Художественно-эстетическое развитие в современном образовательном пространстве как фактор социализации личности детей с ОВЗ

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ уделяется значительное внимание. Своевременная организация коррекционного воздействия является главным фактором, обуславливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию ребенка. На данный момент имеются данные о том, что наибольшие педагогические возможности для коррекции недостатков в развитии ребенка имеются в период раннего детства, так как в этот период психика наиболее пластична.

Аннотация статьи
ЗПР
ОВЗ
дошкольный возраст
Ключевые слова

Дошкольный возраст важный период формирования личности, в этот период ребёнок входит в мир социальных отношений. На примере личных поступков и поступков других он учится взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками, получает опыт, который соответствует этическим и моральным нормам и правилам поведения того общества, в котором находится ребёнок. Другими словами, дошкольный возраст – это важный период для социализации личности ребёнка.

Дети с задержкой психического развития отличаются от обычных детей замедленным темпом созревания различных психических процессов и функций. Это может быть обусловлено, как биологическими, так и социальными факторами. Дети с ЗПР легко отвлекаются, быстро утомляются, тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой, не могут управлять своим поведением, договариваться между собой и чаще всего действуют импульсивно. Движения рук ребенка с ЗПР несогласованные, мелкие мышцы пальцев слабо развиты, отсутствует плавность движений, и как следствие, появляются трудности в овладении продуктивными видами деятельности. У них с трудом формируются различные навыки, в том числе самообслуживания и социализации.

Социализация считается успешной, если ребенок может активно действовать в социуме, положительно влиять на него, общаться, играть, познавать окружающий мир. У детей с ЗПР она происходит иначе, чем у дошкольников с нормой психического развития. Вследствие нарушения когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, дети хуже распознают эмоции, не владеют адекватными способами коммуникации, некритичны, часто инфантильны, предпочитают изолированные игры, не могут договариваться со сверстниками, нет активного взаимодействия друг с другом, спорные ситуации часто приводят к агрессии по отношению друг к другу.

В данном случае огромное значение для социализации детей с ЗПР имеет художественно-эстетическое развитие, которое включает в себя: 73 приобщение к искусству, изобразительную деятельность, конструктивно-модельную и музыкальную деятельность. Оно способствует формированию представлений о ближайшем социальном окружении, готовности к взаимодействию со сверстниками, освоению социальных норм, правил поведения, развивает понимание эмоционального состояния сверстников, формирует эмоциональную отзывчивость. Например, музыкальная деятельность помогает снять эмоциональное напряжение, вызывает чувство радости. Во время пения развивается артикуляционный аппарат, улучшается звуковая сторона речи ребёнка, он учится слушать и понимать характер музыки, интонировать, двигаться под музыку, учится игре на музыкальных инструментах, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. Это побуждает действовать по правилам, что способствует социализации личности ребёнка.

Широко в своей работе с детьми используются различные виды продуктивной деятельности: пластилинографию, тестопластику, аппликацию, рисование нетрадиционными методами (крупой, ватными палочками, пальчиками, нитью, воском), изготовление кукол-самоделок. Во время организации и проведения всех видов деятельности, учитываем желания, настроение, возможности и интересы детей.

Любимым занятием для детей является лепка. Она способствует развитию мелкой моторики, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ними, в процессе чего активизируется работа пальцев рук и мозга. В ходе её идет, успокоение, расслабление организма. Мы используем нетрадиционный материал, а именно, лепку из соленого теста. В чем его преимущество над другими материалами: это экологически чистый материал, безопасный, его компоненты натуральные. Тесто – материал доступный, его можно приготовить самим, оно не пачкается, легко смывается, это очень важно в работе с детьми ОВЗ. Соленое тесто мягкий и эластичный материал, из него легко лепить фигурки, под силу даже малышам и детям со слабым мышечным тонусом. Детали поделок из теста соединяются с помощью простой воды. Детям очень интересно работать с тестом. В нашей группе имеются изготовленные руками детей коллективные картины и композиции, которые выполнены совместно, где дети планировали свою деятельность с учетом общей цели.

Большую радость доставляет детям изготовление тряпичных кукол, которые становятся дорогими и близкими для детей, т.к. они их смастерили 74 сами. Игра в куклы является отражением социальных отношений между людьми. Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Эти куклы бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение.

Значимыми для социального становления личности ребёнка являются умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности. Ребёнок учится договариваться, делиться, меняться предметами и материалами.

Конструктивно-модельная деятельность учит ребенка адекватным способам взаимодействия, её развитие проходит несколько этапов. Сначала мы учим детей способам конструирования, а затем совместно обыгрываем постройки, при этом постоянно комментируем все действия (не сильно загружая), показываем их наглядно. Зачастую подбираем специфические ситуации, которые хорошо понятны детям и актуальны для них. Содержание игр должно соответствовать уровню умственного развития ребенка. Большое внимание во время проведения различных видов деятельности уделяется общению с детьми, что позволяет развивать речь, облегчает взаимодействие детей друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

Социализация детей успешнее проходит с помощью ознакомления с художественной литературой. Литература, с которой знакомят в обычных группах, нашими детьми затруднительно воспринимается. Им тяжелее понять содержание произведения, следить за ходом событий, воспроизвести последовательность действий героев в связи с особенностями развития. Им доступны и понятны небольшие произведения, такие как народный фольклор: заклички, русские народные песенки, прибаутки, небылицы, скороговорки, считалки, загадки; короткие русские народные сказки, народные песенки и т.д.

Вся художественно-продуктивная деятельность проводится в игровой форме, с правом выбора материала для своей творческой деятельности.

Социально-педагогическая деятельность по поддержке детей с ЗПР – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с ОВЗ.

Текст статьи
  1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет [Текст] / Р.С. Буре. – Москва: Мозаика-синтез, 2012. - 80 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психол. Очерк / Л.С.Выготский. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1967. – 93 с.: ил.: - Библиогр.: 92 с.
  3. Деркунская, В. Современный дошкольник: контуры портрета [Текст] / Е. Деркунская // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 11. – С. 100-109.
  4. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985.
  5. Калинина Н. Формирование социальной компетенции как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения [Текст] / Н. Калинина // Психологическая наука и образование. – 2001. - № 4. – С. 16.
  6. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Наглядно методическое пособие. - Волгоград: ООО ИД «Цветной мир», 2010.
  7. Пашкевич Т.Д. Социализация дошкольников средствами сюжетно ролевой игры. Методические рекомендации для педагогов ДОУ, студентов, родителей [Текст] – Барнаул, 2004. – 36 с.
Список литературы