Главная
Конференции
Актуальные исследования и разработки в области естественных, технических, гуманитарных наук
Аэродромное технологическое оборудование для транспортировки съемных частей газо...

Аэродромное технологическое оборудование для транспортировки съемных частей газотурбинных двигателей

Научный руководитель

Секция

Технические науки

Ключевые слова

авиационный газотурбинный двигатель
воздушные суда
транспортировка
повреждения

Аннотация статьи

В статье рассмотрено технологическое оборудование для транспортировки к месту ремонта и обратно наиболее повреждаемых при эксплуатации воздушного судна воздухозаборника и вентилятора газотурбинного двигателя.

Текст статьи

Воздушные судна при эксплуатации получают повреждения, причинами которых могут быть как повреждения вызванные износом конструкции и узлов, так и случайные механические повреждения, причиной которых могут быть столкновения воздушных судов при наземной эксплуатации с элементами инфраструктуры аэродрома, другими воздушными судами или с транспортно-технологическими средствами обеспечения полетов авиации [1].

По статистике самыми повреждаемыми частями воздушных судов являются фюзеляж и шасси. Также различного рода повреждения получают и двигатели воздушных судов, например, к наиболее повреждаемым частям газотурбинных двигателей относятся воздухозаборники и вентиляторы. Ремонт данных частей, ввиду того что они являются съемными, осуществляется в специализированных мастерских или в ремонтных предприятиях, при этом для их транспортировки до места ремонта и обратно в настоящее время не предусмотрено технологического оборудования. Наличие специальных технологических средств, для транспортировки крупногабаритных частей газотурбинных двигателей к месту ремонта, позволяет исключить возможность их повреждения при осуществлении перевозки, а также повысить удобство обслуживания снятых конструкций проводимое непосредственно на самих тележках, обладающих высокой маневренностью [2]. 

В результате проведенного патентного поиска были определенны перспективные технические решения, представленные ниже.

Для транспортировки створок вентилятора мотогондолы авиационного турбореактивного двигателя предлагается устройство, представленное на рисунке 1, представляющее собой модернизированную тележку. Рама 1 тележки представляет собой сварную рамную конструкцию, на которой установлены боковые лестницы 12, 13 с наклонными стойками 14, 15 и поручнями 16, 17, имеющие рабочую площадку 18, предназначенную для удобства доступа к верхним узлам подвески створок. На наклонных стойках 14, 15 установлено коромысло 19 для подвески створок вентилятора мотогондолы авиационного турбореактивного двигателя.

1 – рама; 2 - передний мост; 3 – водило; 4 - колесо; 5 - колодка стояночного тормоза; 6 - балка стояночного тормоза; 7 - тяга стояночного тормоза; 8 - фиксатор водила; 9 - поворотный круг; 10 - верхняя обойма; 11 - нижняя обойма; 12, 13 - боковые лестницы; 14, 15 - стойки лестницы; 16, 17 - поручни лестницы; 18 - рабочая площадка; 19 – коромысло; 20, 21 – балки; 22, 23 – перемычки; 24, 25, 26, 27, 28, 29 - кронштейны верхние; 30, 31, 32, 33 - кронштейны нижние; 34, 35 - направляющие швеллеры; 36 - переднее ограждение; 37 - заднее ограждение; 38, 39, 40, 41 – ремни; 42 - такелажные петли; 43, 44 - мягкие опоры

Рис. 1. Тележка для транспортировки створок вентилятора мотогондолы авиационного турбореактивного двигателя

Рама 1 опирается на передний мост 2 и задние колеса 4. Поворот переднего моста 2 на угол, более 90 градусов осуществляется водилом 3 за счет поворотного круга 9. В передней и задней части рамы 1 имеются ограждения 36, 37, очерчивающие габариты основания рамы 1 тележки, предохраняющие перевозимые створки от повреждения при возможном столкновении тележки с препятствием.

Для удержания тележки во время стоянки используется стояночный тормоз 5, который активируется при поднятии водила 3 в вертикальное положение с фиксацией его при помощи фиксатора 8. Коромысло 19 представляет собой сварную рамную конструкцию, которая содержит балки 20, 21 с поперечными перемычки 22, 23. К балкам 20, 21 сверху приварены верхние кронштейны 24, 25, 26, 27, 28, 29 для фиксации створок вентилятора одного типа авиационного двигателя, а снизу приварены нижние кронштейны 30, 31, 32, 33 для двигателя, а снизу приварены нижние кронштейны 30, 31, 32, 33 для фиксации створок другого авиационного двигателя. В отверстия кронштейнов вставляются пальцы, на которые подвешиваются левая и правая створки вентилятора мотогондолы. Таким образом, коромысло 19 имеет две группы кронштейнов с фиксирующими пальцами, одна из которых, верхняя, предназначена для фиксации створок двигателя PW1400G, а другая, правая и нижняя - створок двигателя ПД-14. Нижний край створок при этом опирается на площадки на раме 1 тележки, поверхность которых защищена накладками из мягкой резины, предохраняющей створки вентилятора от повреждения при касании. Створки в подвешенном положении на тележке фиксируются ремнями 38, 39, 40, 41. Рама 1 опирается на передний мост 2 и задние колеса 4. Поворот переднего моста 2 осуществляется водилом 3 за счет поворотного круга 9. Поворотный узел обеспечивает маневренность тележки благодаря поворотному кругу 9, который представляет собой шарнирный узел, состоящий из верхней обоймы 10 и нижней обоймы 11, имеющих кольцевую канавку, заполненную шариками. Верхняя обойма 10 поворотного круга 9 закреплена к раме 1 тележки, а нижняя - к переднему мосту 2, что позволяет выполнять поворот переднего моста относительно рамы на 120 градусов в обе стороны, придавая направление движения тележки. При установке водила 3 в вертикальное положение, связанная с ним осью тяга 7 тянет балку 8, на которой установлены две колодки 5, каждая из которых расположена напротив соответствующего переднего колеса переднего моста. При этом колодка 5 нажимает на шину колеса, обеспечивая тем самым стопорение вращения колеса и удерживая тележку от качения. Водило 3 фиксируется в вертикальном положении при помощи фиксатора 8.

Тележка может использоваться как универсальное средство для транспортировки створок вентилятора мотогондолы и других типов авиационных двигателей, для чего коромысло может быть изготовлено с геометрией кронштейнов под конкретный тип двигателя [3].

Для транспортировки воздухозаборника авиационного турбореактивного двигателя предлагается устройство, представленное на рисунке 2, представляющее собой модернизированную тележку, содержащую грузовую платформу в виде сварной рамы 1 трубчатой конструкции, установленную на четырех колесах, водило 3, соединенное тягой 7 с колодками 5 стояночного тормоза управления передними колесами.

1 – рама; 2 - передний мост; 3 - водило; 4 - колесо; 5 - колодка стояночного тормоза; 6 - балка стояночного тормоза; 7 - тяга стояночного тормоза; 8 - фиксатор водила; 9 - поворотный круг; 10 - верхняя обойма; 11 - нижняя обойма; 12,13 - направляющие швеллеры; 14 - верхнее ограждение; 15 - нижнее ограждение; 16,17 - ремни; 18 - такелажные петли; 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 - мягкие опоры; 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 – упоры; 33 – лестница; 34 - основание упора; 35 - ложемент упора; 36,37 - направляющие отверстия; 38 - мягкая накладка

Рис. 2. Тележка для транспортировки воздухозаборника авиационного турбореактивного двигателя

Узел управления передними колесами содержит передний мост 2, на который опирается рама 1 тележки, на нем установлен поворотный круг 9, который обеспечивает маневренность представляют собой шарнирный узел, состоящий из верхней обоймы 10 и нижней обоймы 11, имеющих кольцевую канавку, заполненную шариками. Верхняя обойма 10 поворотного круга 9 закреплена к раме 1 тележки, а нижняя обойма 11 - к переднему мосту 2, что позволяет выполнять поворот переднего моста относительно рамы 1 на угол более 90 градусов, придавая направление движения тележки. В конкретном исполнении максимальный угол поворота переднего моста 2 составляет 120 градусов в обе стороны и ограничен только конструктивными размерами переднего моста.

Грузовая платформа тележки выполнена в виде пространственной сварной рамной конструкции в форме треугольной призмы, наклонная рабочая грань которой имеет каркасно-решетчатую форму, на ней закреплены вокруг центра по периметру в соответствии с опорным контуром воздухозаборника мягкие опоры 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 и упоры 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, упоры выполнены с возможностью изменения их положения относительно центра рабочей поверхности рамы для установки воздухозаборников различных авиационных турбореактивных двигателей. Каждый упор имеет форму уголка, горизонтальная часть 34 которого прилегает к опорной плоскости рамы тележки и имеет продольные пазы 36, 37 через которые фиксируется на раме при помощи болтов, а вертикальная часть 35 снабжена защитной для груза накладкой 38 из мягкой резины. Такая конструкция упоров обеспечивает универсальное применение тележки для транспортировки воздухозаборников двигателей любого типа с различными диаметрами его наружной поверхности.

На противоположной стороне рабочей наклонной грани рамы 1 смонтирована откидная лестница 33, закрепленная на раме 1 при помощи шарнирных осей. Рабочая грань рамы 1 имеет угол наклона 40-50 градусов относительно вертикальной оси, что позволяет уменьшить габариты тележки по ширине для транспортировки воздухозаборника. В комплект тележки входят четыре ремня 16, 17, снабженные крючками на концах для фиксации внешней части воздухозаборника на рабочей поверхности рамы 1 [4].

Применение рассмотренных технологических средств для транспортировки крупногабаритных частей газотурбинных двигателей к месту ремонта, позволит значительно снизить вероятность их повреждения, а также повысит удобство обслуживания конструкций без их снятия с самих тележек.

Список литературы

  1. Бодров А.И. Исследование загрязнения и усовершенствование системы промывки проточной части осевых компрессоров ГТУ / автореф. дисс. канд. техн. наук по спец. 05.04.12 // Санкт-Петербург, 1999.
  2. Тренин В.М. Система промывки высокого давления для компрессора ГТУ // Турбины и дизели. 2008. №1 С.22.
  3. Тележка для транспортировки створок вентилятора мотогондолы авиационного турбореактивного двигателя URL: https://yandex.ru/patents/doc/RU183208U1_20180913
  4. Тележка для транспортировки воздухозаборника авиационного турбореактивного двигателя URL: https://yandex.ru/patents/doc/RU183207U1_20180913

Поделиться

864

Келарев В. И., Бекиров Э. Э. Аэродромное технологическое оборудование для транспортировки съемных частей газотурбинных двигателей // Актуальные исследования и разработки в области естественных, технических, гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 16 января 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 33-36. URL: https://apni.ru/article/5217-aerodromnoe-tekhnologicheskoe-oborudovanie-dl

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января