anxiety-and-depression-worldwide (дата обращения: 22.12.2022).
  2. Табеева Г. Р. Тревожные и депрессивные расстройства в период эпидемии // Поведенческая неврология. 2021. № URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnye-i-depressivnye-rasstroystva-v-period-epidemii (дата обращения: 22.12.2022).
  3. Buchanan K. et al. Brief exposure to social media during the COVID-19 pandemic: Doom-scrolling has negative emotional consequences, but kindness-scrolling does not // Plos one. – 2021. – Т. 16. – №. 10. – С. e0257728.
  4. Carleton R. N. Into the unknown: A review and synthesis of contemporary models involving uncertainty //Journal of anxiety disorders. – 2016. – Т. 39. – С. 30-43.
  5. Lovibond, S.H. & Lovibond, P.F. (1995). Manual for the Depression Anxiety & Stress Scales. (2nd Ed.)Sydney: Psychology Foundation.
  6. Bhakti, Fnu & Lee, Susanna & Johnson, Benjamin. (2022). The dark at the end of the tunnel: Doomscrolling on social media newsfeeds. Technology, Mind, and Behavior. 3. 10.1037/tmb0000059.
  7. Vannucci A., Flannery K. M., Ohannessian C. M. C. Social media use and anxiety in emerging adults //Journal of affective disorders. – 2017. – Т. 207. – С. 163-166.
  8. Wathelet M. et al. Factors associated with mental health disorders among university students in France confined during the COVID-19 pandemic //JAMA network open. – 2020. – Т. 3. – №. 10. – С. e2025591-e2025591.
Список литературы