Жанровое разнообразие материалов о Байкальском международном кинофестивале «Человек и Природа» основывается на двойственной природе самого объекта освещения. В первую очередь кинофестиваль является событием для общества, с учетом этого факта используется соответствующая группа журналистских жанров при написании материала, то есть информационная.
При изучении материалов о кинофестивале «Человек и Природа» мы пришли к выводу, что в превалирующем большинстве они относятся к информационным жанровым группам.
Самым часто встречающимся жанром, в контексте нашего исследования, можно назвать – заметку. 74% из изученных нами материалов относятся именно к ней. Углубляясь в изучение материалов данной жанровой группы, было выявлено, в основном, использование видов информационной и расширенной заметки.
Материал информационных заметок имеет «говорящий» заголовок, тем самым, сразу вводя в курс дела читателя, также заголовки содержат акциональные глаголы – «Участники фестиваля «Человек и природа» посетили музей Валентина Распутина» [1], «В Иркутске наградили победителей Байкальского кинофестиваля «Человек и Природа» [2], «В Иркутске учредили призы имени Ромма и Гайдая» [3]. Тем самым с помощью этих глаголов выстраивается действие: «посетили», «наградили», «вручили», «учредили» и т.д. Текст выстраивается по форме «перевёрнутой пирамиды», основная информация помещена в лид.
Распространёнными информационными поводами для новостей о кинофестивале становятся сообщения о начале или завершении приёма заявок на участие – «Иркутский областной кинофонд начал прием заявок на участие в фестивале «Человек и Природа» [4], «700 заявок поступило на участие в кинофестивале «Человек и Природа» [5], «249 заявок поступило на фестиваль «Человек и природа» [6]. Также в материале может присутствовать информация об участниках. Инфоповод может касаться начала будущего фестиваля или сроков его проведения, закрытия и награждения победителей: «Гран-при фестиваля «Человек и Природа» вручили в Иркутске» [7], а также изменения в «жизни» самого фестиваля: «Байкальский кинофестиваль «Человек и Природа» получит федеральную поддержку» [8].
Таким образом, можно рассматривать информационные заметки о фестивале не только как часть образа фестиваля, но и как часть общественно-политического дискурса, посредством которого фестиваль проникает в другие сферы жизни, не затрагивающие культуру.
Коммуникативное действие, которое совершает автор информационной заметки – статическое сообщение о событии. О причинах и последствиях события может быть упомянуто ближе к концу новости, где информация выступает в качестве дополнительного бэкграунда. Также в некоторых публикациях в конце новости встречаются небольшие справочные материалы, для обозначения контекста. Например, в материале Irk.ru: «1 февраля стартует приём заявок на Байкальский кинофестиваль «Человек и Природа» [9], в конце заметки вставлена справка о самом кинофестивале.
В расширенной заметке в отличие от информационной подается больше информации. Она содержит в себе больше фактов и информации о новости, также расширенная заметка может включать в себя небольшое интервью или мини-вывод. Так если сравнивать два материала на тему начала фестиваля, публикация в жанре расширенной заметки, помимо основной информации о датах, месте проведения, странах участниках и фильме открывающем кинопоказ, сообщает ещё о фильмах-участниках, состава жюри и номинациях, в которых представлены картины. Кроме того, сообщение о схожих событиях в расширенной заметке представлено более развернуто. Несмотря на более полное описание событий и явлений, расширенная заметка встречается на порядок реже. Из изученных нами материалов в этом жанре опубликовано лишь 21% материала.
Если рассматривать более полно, то жанр информационная заметка разветвляется на такие подвиды как: новостная заметка, анонс, мини-обозрение, аннотацию, вопрос-ответ.
Из всех изученных заметок, новостная занимает 40% материалов. Материалы в этом жанре представлены в виде короткого справочного сообщения. Мы пришли к выводу, что это произошло ввиду скорости распространения и доступа к информации в электронных ресурсах.
Для наглядности приведём в пример публикацию «Жерара Депардье пригласят в жюри кинофестиваля «Человек и Природа» [10]. Она имеет заголовок-хэдлайн, ввиду чего главная информация новости уже ясна. В первой части заметки коротко излагается сама цель повествования - «Знаменитого французского актера Жерара Депардье пригласят в жюри Байкальского международного фестиваля документальных и научно-популярных фильмов «Человек и Природа» имени Валентина Распутина». После небольшая информация о похожем событие прошедшем в более ранний период – «В прошлом году Депардье впервые посетил Иркутск. Он приезжал на фестиваль «Звезды на Байкале». И в самом конце информация о самом культурном мероприятии – «15-й фестиваль традиционно пройдет в Иркутске в конце сентября».
Чаще всего интернет-издания пишут короткие новости, которые удобно прочитать со смартфона и быстро войти в курс дела. Новость представляет собой сжатый рассказ о событии, в котором факты расположены по убыванию важности.
Анонсирующие заметки представляют собой сообщения о будущих культурных мероприятиях. В рамках освещения кинофестиваля, такие материалы, на наш взгляд, должны были встречаться чаще. Однако из всех изученных публикаций анонс встречается в 10%, хотя мини-обозрения о кинофестивале «Человек и Природа» в превалирующем большинстве имеет анонсирующий характер, ввиду тематики освещения, в итоге вместе с ним мы имеем 13% от всех заметок.
Подобного рода тексты, как правило, имеют заголовок, в котором уже содержится информация о готовящемся мероприятии – «Пять полнокупольных картин покажут на кинофестивале «Человек и Природа» [11], «Режиссер фильма «Усатый нянь» встретится с иркутянами 20 сентября» [12], «12 сентября в Иркутске состоится творческая встреча с Эмиром Кустурицей» [13]. Текст содержит краткое описание планируемых событий - «В списке полнокупольных фильмов: «Озеро Байкал: Зимний дух», «Минин», «Снимая звёзды», «Майя: космические архитекторы», «Тайны Калакмуля». В каждый сеанс входит полнокупольная экскурсия по звёздному небу над Иркутском», «На мастер-классе по экранизации русской сказки режиссер расскажет о своей работе «Последний богатырь. Продолжение».
И в обязательном порядке в материалах анонс-заметки указывается дата и место освещаемого мероприятия – «С 5 по 9 октября желающие могут посмотреть фильмы с обзором в 360 градусов в Иркутском планетарии». Возможна дополнительная информация, для понимания контекста материала «Владимир Грамматиков — советский и российский кинорежиссер, сценарист, продюсер, актер, педагог. Заслуженный деятель искусств».
Следующим по процентному количеству материалов в информационных жанровых группах следует отметить информационную корреспонденцию. Среди изученных публикаций о кинофестивале «Человек и Природа» данный жанр включает в себя 21% от всех информационных текстов. Информационная корреспонденция отличается от заметки более детальным и более широким освещением предмета.
Примером информационной корреспонденции является публикация RGRU «Что показал кинофестиваль «Человек и Природа» [14] содержит подзаголовок, в котором сообщается базовая информация, в рамках этого материала, тем самым автор сразу вводит читателя в курс дела – «В Иркутске состоялся 21-й Байкальский международный кинофестиваль «Человек и Природа» имени В.Г. Распутина».
Явным отличием от информационной или даже расширенной заметки является более обширное освещение выбранной темы, за счёт более подробного описания события, включения в материал мини-интервью.
Также в данном жанре могут использоваться рубрики. Как в материалах RGRU в информационной корреспонденции в конце публикации встречаются подзаголовки «Ещё награды» [2], «Кстати» [2, 15], «К слову» [16, 17], «Справка РГ» [1, 15], «Тем временем» [18, 19, 20]. В превалирующем большинстве материалы о БМКФ в RGRU публикуются в виде информационной корреспонденции, также встречаются и информационные интервью.
Публикации интервью, касающиеся кинофестиваля, – редкость. Из всех изученных материалов интервью составило лишь 3%. Чаще всего участниками интервью, в рамках исследуемой темы, выступают авторы представленных на мероприятии кинокартин или известные актёры, снявшиеся в фильмах – участниках кинофестиваля. Так в опубликованном интервью RGRU «Андрей Мерзликин: «Брестская крепость» изменила мою творческую судьбу» [21] появилось благодаря премьере документального фильма «Облепиховое лето», в рамках Байкальского кинофестиваля «Человек и Природа». Фильм посвящён Александру Вампилову, роль которого и сыграл известный актёр Андрей Мерзликин.
Аналитическая группа журналистских жанров в области материалов о кинофестивале «Человек и Природа» представлена в жанрах рецензии и обозрения.
Материалы, освещающие БМКФ, в жанре «обозрение» публикуются ежегодно после завершения кинофестиваля. За последние 5 лет, из всех изученных нами материалов, в этом жанре публикации составили всего 2%. Кроме того, материалы с такой жанровой природой были найдены только в «СК-новости» [28, 29, 30]. Обозрение в газете Союза кинематографистов РФ представляет собой объемную публикацию, как правило, на целую полосу, состоящую из анализа и мини-рецензий нескольких выдающихся фестивальных картин. Подобные публикации отвечают за общее представление о Байкальском международном кинофестивале в киносреде.
Жанр рецензия, в рамках освещения фестиваля «Человек и Природа» встречается редко. За последние 5 лет материал в данном жанре был опубликован в 2018 году на региональном интернет-портале Irk.ru [22]. Рецензия была по фильму «Облепиховое лето», посвящённому Александру Вампилову, великому русскому прозаику и драматургу.
Данный фильм стал инфоповодом для многих публикаций на различных информационных площадках в тот год, как федеральных, так и региональных. Однако во всех остальных случаях материалы публиковались в превалирующем большинстве в информационной группе жанров.
Возможно, тот факт, что фильм был снят в память знаменитого сибиряка, стал настолько значимым для СМИ региона, что послужило появлению в медиапространстве материала не в «поверхностном» - информационном жанре, а в «глубоком» – аналитическом.
Из рассмотренных нами материалов, за последние 5 лет федеральными СМИ представлено 21% публикаций о Байкальском международном кинофестивале «Человек и Природа», в то время как региональное медиапространство содержит в себе около 79% материалов. При этом в федеральных СМИ 89% материалов относятся к информационной группе жанров, из которых только 22% «заметка», и в 52% встречается жанр «информационная корреспонденция». Аналитические жанры в федеральных СМИ представлены жанром «обозрение», их количество – 11%.
В регионе же, за выбранный для изучения временной период, только 1% материалов можно отнести к аналитическим жанрам, остальные же являются материалами информационных жанров, таких как заметка – 88%, информационная корреспонденция 10%, информационный обзор 1% материала.