Главная
АИ #50 (129)
Статьи журнала АИ #50 (129)
Понятие и классификация стратегий организации

Понятие и классификация стратегий организации

Автор(-ы):

Погосян Заруи Павеловна

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

стратегия организации
классификация стратегий организации
поведение организации

Аннотация статьи

Автор статьи обращает внимание на различные подходы к определению понятия «стратегия организации», а также на их классификацию. Каждый вид стратегии организации рассматривается подробно, дается понимание его сущности.

Текст статьи

Стратегическое управление развитием постепенно становится одним из определяющих подходов к управлению современными российскими предприятиями, которые являются важнейшим звеном экономики. Именно стратегические разработки должны лечь в основу представлений о приоритетах и направлениях развития организации [3].

Стратегию можно рассматривать как искусство динамичной самоидентификации предприятий по отношению к меняющимся обстоятельствам внешней среды: конкурентам, партнерам, источникам ресурсов, правилам взаимодействия в образовательной сфере и т. п.

Отметим, что универсального, пригодного на все случаи жизни подхода к разработке стратегии не существует, но научные исследования в этом направлении и накопленный опыт подсказывают возможные направления разработки. Лидером разработки процедур формирования стратегий считается Гарвардская школа бизнеса. К. Эндрюс, М.Портер, Г. Хэмел и К.Прахалад разработали самые известные подходы к формированию стратегий. К. Эндрюс предложил подход, основанный на выявлении соответствия между существующими рыночными возможностями и способностями организации (экономический подход). Подходы к разработке стратегии бизнеса, основанные на конкурентной позиции организации, разработал М.Портер («пять сил конкуренции», типовые стратегии), а К. Прахаладу и Г.Хэмелу принадлежит подход с позиции стержневых компетенций, предусматривающий выявление и формирование важнейших компетенций как способностей организации к чему-то уникальному, обеспечивающему лидерские позиции среди конкурентов. Обозначенные подходы к разработке стратегии, предусматривающие выявление сильных и слабых сторон организаций, определение возможностей и угроз, формулирование миссии, целей и средств их достижения, применимы в том случае, если внешняя среда относительно стабильна, предсказуема [2].

При высоком уровне неопределенности и динамичности среды эти подходы трудно применимы. Поэтому чтобы организация была конкурентоспособной и успешной в быстроменяющемся окружении, ее стратегия должна быть динамичной, т. е. такой, которая постоянно корректируется, развивается вслед за изменениями внешней среды. Значение стратегии для успешного функционирования и развития организации в современных условиях можно отразить тезисом: «Претворение в жизнь непрерывно развивающейся стратегии является источником устойчивого конкурентного преимущества».

Таблица

Классификация стратегий

Признак

Виды стратегии

Концепция достижения конкурентных преимуществ

Стратегия минимизации издержек.

Стратегия дифференциации.

Стратегия фокусирования.

Стратегия инноваций.

Стратегия быстрого реагирования.

Стратегия синергизма

Маркетинговая среда

Интеграционные стратегии:

  • макроэкономическая;
  • внешнеэкономическая.

Региональные стратегии:

  • производственной сферы;
  • непроизводственной сферы;
  • межотраслевая;
  • отраслевая

Функциональное назначение

Стратегии факторов производства:

  • производственных,
  • инвестиционных,
  • инновационных,
  • финансовых,
  • трудовых,
  • информационных.

Цикл развития

Стратегия роста.

Стратегия стабильности.

Стратегия выживания, в том числе антикризисная стратегия:

  • предотвращение несостоятельности,
  • выход из кризиса,
  • ликвидация последствий кризиса

Вид и масштаб рынка

Стратегия расширение рынка.

Стратегия проникновения вглубь рынка.

Стратегия продвижения товара на новые рынки.

Стратегия формирования и удержания конкурентных преимуществ

Приоритет средств маркетинга

Товарная стратегия:

  • дифференциация профилирующего товара, - диверсификация.

Ценовая стратегия:

  • повышение/понижение цен,
  • ценовая конъюнктура.

Фирменная стратегия:

  • фирменного товара,
  • имиджа,
  • сервиса,
  • стиля,
  • дизайна.

Рекламная стратегия:

  • информирование о преимуществах товара,
  • убеждение,
  • мотивация,
  • напоминание

Рыночная конъюнктура

Стратегия спроса и предложения:

  • стимулирующая,
  • креативная,
  • поддерживающая,
  • противодействующая.

Рыночное поведение

Стратегия мелких организаций:

  • копирование продуктов ведущих фирм,
  • приспособление к потребностям,
  • интеграция с более крупными организациями. Стратегия средних организаций:
  • патентная (рыночных ниш),
  • инновационная,
  • интенсивного маркетинга.

Стратегия крупных фирм:

  • широкое проникновение,
  • снятие сливок

Степень реализации

Ретроспективная.

Текущая.

Перспективная.

Вероятность реализации

Реальная.

Сомнительная.

Нереальная.

К базовым относятся такие стратегии, которые описывают наиболее общие варианты развития фирмы: стратегия роста, стратегия сокращения, комбинированная стратегия.

К конкурентным стратегиям относят: стратегии достижения конкурентных преимуществ; стратегии поведения в конкурентной среде. Под конкурентными преимуществами при этом понимаются уникальные осязаемые или неосязаемые активы фирмы либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса. Конкурентное поведение, в свою очередь, отражает поведение в одной из четко определенных позиций поля конкуренции. При рассмотрении отрасли необходимо определить такие показатели, как ее вид (административная или хозяйственная), стадия жизненного цикла, масштабы, средние издержки, ключевые факторы успеха и т. д. Фактическое значение тех или иных отраслевых показателей предопределяет ту или иную отраслевую стратегическую линию [4].

Исходя из модели жизненного цикла отрасли (выделения стадии зарождения, роста, зрелости и спада отрасли) все отрасли можно разделить на три группы: развивающиеся, зрелые и отрасли, переживающие спад. Фирмы в этих отраслях имеют похожие стратегии, несмотря на то, что могут производить разные товары.

Портфельная (корпоративная) стратегия – это стратегия, которая описывает общее направление развития фирмы с разными видами бизнеса и направлена на обеспечение баланса портфеля товаров и услуг. Портфельные стратегии можно разделить на активные и пассивные. Пассивные стратегии требуют минимальной информации о будущем. В основе таких стратегий лежит диверсификация, обеспечивающая максимальное соответствие доходности выбранному рыночному индексу. Активные стратегии используют доступную информацию для повышения эффективности инвестиций по сравнению с простой диверсификацией.

Функциональные стратегии – стратегии, которые разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия. Это стратегия маркетинга, финансовая, производственная стратегия и т. д. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.

Признаки, определяющие характер производственно-хозяйственной деятельности, ее функциональное назначение, место в экономике страны, ключевые проблемы, решаемые в данной сфере, вид бизнеса, стадию развития организации, имеют интеграционный характер и формируют социально-экономическую и организационно-правовую базу для разработки реальной маркетинговой стратегии организации [1].

Вид и масштаб рынка определяют поведение организации в достижении устойчивого рыночного положения: расширение и углубление рынка, продвижение товара на новые рынки, стратегия конкурентных преимуществ. Критерием такой оценки выступает доля продукции организации на рынке и ее абсолютная и относительная величины. Чаще всего в качестве методологического принципа в данном процессе выступает жизненный цикл товара: выведение на рынок, стратегия расширения рынка, рост продаж (стратегия проникновения вглубь рынка), зрелость и стабилизация (стратегия осваивания своей доли на рынке), упадок (стратегия повышения рентабельности).

Любая потенциально эффективная стратегия и соответствующее стратегическое управление должны уделять достаточное внимание обоим типам конкурентного преимущества.

Реальное конкурентное преимущество достигается благодаря тому, как данная организация на практике осуществляет отдельные виды своей деятельности и всю их совокупность в целом.

Список литературы

  1. Абрамов В. С., Абрамов С. В. Стратегический менеджмент. В 2 ч. Часть 1 Сущность и содержание : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры; под ред. В. С. Абрамова. - М.: Издательство Юрайт, 2017 – 723 с.
  2. Е.А. Емельянова. Стратегический менеджмент : учебное пособие – 2-е изд: Эль Контент, 2015 – 345 с.
  3. Маврина, И. Н. М12 Стратегический менеджмент: УрФУ, 2014.- 524 с.
  4. Черняева А.Ю. Внедрение стратегического менеджмента в систему управления малого и среднего бизнеса И Современные инновации. 2020. №1. – 472 с.

Поделиться

1025

Погосян З. П. Понятие и классификация стратегий организации // Актуальные исследования. 2022. №50 (129). Ч.II.С. 60-63. URL: https://apni.ru/article/5216-ponyatie-i-klassifikatsiya-strategij-organiza

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля