По окончании констатирующего этапа исследования развития фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи был проведён формирующий этап.
Цель формирующего этапа заключалась в следующем: посредством использованных заданий обеспечить повышение уровней развития фразовой речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с данной целью решались следующие задачи:
- определить принципы, с учётом которых будет проводиться логопедическая работа по развитию фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- выделить направления логопедической работы по развитию фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- отобрать и апробировать задания, использование которых будет способствовать развитию фразовой речи у названной категории детей;
- осуществить отбор речевого материала для отработки с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Коррекционно-педагогическая работа была реализована в период с 18 октября 2021 г. по 18 апреля 2022 г. (6 месяцев). С детьми проводились фронтальные занятия 2 раза в неделю, продолжительность каждого из них составляла 30 минут. Также с детьми проводились индивидуальные занятия с логопедом в соответствии с планом работы.
Особенности реализации логопедической работы по развитию фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи по каждой из названных выше задач.
При построении логопедической работы по развитию фразовой речи были учтены следующие принципы:
- принцип наглядности. Каждое занятие было оснащено наглядными пособиями, что облегчало детям овладение навыками продуцирования фраз. В числе средств наглядности использовались иллюстрации, предметные и сюжетные картинки. Все наглядные пособия соответствовали речевому материалу, изучаемому детьми;
- принцип постепенно нарастающей сложности материала. Задания, включавшие разнообразный речевой материал, предъявлялись «от простого к сложному». Сначала дети учились строить фразы небольшой длины с опорой на заданные картинки и предложенные слова. Позднее предлагался план, и дети учились продуцировать более развёрнутые фразы;
- деятельностный принцип. В соответствии с этим принципом дошкольники выполняли различные задания, некоторые из которых носили игровой характер. Кроме того, выполнение предметных действий постоянно сопровождалось высказываниями;
- принцип доступности. Речевой материал, предъявлявшийся дошкольникам, был доступен для них, интересен, отражал имеющийся у детей житейский опыт, что являлось важным для развития фразовой речи. Дошкольники учились продуцировать фразы о мебели, посуде, культуре поведения за столом, об играх детей, их поступках и т.п., точно передавая необходимое содержание;
- структурно-семантический принцип. При работе с данным принципом упор делался на точное употребление детьми слов в структуре фраз, в соответствии с их содержанием, с требованием контекста;
- принцип коммуникативной направленности обучения. В соответствии с данным принципом на занятиях организовывалось общение детей друг с другом и с педагогом. В процессе коммуникации дети были поставлены перед необходимостью осмысленно употреблять различные по своему составу и степени сложности фразы;
- принцип коррекционной направленности обучения. На каждом занятии решались коррекционные задачи, связанные с преодолением у детей вербализма представлений, неточного словоупотребления, с устранением аграмматизмов. В соответствии с этим принципом в структуру занятий включались динамические паузы для снятия у детей утомления.
Логопедическая работа по развитию фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи осуществлялась с учётом методических рекомендаций А.Л. Лукошевичене по следующим направлениям.
Первое направление – обучение построению и употреблению фраз с опорой на предметные картинки, предложенные объекты и заданные слова.
Цель: учить строить фразы, точно употребляя в их составе заданные слова и включая лексику, соответствующую предложенным объектам и изображениям на предметных картинках.
В рамках первого направления работы дети учились строить фразы, соответствующие по структуре простым и сложным предложениям. Дошкольники усваивали навыки точного словоупотребления. В итоге дети составляли небольшие по объёму описательные рассказы, то есть учились реализации серии фраз в логической последовательности. На данное направление работы было отведено 6 фронтальных занятий и 6 индивидуальных занятий.
Второе направление работы – обучение построению и употреблению фраз с опорой на серию сюжетных картинок, сопровождающихся вопросительными предложениями.
Цель: учить дошкольников точной передаче во фразе информации в соответствии с содержанием вопроса и изображениями на серии сюжетных картинок.
В рамках второго направления было усложнение логопедической работы по развитию фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, особое внимание уделялось содержательной стороне фразы. Использованные сюжетные картинки позволяли учить детей точному употреблению в составе фраз не только имён существительных, но и глаголов, а также наречий.
Третье направление работы включало в себя обучение построению и употреблению серии связанных по смыслу фраз с опорой на сюжетную картину, сопровождающуюся планом.
Цель: учить детей последовательно и логично передавать информацию во фразах с опорой на сюжетную картинку и предложенный план.
Помимо достижения поставленной цели у детей совершенствовались умения и навыки, которые отрабатывались в процессе двух предыдущих направлений работы. Как и ранее, содержание деятельности дошкольников усложнялось постепенно. Так, сначала детям предлагались задания, в соответствии с которыми необходимо было рассмотреть сюжетную картинку, затем прослушать готовый рассказ, составить по нему план. Далее дошкольники самостоятельно составляли серию фраз по плану.
По завершении формирующего этапа исследования потребовалось определить степень его эффективности.
Среди обследуемых детей нет детей с низким уровнем развития фразовой речи. У 10% обследуемых детей уровень развития фразовой речи ниже среднего и у 10 % детей средний уровень, 40% дошкольников имеют уровень развития фразовой речи выше среднего и 40 % детей имеют высокий уровень.
Таким образом, анализ полученных данных позволяет отметить, что все обследуемые дети лучше справились с заданиями диагностических методик на контрольном этапе исследования, чем на констатирующем. У всех детей отмечается позитивная динамика в развитии фразовой речи. Дошкольники научились точно передавать информацию в структуре фраз, используя необходимые лексические единицы. Дети стремятся последовательно и логично рассказать о событиях. Используемые синтаксические конструкции являются не только простыми, но и сложными. Фразы в большинстве случаев соответствуют языковым нормам. Сократилось число ошибок, связанных с неадекватным словоупотреблением.
Контрольное обследование дошкольников с общим недоразвитием речи показало улучшение результатов развития фразовой речи у всех детей, которые участвовали в разработанной технологии, что позволило доказать предполагаемую гипотезу: логопедическая работа по развитию фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективной, если структурными компонентами технологии коррекционного воздействия станут:
- развитие способности продуцировать и употреблять фразы с опорой на предметные картинки, предложенные объекты и заданные лексические единицы;
- развитие умений продуцировать фразы с применением серии сюжетных картинок, сопровождающихся вопросным планом;
- развитие умений продуцировать фразы с применением сюжетной картинки и план в виде повествовательных предложений.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности при овладении фразовой речью, что влечёт за собой различного рода трудности в процессе общения и обучения в дошкольной организации. Развитию фразовой речи способствует специально организованная логопедическая работа, включающая в себя обучение построению и употреблению фраз с опорой на предметные картинки, предложенные объекты и заданные слова, обучение построению и употреблению фраз с опорой на серию сюжетных картинок, сопровождающихся вопросительными предложениями, а также обучение построению и употреблению серии связанных по смыслу фраз с опорой на сюжетную картину, сопровождающуюся планом.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена, цель работы достигнута.