Понятие политической стабильности занимает важное место в современном политическом дискурсе и играет существенную роль при оценке качества политической системы. Отдельный интерес представляет вопрос о том, каким образом политическая стабильность в государстве влияет на его граждан, их поведение, отношение к политическим процессам и акторам.
А. С. Макарычев профессор региональных политических исследований Тартуского университета выделяет восемь возможных трактовок категории стабильности:
- стабильность как отсутствие в обществе реальной угрозы не легитимного насилия или наличие у государства возможностей, позволяющих - в кризисной ситуации – справиться с ними;
- стабильность – функционирование одного правительства в течение некоторого продолжительного периода времени, предполагающее, соответственно его умение успешно адаптироваться к меняющимся реалиям;
- стабильность по формуле «порядок плюс преемственность, т.е. в данной трактовке ключевым понятием является категория конституционного порядка;
- стабильность как следствие легитимности власти, но при такой трактовке понятия возникают трудности с выработкой общего понимания категории легитимности, поэтому многие специалисты предпочитают говорить о поддержке населением данной политической системы;
- стабильность как отсутствие структурных изменений в политической системе или как наличие способности управлять ими;
- стабильность как «баланс (равновесие)» политических сил;
- стабильность является «следствием конгруэнтности» властных и общественных форм организации;
- стабильность – такое положение в обществе, при котором его члены ограничивают себя социально приемлемым поведением, понимая, что любые отклонения от этих норм чреваты дестабилизацией.
Таким образом, определение категории политической стабильности может вызвать затруднения в связи с многообразием трактовок.
Так как, в данном случае, мы рассматриваем взаимосвязь между политической стабильностью и электоральным поведением, представляется обоснованным рассматривать эти понятия в рамках одного методологического подхода.
Предпосылки политической стабильности:
- Экономическая стабильность, рост благосостояния.
- Наличие в обществе баланса (консенсуса) интересов различных групп. Отсутствие открытой вражды.
- Социальное доверие.
- Доверие органам власти.
- Высокая политической активность граждан.
- Высокий уровень полит. культуры населения.
Поскольку в данном случае мы рассматриваем влияние политической стабильности на электоральное поведение граждан, то выбранное понимание стабильности должно коррелировать с категорией электорального поведения.
Электоральное поведение, являясь подсистемой общественного мнения, может быть определено как кинетическая форма выражения духовно-практической позиции большинства по политически важным вопросам. Системный подход предписывает рассматривать электоральное поведение в единстве его субъектно-объектных, процессуальных, институциональных компонентов и духовных аспектов. Объектной компонентой электорального поведения являются акторы электорального процесса. Процессуальная компонента состоит в обсуждении и выработке представителями народного большинства, а также СМИ, солидарного оценочного суждения. Институциональная составляющая электорального поведения включает в себя определенные роли и модели поведения электората в ходе избирательной кампании. Духовный аспект электорального поведения – это интересы, ценности, стереотипы и установки избирателя по политическим вопросам, а также политические взгляды и ориентации. При таком расширенном понимании электорального поведения для нас становятся важными не только такие индикаторы, как участие в выборах и намерение голосовать, но и политические предпочтения, степень политического участия. Более того, необходимо отметить, что при таком подходе к определению электорального поведения изменяется фокус анализа различных политических факторов, могущих оказывать на него воздействие.
Эти политические факторы, таким образом, становятся частью электорального поведения как системы, формируя ее объектную (политические события и акторы), процессуальную (оценка событий и акторов, их деятельности, политическое доверие, отношение к их политике), духовную (политические предпочтения и ориентации) и институциональную (участие в выборах, намерение голосовать) составляющие.
Ханты-Мансийский автономный округ по итогам с 2018 по 2021 год 2019 входит в тройку регионов-лидеров по социально-экономическому положению. И в данном регионе должна быть высокая политическая стабильность
Результаты избирательного цикла 2016 г. продемонстрировали региональную стабильность в поведении и предпочтениях избирателей.
Партийные предпочтения избирателей за месяц до выборов были четко выражены, поэтому полученные «Единой Россией» результаты не вызвали удивления. Подсчет голосов в ХМАО, согласно данным Центральной избирательной комиссии, показал, что 54 % избирателей проголосовали за «Единую Россию», по 13 % набрали партии КПРФ и ЛДПР, «Справедливая Россия» набрала 6 %.
Третий блок был сконцентрирован на оценках политических партий и их предвыборной деятельности. Среди активных партий большинство называли «Единую Россию» и ЛДПР. В меньшей степени – «Справедливую Россию» и КПРФ. Другие партии никак себя не проявили, не ассоциировались с конкретными фигурами на региональном или федеральном уровне. Исключение составляет фигура губернатора, которая четко ассоциировалась с партией власти.
Анализ оценок избирателей показывает достаточно сильные позиции «Единой России» по округам. Среди кандидатов, по мнению участников дискуссий, присутствуют яркие, известные персоны, которые вызывали положительные отклики избирателей. Среди партий, ведущих избирательную кампанию, все участники назвали в первую очередь «Единую Россию» и отметили ее активность. Систематизация и анализ ответов респондентов позволили выделить следующие мотивы готовности проголосовать за «Единую Россию» и ее кандидатов:
- Наличие больших возможностей и ресурсов для эффективной работы. «Выбирать нужно сильного, того, кто победит».
- Поддержка большинства населения, готовность поддержать партию, за которую голосует большинство.
- Нежелание каких-либо кардинальных перемен, боязнь возможных изменений, которых «было уже достаточно», «как бы не было хуже».
- Авторитет высшего руководства страны: лидера партии – Владимира Путина, продолжающего пользоваться уважением и доверием населения.
При таком понимании электорального поведения ключевой компонентой является общественное мнение. Так же можно сказать, что восприятие стабильности (в том числе политической) в сознании граждан в существенной мере определяет их электоральное поведение.