Пандемия COVID-19, начавшаяся еще в конце декабря 2019 года в Китае, стала причиной серьёзных социально-экономических последствий. Для предотвращения распространения коронавирусной инфекции были приняты меры к ограничению общественной деятельности, что привело к переносу или отмене огромного количества мероприятий, затрагивающих различные аспекты нашей жизни. Был отложен на год чемпионат Европы по футболу, а также Летние Олимпийские игры, начало которых планировалось 24 июля 2020 в Токио. Было отменено или отложено множество выставок, фестивалей и конкурсов, включая Каннский кинофестиваль и песенный конкурс «Евровидение-2020. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поручил отложить проведение парада в честь юбилея Победы. В этих условиях большинство организаций, имеющих отношение к подготовке и проведению мероприятий различных направленностей, вынужденно искали иные пути реализации своей деятельности. Многие из них перешли в дистанционный режим работы. Министерство просвещения Российской Федерации рекомендовало школам проводить последние звонки и выпускные в онлайн-формате.
Онлайн-формат – это вид организации и проведения разного рода мероприятий, где целевая аудитория присутствует не физически, а подключается онлайн, находясь при этом дома или в любом другом месте. Существуют разнообразные платформы, которые облегчают решение этой задачи, такие как Zoom, Google Meet, Microsoft Teams, Discord, Skype и другие. Небольшие прямые эфиры без проблем можно организовать в социальных сетях. Такой вариант хорошо подойдет для коротких трансляций на маленькую аудиторию. Например, для челленджей или рубрики ответов на вопросы. Еще в них можно делать анонсы будущих виртуальных событий. Всё взаимодействие с участниками происходит через интернет.
Сегодня интернет выступает в качестве пространства для творчества, где каждый желающий может стать зрителем, организатором или автором новых форм культурно-досуговых программ.
Если заниматься анализом онлайн-мероприятий, то можно найти большое количество преимуществ, конечно, при условии их правильной организации. Так режиссер независимого петербургского «Pop-up театра» Семен Александровский видит плюс в том, «что они находятся над географией». По его словам появляется возможность создавать спектакли в любой точке мира и собирать не только зал, а всех жителей Земли. Также стоит отметить упрощение и ускорение процессов, легкость в изменении всего: времени проведения мероприятия, его продолжительности, подбора приглашенных экспертов, если таковые имеются, и другого.
Существуют разные форматы онлайн-мероприятий: телемосты, марафоны, вебинары, челленджи, мастер-классы, флешмобы и т.д. Но для детей младшего школьного возраста мы решили перевести театрализовано-игровое представление в Zoom.
Реализация проекта «Новогодний переполох #в_сети» дала возможность погрузить ребят в атмосферу сказочного новогоднего волшебства. И объединить в этих условиях зрителей и персонажей, разрушить четвертую стену, протянуть руку на расстоянии, показать роль новых технологий в этом процессе.
В спектакле было задействовано 20 студентов. Посетило его более 200 зрителей, основная аудитория – младшие школьники. Проект получился успешным. Мы способствовали формированию у детей эмпатии, активности. С помощью включения в сценарий мастер-класса по созданию красивой бумажной елочки и танцевального флешмоба под современную музыку создали условия для проявления интереса ребят к интерактивному участию в театральном действии. Благодаря музыкальной игре «Угадай мелодию» и викторине, состоявшей из пяти раундов, выстроили непосредственное общение зрителей с персонажами представления – дистанционное, но в режиме реального времени. Способствовали формированию у детей убеждение в том, что они могут помочь освоить новые технологии тем, кто разбирается в них меньше и нуждается в их помощи – людям старшего поколения.
Использование опыта последних компьютерных, цифровых технологий и сетевых коммуникаций дает шанс создания новых форм театрализованных представлений. Современные медиа, несомненно, обладают преимуществами общения: свобода, неофициальность, творческая самореализация, а новые формы художественного метода дают возможность переносить данные достоинства виртуальной действительности в реальность межличностного общения в коллективе. В итоге в настоящей атмосфере общего праздника приобретаются такие черты живой социальной коммуникации, как сопричастность, чувство ответственности и командный дух.
Внедрение онлайн-технологий значительно обогатило event сферу. Диджитализация надолго останется на рынке. Однако хочется верить, что направление ждет развитие не только с технологической точки зрения, но и с креативной.