Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в постиндустриальном современном обществе умственный труд является приоритетным. Это доказывается увеличением различных ВУЗов, факультетов, и разрастающейся сферой услуг. Научно-техническое совершенствование привело к автоматизации, компьютеризации и робототехнике. Современные люди, особенно подростки и молодежь, ведут малоподвижный образ жизни, занимаясь учебой или работой, не отходя от компьютеров.
Результатом такого образа жизни является негативный вектор состояния здоровья молодых людей, изменение массы тела, нарушение осанки, снижения зрения, психические отклонения и др. Поэтому очень актуальным на сегодняшний день является необходимость физической подготовки студентов и как будущих специалистов и как физически и психически здоровых личностей.
В настоящее время овладение наукой требует от студентов высоких психических, физических и психоэмоциональных затрат.
Анализ литературы по существующей проблеме показывает, что физическая культура и спорт, физическая активность очень важны на всех этапах становления личности человека. Определенные физические нагрузки, перемежающиеся с умственной деятельностью, способствует росту эффективности учебной и профессиональной деятельности, повышают учебную и трудовую работоспособность. И, наоборот, при продолжительном ограничении физической активности происходит снижение функции внимания, памяти, мышления и соответственно общей работоспособности.
Особое внимание хочется обратить на контингенте современного студенчества, который характеризуется высокой устойчивой умственной нагрузкой с минимальной двигательной активностью. В таких условиях возникает необходимость повышения стрессоустойчивости организма студентов. Включение в учебную деятельность оптимальных физических нагрузок создает благоприятные предпосылки сглаживания отрицательных воздействий условий внешней среды на физическое и психологическое состояние студентов.
Целью данного исследования является физическая активность студентов.
Задачами данного исследования являются
- изучить теоретические аспекты физической активности в процессе образовательной деятельности у студентов;
- исследовать мотивацию к физической активности у студентов Уральского государственного медицинского университета.
1. Теоретические аспекты физической активности в процессе образовательной деятельности у студентов
Здоровье – понятие комплексное, объединяющее физическое, психическое, нравственное (социальное) благополучие. Наследственность, условия труда и быта, состояние воздуха, воды, экологии, качества пищи, места проживания, отношение в семье, учебном учреждении – факторы, от которых зависит здоровье, состояние студентов.
Двигательная активность, физические нагрузки, являются естественной потребностью человеческого организма. Физически подготовленные люди, соблюдающие правила ЗОЖ, в 2 раза реже болеют, более активны в жизни, учебном процессе, в дальнейшем на рабочем месте.
В связи с технологическим прогрессом, замечено ухудшение здоровья студентов [10].
Среди студентов наблюдается рост в 1,6 раза заболеваемости остеохондрозом. Основной причиной появления, прогрессирования заболеваний опорно-двигательной системы является малоподвижный образ жизни, вызывающий мышечную гипотонию.
Студенты забывают держать ровную осанку, находясь часами в одном положении. Низкая физическая активность замечается почти у 70% студентов. Неспособность мышечного корсета сдерживать костный остов в вертикальном положении представляется результатом малой физической активности. Студенты предпочитают посещать тренажерные залы, в которых чаще бесконтрольно занимаются на силовых тренажерах.
Нагрузки оказываются в значительной степени выше допустимых, подбираются без учета противопоказаний, что ведет к высокому уровню получения травм, стремительному усугублению уже имеющейся патологий опорно-двигательной системы [2].
Проблемой современности является несбалансированная высококалорийная пища, не соблюдение режима питания. Питание студентов насыщено полуфабрикатами; продуктами с ароматизаторами, красителями, консервантами. Результатами опроса выявлено, что более половины студентов питаются 2 раза в сутки [4].
Многие не завтракают совсем. Около трети принимают горячую пищу лишь 1 раз в сутки, вместо рекомендованного питания (5-6 раз в сутки) небольшими порциями. Организм студентов не получает необходимых полезных веществ. Качественный состав еды большинства студентов не соответствует потребности организма в витаминах, белках, жирах, углеводах, минеральных веществах [12].
Систематическое неправильное, вредное питание в первую очередь провоцирует заболевания желудочно-кишечного тракта, сахарного диабета, сердечно-сосудистые заболевания. Частичный переход высшего образования на коммерческую основу, рост стоимости жилого пространства, коммунальных услуг, основного набора продуктов питания, лекарств, привело к тому, что физическая и умственная нагрузка на студентов возрастает.
Происходит значительное ослабление иммунной системы. Переход ВУЗов в категорию научно-исследовательских университетов влечет за собой усложнение учебной программы, реорганизацию кафедр, ужесточение контроля над учебным процессом и студентами. Большие физические и психические нагрузки, перегрузки способствуют функциональным отклонениям, увеличению хронических заболеваний. Количество студентов, курящих, употребляющих алкогольные напитки, наркотические вещества достигло 72,8 % [7].
В последнее время проблемам вредных привычек уделяется повышенное внимание. Физическая культура является важнейшим пунктом формирование активной, энергичной жизненной позиции; является индивидуальным процессом, результатом человеческой жизнедеятельности.
Физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление) – элементы, входящие в устройство физической культуры. У студентов, подключенным к систематическим занятиям физической культурой, спортом (особенно подвижными видами спорта, такими как футбол, волейбол, баскетбол и т. д.), демонстрирующих достаточно хорошую высокую активность, складывается конкретный стандарт повседневного правильного режима дня, отдыха. Увеличивается уверенность в себе, поведении, уровень жизненного тонуса, хорошее самочувствие, легкость в повседневных днях [13].
Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются неотъемлемой частью в быту, отдыхе студентов.
Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности. У студентов присутствует недостаток самодисциплины. Наблюдается слабая посещаемость занятий по физической культуре [14].
Степень формирования целей к повышению уровня физической активности низкая. Студенты недооценивают значимость, важность занятий физической культуры. С каждым годом растет количество студентов, относящихся к специальной медицинской группе и освобожденных от практических занятий по физической культуре.
Регулярная физическая активность, соблюдение ЗОЖ уменьшают риск многих заболеваний, укрепляют здоровье. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – комплекс форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, построенная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.
ЗОЖ обеспечивает согласованное развитие, сбережение и укрепление здоровья, высокую и полную работоспособность, помогает раскрыть особо ценные стороны личности, нужные в условиях динамического развития общества и среды. Верный и правильный режим труда и отдыха, упразднение вредных привычек, достаточная двигательная активность, личная гигиена, закаливание, духовность, рациональное целесообразное правильное питание, с правильным режимом потребления – главные компоненты, включающие в себя здоровый образ жизни [8].
Неблагоприятное влияние на ухудшение здоровья играет экологический фактор, наследственность, условия и образ жизни. Физическая активность человека влияет не только на здоровье, но и на работоспособность умственную, физическую.
Склонность к стрессам, ослабление реакций на изменения окружающей среды приводит к нарушениям в работе опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной и других систем организма. Возникает необходимость вести здоровый образ жизни. На протяжении всего процесса обучения необходимо вести непрерывный процесс физического воспитания. Здоровый студент является физически активным во всех сферах жизнедеятельности.
Таким образом стоит отметить, что здоровый образ жизни влияет на качество и продолжительность жизни студентов. Только физическая активность, осознанная потребность в занятиях физической культурой и спортом, могут сохранить и укрепить состояние здоровья, повысить уровень физического развития и физической подготовленности.
2. Мотивация к физической активности у студентов Уральского государственного медицинского университета
Исследование мотивации к физической активности у студентов Уральского государственного медицинского университета (далее – УГМУ) проводилась с помощью анкетирования.
Проведение исследования происходило на базе Уральского государственного медицинского университета в течение учебного года. В эксперименте принимали участие 67 студентов 18–23 лет разных курсов. Анкета об исследовании, направленная на повышение эффективности занятий по предмету «Физическая культура» и физической активности представлена в приложении А.
Удовлетворительное состояние по всем курсам в среднем отметили 58,9% респондентов. Такое состояние здоровья на 1 курсе респондентами оценивается в 53,6 % с постепенным увеличением показателя до 64,0 % в течение учебного года.
Это обуславливается активным участием студентов в занятиях физической культурой и самостоятельными занятиями физической нагрузкой.
Плохое состояние здоровья по всем курсам в среднем отметили 9,4% респондентов; при этом такое состояние здоровья на 1 курсе отметили 4,7% респондентов, к концу обучения на 4 курсе эта величина возросла до 14,1%, т. е. на 9,4 % (достоверно при р <0,05).
У определённого количества студентов от 1 к 4 курсу происходит постепенное ухудшение состояния здоровья: так, оценка хорошего состояния снижается на 19,8%, а удовлетворительного и плохого состояния увеличивается (соответственно на 10,4 и 9,4%).
При анализе отношения студентов к своему здоровью выделены три основные характеристики: сбережение здоровья, беспокойство о нем, безразличие. В среднем по всем курсам 12,9% респондентов указали, что они берегут свое здоровье. Такое отношение на 1 курсе определяется в 9,5%, на 5 курсе – в 15,6%, т. е. отмечается некоторое увеличение (6,1%) показателя, различия при р <0,05 недостоверны.
Таблица 1
Мнение студентов УГМУ (1–4 курсы), по проблеме оценки своего здоровья и отношения к нему (количество, %) в начале учебного года
Показатели оценки здоровья |
Курсы |
% | |||||||
1. п=42 |
2. п=35 |
3. п=22 |
4. п=24 | ||||||
кол. |
% |
кол. |
% |
кол. |
% |
кол. |
% | ||
хорошее |
30 |
36,6 |
24 |
32,0 |
19 |
26,4 |
14 |
21,9 |
31,7 |
удовлетворительное |
47 |
57,3 |
44 |
58,7 |
44 |
61,1 |
41 |
64,0 |
58,9 |
плохое |
5 |
6,1 |
7 |
9,3 |
9 |
12,5 |
9 |
14,4 |
9,4 |
Отношение к здоровью | |||||||||
берегу здоровье |
10 |
12,2 |
10 |
13,3 |
10 |
13,9 |
10 |
15,6 |
12,9 |
беспокоюсь о здоровье |
19 |
23,2 |
22 |
29,3 |
25 |
34,7 |
25 |
39,1 |
28,6 |
безразлично |
53 |
64,6 |
43 |
57,4 |
37 |
51,4 |
29 |
45,3 |
58,5 |
Проявление беспокойства о своем здоровье в среднем по всем курсам отметили 28,6% респондентов. Такое отношение к своему здоровью от 1 к 4 курсу приобретает все большее значение, показатель от 16,7 % увеличивается до 39,1%, т. е. на 22,4 % (различия достоверны при р<0,05).
Безразличное отношение к своему здоровью в среднем по всем курсам отметили 58,5%. Однако, такое отношение от 1 к 4 курсу изменяется в сторону снижения величины этого показателя от 73,8% до 45,3%, т. е. на 28,5 % (различия достоверны при р<0,05).
Таблица 2
Показатели студентов УГМУ (1–4 курсы) по проблеме отношения к своему здоровью (в %) отношении к концу учебного года
Показатели |
Курсы | |||||
|
1 |
2 |
3 |
4 | ||
1. Оценка своего здоровья в процентах ( % ) | ||||||
Хорошее |
- |
36,6 36,8 |
32,0 31,8 |
26,4 26,8 |
21,9 21,9 | |
Разница |
- |
-0,6 |
0,6 |
-1,5 |
0 | |
Удовлетворительное |
- |
57,3 56,2 |
58,7 58,8 |
61,1 61,4 |
64,0 64,0 | |
Плохое |
- |
6,1 7,1 |
9,3 9,4 |
12,5 11,8 |
14,1 14,1 | |
Разница |
- |
-14,1 |
-0,1 |
5,9 |
0 | |
2. Отношение к здоровью в процентах ( % ) | ||||||
Берегу здоровье |
- |
12,2 11,1 |
13,3 12,5 |
13,9 14,1 |
15,6 15,6 | |
Разница по пункту 2 |
- |
9,9 |
6,4 |
-1,4 |
0 | |
Беспокоюсь о здоровье |
- |
23,2 223 |
29,3 27,9 |
34,7 33,5 |
39,1 39,1 | |
Разница |
- |
4,6 |
5,0 |
6,3 |
0 | |
Безразлично |
- |
64,6 66,6 |
57,4 59,5 |
51,4 52,4 |
45,3 45,3 | |
Разница |
- |
-3,0 |
-3,35 |
-1,9 |
0 |
Таким образом, от 1-го к 4 курсу среди студентов УГМУ отмечается постепенный рост внимания к своему здоровью в течение учебного года в форме беспокойства о нем и стремление беречь его; в то же время наблюдается постепенное снижение безразличного отношения к своему здоровью, что, по-видимому, связано с занятиями по физической культуре.
Как видно, из объективного прогнозирования проблемных значений отношения студентов к своему здоровью, отмечаются (см. табл. 2):
- постепенное ухудшение состояния здоровья: так, оценка хорошего состояния снижается на 19,8%, а удовлетворительного и плохого состояния увеличивается соответственно на 10,4 и 9,4%;
- постепенный рост внимания к своему здоровью в форме беспокойства о нем (на 22,4%) и стремления беречь его (6,1%); в то же время отмечается постепенное снижение безразличного отношения к своему здоровью (на 28,5%) у студентов УГМУ.
Организацию и проведение занятий на основе использования средств и методов какого-либо вида спорта в среднем по всем курсам предпочитают 44,7% студентов УГМУ. Здесь отмечается обратная тенденция: показатели мнений респондентов от I курса (20,2%) к 4 курсу (57,8%) резко возрастают - на 37,6 % (достоверно при р<0,05).
Такая же тенденция отмечается при сопоставлении 1 и 2 курсов, как непосредственно проходящих такую систему занятий - разница достоверна при р<0,05 и составляет 29,2% (достоверно при р<0,05). Таким образом, демонстрируется стремление студентов к организации и проведению занятий на новых, нетрадиционных началах.
Безразличное отношение к содержанию занятий в среднем по всем курсам отметили 25,0% респондентов. Здесь отмечается некоторая тенденция к отходу от такой оценки: так, величина мнений респондентов на 1 курсе (29,8%) снижается к 4 курсу (23,5%) на 6,3% (при р<0,05 недостоверно).
Как видно из таблицы 3, наиболее предпочтительными видами спорта для занятий физической культурой у студентов УГМУ оказались спортивные игры, но предпочтительнее всех – волейбол (34,2% выбора студентов), баскетбол (22,4% выбора), футбол (14,5%).
Таблица 3
Показатели выбора приоритетного вида спорта для занятий физической культуры (кол-во, %) в течение учебного года
Виды спорта |
Юноши и девушки | |||
Девушки 1-2 курс |
Юноши 3-4 курс |
Девушки 1-2 курс |
Юноши 3-4 курс | |
п=39 |
п=40 |
п=45 |
п=42 | |
Настольный теннис (в начале года) (в конце года) |
6 |
7 |
6 |
5 |
15,4 |
17,5 |
13,3 |
11,9 | |
Волейбол (в начале года) (в конце года) |
15 |
15 |
14 |
12 |
38,5 |
37,5 |
31,1 |
28,6 | |
Баскетбол (в начале года) (в конце года) |
10 |
10 |
9 |
8 |
25,6 |
25,0 |
20,0 |
19,0 | |
Футбол (в начале года) (в конце года) |
2 |
2 |
2 |
2 |
5,1 |
5,0 |
4,4 |
4,8 | |
Легкая атлетика (в начале года) (в конце года) |
1 |
1 |
6 |
5 |
2,6 |
2,5 |
17,8 |
13,8 |
Как видно из таблицы 3, студенты хотели бы занятия по физическому воспитанию проводить в предпочитаемом ими виде двигательной активности. Так, большая часть студентов на занятиях физической культурой предпочла бы волейбол (что в начале года, что и в конце), четверть студентов отдало предпочтение спортивным играм и часть студентов в качестве ведущих форм двигательной активности рассматривали баскетбол, настольный теннис.
Также в начале и в конце учебного года было подсчитано количество пропущенных занятий без уважительной причины занятий по дисциплине «Физическая культура» среди студентов обеих групп. Число пропущенных занятий в группе №1 в середине немного уменьшилось с 16 ± 2 до 14 ± 2, но в группе студентов №2 статистически значимо (P<0,01) и уменьшилось с 16 ± 2 до 6 ± 2.
Эти основные гемодинамические параметры (частота сердечных сокращений), полученные в результате теста молодых людей с 20 приседаниями, которые студенты выполнили в начале и в конце исследования, показали небольшое увеличение частоты сердечных сокращений и МОК в группе студентов. №1. Группа студентов №2 выявила значительное (P <0,05) снижение частоты сердечных сокращений и МОК по сравнению с данными, полученными в ранних исследованиях. Основные результаты исследования представлены в таблице 4 [11].
Таблица 4
Данные о количестве пропущенных занятий и динамике основных гемодинамических показателей у студентов учебных групп
Группы |
Начало исследований |
Конец исследования | ||
Количество пропущенных занятий |
HR* (ЧСС) |
Кол-во пропусков |
HR (ЧСС) | |
Групп №1 (1–2 курс) |
16±2 |
82±2 |
14±2 |
86±2 |
Групп №2 (3–4 курс) |
16±2 |
85±2* |
6±2 |
78±2 |
* Частота сердечных сокращений
Результаты исследования свидетельствуют о значительном сокращении количества пропущенных занятий по физическому воспитанию в группе студентов №2, которых попросили выбрать удобное для них время с точки зрения совмещения работы и подготовки к посещению. Студенты группы №1, для которых посещаемость была ограничена рамками расписания занятий, могли лишь незначительно сократить количество пропущенных занятий из-за совмещения своей работы и учебы [1].
Рис. 1. Количество пропущенных занятий в начале и в конце исследования (учебного года) у студентов двух групп
Рис. 2. Частота сердечных сокращений в начале и в конце исследования (учебного года)
Эти основные гемодинамические параметры (частота сердечных сокращений) у обследованных студентов показали, что у студентов из группы №1 было зафиксировано небольшое увеличение показателей сердечного ритма по сравнению с измерениями, проведенными в начале академического семестра, что указывает на некоторое ухудшение уровень их физического здоровья.
Группа студентов №2 показала значительное (P<0,05) снижение частоты сердечных сокращений, что свидетельствует о значительном повышении уровня операционной готовности молодых людей к физической активности за счет сохранения и усиления уровня их физического здоровья [3].
Таким образом, управление процессом физической активности студентов Уральского государственного медицинского университета можно осуществлять путем распределения их в однородные группы по выраженности индивидуальных результатов в показателях физических качеств, т. е. по биологической предрасположенности к определенному виду физической деятельности и предпочтению того или иного вида спорта.
Организация учебного процесса, направленная на развитие ведущих физических качеств, создает условия для формирования у большинства студентов оптимальной структуры физической подготовленности.
Кроме того, повышение интереса студентов к занятиям физической культурой за счет форм активности, индивидуально привлекательных для каждого конкретного студента влечет за собой формирование у них устойчивой положительной мотивации к выполнению физических упражнений и вырабатывает у студентов убежденность в действенности физической культуры и спорта.
Заключение
В заключении данного исследования необходимо сделать следующие выводы, согласно задачам исследования.
1. Занятия физической культурой и физическая активность студентов способствуют совершенствованию органов чувств особенно мышечно-двигательной чувствительности, зрительных и слуховых восприятий.
Под влиянием физических нагрузок у студентов совершенствуется строение, деятельность всех органов и систем организма, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями являются неотрывным компонентом научному формированию труда, восполняют дефицит двигательной активности, способствуют более продуктивному восстановлению организма после утомления, увеличению физической и умственной работоспособности.
Существует тесная связь между деятельностью мышц и внутренних органов. Меняется деятельность сердца, лёгких, почек. При многих болезнях, верно дозированные физические нагрузки задерживают формирование болезненного процесса, способствуют более быстрому восстановлению нарушенных функций.
Здоровый образ жизни влияет на качество и продолжительность жизни студентов. Только физическая активность, осознанная потребность в занятиях физической культурой и спортом, могут сохранить и укрепить состояние здоровья, повысить уровень физического развития и физической подготовленности.
2. Исследования проводились на базе Уральского государственного медицинского университета в течение учебного года. В эксперименте принимали участие 67 студентов 18–23 года разных курсов.
Анализ мотивации и отношения к физической культуре и активности у студентов 1–4 курсов обучения УГМУ показал следующее: активная посещаемость занятий в среднем составляет 44,2%, значительная часть студентов 55,8% отмечается пассивным отношением (безразлично, по необходимости).
Удовлетворительное состояние по всем курсам в среднем отметили 58,9% респондентов. Такое состояние здоровья на 1 курсе респондентами оценивается в 53,6 % с постепенным увеличением показателя до 64,0 % в течение учебного года. Это обуславливается из-за активного участия студентов в занятиях физической культурой и самостоятельными занятиями физической нагрузкой.
Плохое состояние здоровья по всем курсам в среднем отметили 9,4% респондентов; при этом такое состояние здоровья на 1 курсе отметили 4,7% респондентов, к концу обучения на 4 курсе эта величина возросла до 14,1%, т. е. на 9,4 % (достоверно при р < 0,05).
Основными причинами пассивного отношения являются: неудовлетворенность студентов формой и организацией проведения занятий 33,4%; неудовлетворенность содержанием занятий 47,7%.
Анализ мотивационно-личностных интересов у студентов УГМУ при выборе конкретного вида спорта как приоритетного содержания занятий по физической культуре показал, что наиболее предпочтительным является волейбол - 34,2% выбора самих студентов, далее следуют баскетбол - 22,4%, настольный теннис и футбол - 14,5% выбора и т.
Управление процессом физической активности студентов можно осуществлять путем распределения их в однородные группы по выраженности индивидуальных результатов в показателях физических качеств, т. е. по биологической предрасположенности к определенному виду физической деятельности и предпочтению того или иного вида спорта.
Организация учебного процесса, направленная на развитие ведущих физических качеств, создает условия для формирования у большинства студентов оптимальной структуры физической подготовленности.