Определение границ молодежного возраста с точки зрения криминологии

Определение границ молодежного возраста с точки зрения криминологии

Статья посвящена проблеме определения границ молодежного возраста с точки зрения криминологии. В статье рассматриваются мнения ведущих ученых, которые касаются определения возрастной категории молодежи и молодежной преступности. Автором отмечает, что отсутствие конкретного понимания возрастных границ ведет к неэффективности профилактики молодежной преступности.

Аннотация статьи
возрастные границы криминология
молодежный возраст
молодежная преступность
социализация
молодежь
Ключевые слова

Молодежная преступность – это негативный и болезненный феномен современного общества, а ее увеличение является прямым показателем нездорового общественного фона в стране, не корректной политической и экономической направленности, незащищенности и деградации молодого поколения, отсутствия действенных или недостаточно корректных способов профилактики. Именно поэтому данная проблема требует тщательного изучения и конкретного понимания.

На сегодняшний день, одним из главных споров в научной среде, а в частности, в криминологической литературе, является определение границ молодежного возраста. Эта проблема связана с тем, что нет четкого представления о том, какие критерии стоит признавать базовыми при определении «юности».

Еще в XIX веке великий русский писатель Л.Н. Толстой абсолютно верно отметил, что самое большое человеческое заблуждение заключается в том, что «мы не скоро привыкаем к тому, что мы большие. Вся наша жизнь до 25 иногда и больше лет противоречит этой мысли» [7, с. 117].

Отсюда следует вывод, что выход человека из категории «несовершеннолетний», социального статуса «ребенок» не означает полного принятия им статуса «взрослый». Этот процесс не происходит моментально и на это требуется куда больше времени.

Данную теорию подтверждает и социолог, доктор философских наук С.И. Левикова: «Молодежь – это одновременно и не дети ... но также и не взрослые» [3, с. 13-14].

Одну из первых теорий и первых классификаций привел французский философ Жан-Жак Руссо. Он считал, что человеческую жизнь можно условно разделить на 5 этапов: от рождения до конца 1 года жизни, от 2 до 12 лет, от 12 до 15 лет, от 15 до 20 лет, от 20 до 25 лет. Юность, по его мнению, занимала 4 этап жизни (от 15 до 20 лет), так как именно в этом возрасте человек способен осознать и принять свою ответственность, достичь определенной зрелости, именно в этот возрастной период происходит физически «взрослое» формирование организма.

Многие русские ученые такие, как М.М. Бабаев и М.Г. Крутер, Н.И. Ветров, Н.П. Подольный, Г.М. Миньковский, Ф.А. Лопушанский, Ю.Н. Крупка, В.Н. Кудрявцев посвятили свои труды данной проблематике.

На сегодняшний момент, все имеющиеся теории о возрастных границах молодежи можно условно разделить на два лагеря:

  • ученые, которые придерживаются мнения о том, что в категорию молодежь должны входить как несовершеннолетние, так и определенная часть взрослых, до 30 лет включительно;
  • ученые, которые считают, что в категорию молодежь, возможно, отнести только лишь взрослое, совершеннолетнее население, от 18 до 30 лет включительно.

К первому лагерю можно отнести таких ученых, как Г.М. Миньковский, Н.И. Ветров, Н.А. Подольный. Все эти авторы единогласно придерживаются мнения о том, что целесообразней всего разделять молодежь на две возрастные группы: от 14 до 17 лет (т.е. подростковый и младший юношеский возраст) и от 18 до 25 лет (т.е. старший юношеский возраст). Связано это с тем, что именно такое разделение дает возможность наглядно увидеть возрастные характерные черты и общие схожие трудности каждой группы, выявить формы проявления общих закономерностей формирования молодого поколения и «наиболее трудновоспитуемой ее части, имеющий отклонения от социальных норм поведения» [1, с. 12].

Ко всему прочему, свою точку зрения данные авторы обосновывают еще и тем, что именно социализация должна выступать в качестве критерия определения молодежного возраста [5, с. 35].

Одно из первых и авторитетных определений социализации дал в своих трудах И.С. Кон, который считал, что под социализацией стоит понимать «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества» [2, с. 19].

Что же касается отечественной литературы, то одним из постулатов является определение «социализации», данное профессором, заслуженным деятелем науки РФ М.М. Бабаевым. По его мнению, социализация является достаточно обширным процессом, на протяжении которого у подростка складываются определенные жизненные ценности, идеалы и принципы социального поведения.

Однако, данная точка зрения вызывает довольно спорный вопрос: а правильно ли брать социализацию за основу при определении возрастных границ молодежи, если можно утверждать, что «социализация – это процесс длиною в жизнь» [8, с. 10]? Ведь этот процесс является непрерывным и его можно лишь разделить на некоторые условные этапы развития человека. К тому же, нужно принимать во внимание тот факт, что если один из этапов развития не пройден, то другой этап попросту может не наступить или сформируется в искаженном виде.

Вторая группа авторов, а именно Ф.А. Лопушанский, Ю.Н. Крупка, В.Н. Кудрявцев, М.М. Бабаев и М.С. Крутер придерживаются мнения, что границами молодежного возраста правильнее считать от 18 до 29 или 30 лет, а смешивать две, хотя и довольно схожих, категории, как молодежь с несовершеннолетние, категорически неверно. Такую свою точку зрения они обосновывают тем, что именно молодежь всегда являлась своего рода «авторитетом» для несовершеннолетних, и, в частности, своим противоправным поведением может оказывать пагубное воздействие на еще неокрепшие умы. К тому же, несовершеннолетние, в отличии от молодежи, имеют ограниченную ответственность, а молодежь, являющаяся по факту совершеннолетними, считаются более устойчивыми к различным криминогенным влияниям [6, с. 53].

Отсюда можно сделать вывод, что социально-психологические особенности у молодежи и несовершеннолетних все же немного разнятся. Однако, авторы не отрицают того, что между причинами преступностью молодежи и преступностью несовершеннолетних, а также при их профилактике, имеется тесная взаимосвязь, из которой следует, что особенности психологии последних так или иначе продолжают выражаться в течении неопределенного временного периода и после достижения ими совершеннолетия [4, ст. 258].

Так, М.М. Бабаев и М.С. Крутер хотя и не согласны с тем, что за основу определения возрастных границ молодежи стоит брать такой процесс, как социализация, но считают, что именно искаженно сформировавшиеся принципы, установки и ориентиры в несовершеннолетнем возрасте человека будут неизбежно перетекать из одного этапа его жизни в другой. Хотелось бы также отметить, что именно они одними из первых обнаружили проблему определения границ молодежного возраста в криминологической науке и начали работу над устранением данного пробела.

Хотелось бы отметить, что вторая точка зрения по поводу определения границ молодежного возраста (от 18 до 29 или 30 лет) является наиболее обоснованной и верной, ведь действительно, молодежь полноправно можно считать обособленной социальной группой, имеющей свои психологические особенности, индивидуальные признаки, наделенной определенной степенью ответственности перед законом, а также играющую определенную роль в обществе, в частности, в формировании жизненного ориентира несовершеннолетних и криминального фона в стране.

Текст статьи
  1. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.184 с.
  2. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. 256 с.
  3. Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004. 607 с.
  4. Павловский В.В. Ювентология: проект интегрированной науки о молодежи. М., 2001. 304 с.
  5. Подольный Н. А. Молодёжная организованная преступность: особенности детерминации и характеристика // Всероссийский криминологический журнал. 2010. №2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnaya-organizovannaya-prestupnost-osobennosti-determinatsii-i-harakteristika (дата обращения: 07.03.2020).
  6. Спиридонов М. С. Сравнительный анализ криминологических исследований молодежной преступности // Современная наука. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-kriminologicheskih-issledovaniy-molodezhnoy-prestupnosti (дата обращения: 09.03.2020).
  7. Толстой Л.Н. Собр. Соч.: в 20 т. Т.19. М., 1965. 624 с.
  8. Шаталов Е.А., Молдаванов К.В. Молодежная преступность и основные направления противодействия ей. Монография М.: Проспект, 2017.55 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 5 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября