Республика Корея играет значимую роль на международной арене. После Корейской войны, длившейся с 1950 г. по 1953 г., страна смогла не только восстановить свою экономику, но и стать одним из международных лидеров по экономическим показателям. Актуальность статьи обусловлена тем, что в эпоху экономических санкций, наложенных на Россию, и попыток стран Запада и США изолировать нашу страну возникает необходимость учета факторов экономического восстановления других стран, в том числе и РК. Следует отметить, что при изучении корейского «экономического чуда», учеными делается акцент на финансовую помощь США и международных организаций, предоставленную РК после войны. Также в число других факторов стремительного роста экономики страны входит политика диктатора Пак Чонхи, суть которой заключалась в протекционистской политике, экспортноориентированной экономике и антикоррупционных мерах. Однако вопрос факторов роста южнокорейской экономики редко рассматривают с социальной и культурной стороны. На данный момент крайне мало исследований, посвященных роли корейского культурного кода, конфуцианства и корпоративной культуры в восстановлении экономики страны.
Объектом исследования является культурная и социальная составляющая корейцев в период реализации планов экономического развития Республики Корея. Предметом исследования выступает сыновняя почтительность корейцев, которая является одним из постулатов конфуцианства и сыграла ключевую роль в развитии промышленного комплекса Гуро, который стал одним из центров трудоемких отраслей промышленности РК в 1970-х годах. В ходе работы были использованы следующие методы: классические методы политического и экономического анализа, индукции, дедукции, исследования причинно-следственных связей, сравнение и наблюдение.
Корейское правительство в 1962 году разработало первый пятилетний план экономического развития и взяло курс на развитие экономики, ориентированной на экспорт. Несмотря на данные меры, страна все еще находилась в трудном положении после войны и не могла справляться с высоким уровнем безработицы, дефицитом иностранной валюты и нехваткой природных ресурсов. Из-за отсутствия достаточного капитала и технологий в этот период РК могла позволить себе лишь экспорт париков и товаров легкой промышленности. В 1967 году начинается расцвет промышленного комплекса Гуро, расположенного в Сеуле. Строительство данного комплекса началось после принятия в 1964 году закона о создании и развитии промышленных комплексов, ориентированных на экспорт [1].
Большинство компаний, которые переехали в данный комплекс, специализировались на таких отраслях, как текстиль, одежда, парики, электроника и оптика. В конце 1967 года, когда комплекс частично начал функционировать, общее число сотрудников составляло 2460 человек, а в 1968 году уже увеличилось на 82% и составило 4487 человек. Ежегодно прирост работников составлял 40-91%, и в 1978 году в комплексе Гуро и в новых других работало уже 114 360 человек [2, с. 334].
Что касается возрастных групп сотрудников, то 80% от общего числа работников комплекса были женщинами. Девушки в возрасте до 20 лет составляли 50%, девушки от 20 до 25 лет - 9%, женщины от 25 до 30 лет - 11% и женщины старше 30 лет - 30%. 86% девушек были выпускниками начальной школы, 8% окончили среднюю школу, и 3% составляли девушки, закончившие старшую школу [2, с. 335]. Как можно заметить по статистике, в комплексе Гуро работало огромное количество девушек, так как основная часть предприятий занималась текстильной промышленностью.
Для того чтобы быстрее начать зарабатывать деньги большинство людей переезжали в Сеул сразу после окончания начальной школы в сельской местности. Рабочая смена у сотрудников начиналась в 8 утра и заканчивалась в 10 или 11 вечера. Это был напряженный график работы, занимавший более 14 часов в день. Что касается зарплаты, то сумма, которую они получали, составляла от 60 000 до 70 000 вон, включая оплату сверхурочной работы и другие надбавки. На тот период для представителей бедных семей данная сумма была достаточной для проживания в комнатах по 6-7 человек, оставались деньги и для накоплений. Накопленные сбережения молодые работники отправляли родителям в свой родной город. Согласно словам данных работниц и работников, желание помочь своей семье выйти из бедноты помогало им переносить суровые условия работы [3, с.87].
Большинству девочек, окончивших начальную школу, приходилось обеспечивать всю свою семью. Благодаря заработанным деньгам молодых работниц родители могли заниматься сельским хозяйством, а младшие и старшие братья – учиться. Корейцы считали, что в долгосрочной перспективе верным способом выйти из бедности является хорошее образование мальчиков и их будущее трудоустройство в компанию [3, с.88].
Когда комплекс Гуро был впервые введен в эксплуатацию, фабрики в трудоемких отраслях работали всю ночь. Высокая эффективность производства вскоре привела к увеличению объемов экспорта, а значит и к увеличению прибыли. Денежные переводы молодых работниц позволили бедным семьям стать активными потребителями на рынке и запустить круговорот денег. Создаваемая прибавочная стоимость инвестировалась в развитие производства, а затем и в создание новых высокотехнологичных отраслей. Жертвуя собой, молодые девушки не только спасали свои семьи, но и помогали развитию своего государства. Данный факт является ярким примером сыновней, а точнее дочерней почтительности корейцев.
Высокие показатели экспорта, достигнутые с помощью промышленного комплекса Гуро в период экономического роста, позволили создать еще 5 таких комплексов. С целью стимулирования экономического развития за счет экспорта трудоемкой продукции промышленные комплексы были созданы в Гуми, Ульсане, в городе Чханвон провинции Северный Кёнсан и в других городах. К 1978 году по всей стране работало около 110 000 фабричных рабочих, и тысячи молодых девушек были вынуждены покинуть дом, чтобы зарабатывать деньги. За 10 лет экспортные показатели достигли 10 млрд. долларов, увеличившись с 320 млн. долларов в 1967 г.
Влияние промышленного комплекса Гуро на восстановление южнокорейской экономики было огромным. В 1953 году после Корейской войны валовой внутренний продукт РК еле достигал 1,3 миллиарда долларов, а национальный доход на душу населения составлял всего лишь 67 долларов. В 1960-х годах Южная Корея считалась слаборазвитой сельскохозяйственной страной. В тот период сельское население составляло более 60%, люди страдали от безработицы, и большинство корейцев жили в нищете. В тот период промышленный комплекс Гуро стал спасительным кругом для многих семей, обеспечившим молодых корейцев рабочими местами, цель которых состояла в том, чтобы показать почтительное отношение к родителям, и в какой-то степени к государству. Молодые девушки и парни отправлялись на заработки вдали от семьи добровольно и жертвовали своим здоровьем и временем ради лучшего будущего так, как учит этому конфуцианство. Стоит также отметить и другие постулаты конфуцианства, сформировавшие культурный код корейцев. Это самосовершенствование, забота о народе и любезное обращение с другими людьми, почтительность и почитание чиновников, гуманизм и т.д.
В 1970-х годах промышленный комплекс Гуро обеспечил 10% национального экспорта. Данный комплекс также является примером того, как активные трудовые усилия позволили на начальном этапе компенсировать нехватку других экономических ресурсов. Быстро превратившись из производственной промышленной зоны в футуристический промышленный центр, сейчас он сосредотачивается на исследованиях и разработках, передовых информационных отраслях и является крупнейшим цифровым промышленным комплексом в Южной Корее. По состоянию на 2008 год, здесь насчитывается около 8000 венчурных компаний с более чем 100 000 сотрудников на площади в два миллиона квадратных метров. Кроме того, на данный момент Гуро является центром высокотехнологичной промышленности РК, которая постоянно фокусируется на исследованиях, высокотехнологичных отраслях и информационной индустрии. Более 80% предприятий составляют IT-компании с общим объемом производства около 5,5 трлн. вон и экспортом около 1,5 трлн. вон.