Главная
АИ #50 (129)
Статьи журнала АИ #50 (129)
Активные методы и формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на...

Активные методы и формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Автор(-ы):

Локтева Надежда Матвеевна

Секция

Математика

Ключевые слова

активные методы обучения
эффективность процесса

Аннотация статьи

Исследование посвящено комплексному анализу активных методов и форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики.

Текст статьи

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в образовательной практике. Одной из проблем, волнующих учителей, является вопрос: «Как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске?».

Активизация познавательной деятельности учащихся – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.

В условиях специальной школы, учитывая дефект познавательной деятельности учащихся, необходимо прежде всего развивать исполнительскую, воспроизводящую деятельность учащихся. Но только развитием этих видов деятельности учащихся нельзя ограничиваться, так как в должной мере должны решаться задачи коррекции, подготовки к овладению профессией, социальной реабилитации и адаптации.

Развивая воспроизводящую деятельность учащихся, необходимо решать более сложную задачу - развитие их инициативы, творческой деятельности, использование полученных знаний сначала в аналогичных, а затем в новых условиях, для решения новых задач. Это возможно лишь при учете не только особенностей их познавательной деятельности, но и личностных качеств, их отношения к процессу познания, учению.

Способы и приёмы педагогического воздействия, которые стимулируют обучаемых к активности мысли, к творчеству, новаторству, исследовательской деятельности в достижении различных задач и есть активные методы обучения.

Активные методы обучения призваны подталкивать обучаемых к самостоятельному решению в сложных вопросах и на основе глубокого системного исследования имеющихся обстоятельств и явлений выработать наиболее правильное решение по исследуемой проблеме для осуществления его в практической деятельности.

Активные формы занятий – это формы организации учебно-воспитательного процесса, способствующие всевозможному (коллективному, индивидуальному, групповому) изучению (усвоению) учебного материала (вопросов, проблем), динамичному взаимодействию преподавателя и обучаемых, оживлённому обмену мнениями между ними, направленному на достижение правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.

Активные формы и методы нерушимо связаны друг с другом. Осуществляя активное обучение, его формы и методы образуют определённый вид занятий. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов. Значительного усиления учебной активности и её эффективности можно добиться, если на занятиях используются активные методы. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер.

Активные методы обучения опираются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека фиксируется (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Таким образом, наиболее продуктивная форма обучения должна опираться на активном введении в соответствующее действие. Эти данные указывают на уместность использования активных методов обучения.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства учителя. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием активных методов обучения определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель – ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее чем на 10%.

Хочется отметить следующие преимущества совместной учебной деятельности:

  • возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания;
  • растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
  • снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;
  • ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  • меняется характер взаимоотношений между учениками;
  • ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;
  • учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы.

Активные формы обучения в преподавании математики:

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Наиболее целесообразно использовать дидактические игры и игровые ситуации при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Приведу примеры игр, которые я использую на уроках.

Дидактическая игра «Юный художник».

Эта игра проводится по теме «Ломаная». Ученикам предлагается по точкам построить ломаную линию, чтобы получился определённый рисунок. А также предлагается обратное задание: нарисовать любой рисунок, имеющий конфигурацию ломанной.

Игра «Горячий стул» – ученик садится на стул, а учащиеся задают примеры для устного решения до тех пор, пока он не собьется, затем его сменяет тот, кто предложил последний пример, игра продолжается. Побеждает тот, кто решил больше примеров.

Игра «Считайте, не зевайте» – каждый член команды получает табличку, на которой написаны номера от нуля до девяти. Учитель зачитывает задание, ребята устно считают, обладатели табличек с цифрами, из которых образуется ответ, должны выбежать к доске и вставить так, чтобы получился правильный ответ. Например, задание: уменьшить сумму чисел 49 и 47 в 8 раз, обладатели номеров 1 и 2 выбегают и встают, чтобы получилось 12.

Игру «математическое домино» целесообразно проводить по теме «Таблица умножения», «Таблица сложение». Игра проводится:

  • в начале урока, разделив класс по рядам, с целью включить учащихся в работу на уроке;
  • как дополнительное задание для детей, решающих быстрее остальных, разделив их на пары;
  • как дополнительные занятия после уроков.

Игровые разминки.

Разминки – это упражнения-задания, которые помогают разрядить атмосферу, снять усталость и напряжение, взбодрить учеников, перейти от одного вида деятельности к другому, актуализировать знания, закрепить навыки. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

Мозговой штурм (мозговая атака) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников.

Чтобы выявить, насколько хорошо усвоена та или иная тема по математике, применяются различные формы контроля знаний. Одна из них – тесты.

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в балах по единым критериям. Это позволяет определить, кто овладел им на минимальном уровне, кто уверенно владеет знаниями и умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой. Задание должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнаваемости и воспроизведения, применения в знакомой ситуации или творческого применения.

Например, урок математики в 5 классе на тему «Обыкновенные дроби»,

«Закончи фразу!».

  1. Обыкновенная дробь состоит из...
  2. При сравнении дробей с одинаковыми знаменателями сравнивают...
  3. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя называется...
  4. Знаменатель дроби показывает...

Метод ассоциации.

Гораздо легче усваивается ход решения, если некоторые его моменты связаны с жизнью, этапы решения сравниваются с понятиями окружающего мира. В этом случае математическое умозаключение ассоциируется с представлениями реальной действительности, либо происходит зрительная ассоциация.

Сравнивая числа и числовые выражения, ребята часто путают знаки > и <, поэтому и допускают ошибки, предлагаю ассоциации с жизни: Большой петух клюёт маленького цыплёнка.

Метод самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на уроке. В течение урока ученики поэтапно заполняют маршрутные листы или листы успеха или индивидуальные карточки контроля знаний. За каждый этап учащийся в течение всего урока самостоятельно выставляет набранное количество баллов, в конце урока суммирует баллы и выставит себе оценку за урок.

Методы получения обратной связи. «Незаконченное предложение».

Участникам предлагается закончить следующие предложения:

  1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня…
  2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…
  3. Сегодня я понял(а), что…

Использование инновационных технологий на уроках математики

В работе сейчас применяют многочисленные инновационные технологии: уровневую дифференциацию обучения, личностно ориентированное обучение,

Новые педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, именно они позволят в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. Конечно же, говоря об активных методах обучения нельзя не отметить применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Известно, что ученики проявляют большой интерес, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. Поэтому целесообразно использовать презентации, как изложение к объяснительному материалу, закрепление изученных тем, знакомство с историей математики, как иллюстрации внеклассных мероприятий.

Остановлюсь подробнее на применении приемов технологии Критического мышления.

Приём «Синквейн» – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его квадрат.

Фигура

Прием «Ромашка»:

Делается цветок на каждом лепестке, которого содержится вопрос или указан термин, понятие. Каждый ученик отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или дает определение термину. Применяется как вариант проверки домашнего задания, обобщения материала.

Рис.

В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Верю - Не верю».

Например, на уроке математики по теме «Чётные и нечётные числа» можно использовать такие вопросы:

  1. 25 – число чётное? (нет)
  2. 88 – число чётное? (да)

Практика показывает, что активные методы и формы обучения - очень мощный инструмент в руках учителя. Методически верно организованные они требуют от учащихся активной познавательной деятельности не только на уровне воспроизведения или преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствуют сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Умение увлечь учеников работой, научить их учиться, и есть педагогическое мастерство, к которому нужно стремиться.

Рецензент – Бабурчина А. И.

Список литературы

  1. Бочкова Н. В. Как вести дискуссию // http://festival.1september.ru/articles/582172/ (дата обращения 12.2013)
  2. Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация и обучение персонала компании. Второе издание, переработанное и дополненное. М.: 2003.
  3. Активные и традиционные методы обучения // http://rudocs.exdat.com/docs/index-415663.html (дата обращения 12.2013).

Поделиться

378

Локтева Н. М. Активные методы и формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики // Актуальные исследования. 2022. №50 (129). Ч.I.С. 6-10. URL: https://apni.ru/article/5212-aktivnie-metodi-i-formi-obucheniya-detej-s-og

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля