При формировании своей промышленной и экономической политики Россия изначально ориентировалась на регионы, демонстрирующие наибольшую динамику экономического развития, сравнительно низкую конкуренцию и независимость от международных финансовых центров, сформировавшихся в конце XX – начале XXI века. Каскад санкций, разрушивший сложившиеся финансово-экономические цепочки весной 2022 г., подтвердил правильность выбранной стратегии.
Так, после начала российской специальной военной операции в феврале 2022 года США, Евросоюз, Великобритания, Канада, Австралия, Япония и некоторые другие государства ввели ряд санкций против Российской Федерации, бьющие по финансовому сектору страны. Под санкциями в 2022 оказалось более 20 российских банков, включая Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-Банк, Россельхозбанк.
Таким образом, построение тесных взаимовыгодных отношений с наиболее активными и влиятельными государствами Латинской Америки приобрело для России большую значимость.
Сегодня латиноамериканский регион является одним из самых перспективных в мире. Финансовые рынки достигли необходимого уровня для того, чтобы обеспечить отечественные и иностранные компании качественной рыночной инфраструктурой. Несмотря на то, что в регионе все еще сохраняются препятствия к расширению рынков капитала, государства проводят постепенные реформы для их устранения.
Бразилия, Аргентина, Чили, Мексика, Венесуэла являются наиболее перспективными направлениями для России. В последние годы преуспели в развитии и такие страны латиноамериканского региона, как Куба и Никарагуа. На укрепление торговых отношений между странами Латинской Америки и Россией большое влияние сыграли переговоры с МЕРКОСУР и подписание Меморандума об экономическом и торговом сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
По данным Обсерватории экономической сложности (the Observatory of Economic Complexity) [1], в 2021 году сумма экспорта России в регион составила 11 млрд долларов США, а Латинская Америка продала в Россию товаров на 8,5 млрд долларов США.
Между Россией и странами Латинской Америки уже выстроены линии внешнеторгового сотрудничества на государственном уровне. Так, страны взаимодействуют в рамках международных организаций (“Группа двадцати”, АТЭС, БРИКС и др.), дипломатические представительства России налаживают связи с интеграционными объединениями латиноамериканского региона, а Центральный банк России активно взаимодействует с регуляторами латиноамериканских стран в рамках двустороннего сотрудничества. Более того, такие крупные российские нефтегазовые и электроэнергетические компании, как “Роснефть”, “Лукойл” и “Газпром” уже реализуют свои проекты в отдельных странах региона.
Несмотря на это, доля Латинской Америки в российском экспорте пока остается низкой – 2,2% [2], что свидетельствует о необходимости в дальнейшем развитии экспорта. Для достижения этой цели, правительствам стран необходимо способствовать сотрудничеству финансовых рынков и коммерческих банков стран-партнеров.
В настоящее время за границей представлены не так много российских банков, но, тем не менее, они считаются основными игроками рынка. Среди них выделяют Сбербанк, Альфа-Банк, Газпромбанк, ВТБ, Промсвязьбанк. Некоторые из них имеют дочерние компании, другие – представительства или филиалы. Ориентиром для российских банков всегда служили следующие регионы: Европа, Турция и страны СНГ, а доля участия в странах Латинской Америке оставалась недопустимо малой.
Однако в связи с событиями 2022 года, TCS Group Holding, в состав которого входит Тинькофф Банк, начала задумываться о выходе на рынок Латинской Америки. Организация изучает возможность предоставления эквайринговых услуг и проведения платежей, что может быть отправной точкой для выхода на рынок в будущем. Одной из стран в рамках эксперимента может стать Мексика.
Стоит отметить, что в течение последних лет финансовые компании как Бразилии, так и России, активно разрабатывали финансовые технологии: количество финтех-стартапов в Бразилии выросло на 65% с 2017 по 2018 год [3], в то время как в России степень распространения продуктов и услуг финтеха достигла 82% в 2019 году [4]. В связи с этим, обмен финансовыми технологиями может привести к взаимовыгодному сотрудничеству финансовых организаций.
Примером финтех-компании может служить бразильский банк Nubank, который считается одним из крупнейших цифровых банков по количеству клиентов в мире. На примере российского Тинькофф банка он внедрил полное дистанционное обслуживание клиентов и использование интернета как основного канала коммуникации. Это оказалось бизнесом, который сыграл большую роль для Латинской Америки. Nubank смог за достаточно короткий срок привлечь более 54 миллионов клиентов и избавить бразильцев от высоких сборов. 11 апреля 2022 года Nubank объявил о предоставлении кредитной линии в размере 650 миллионов долларов США для расширения деятельности в Мексике и Колумбии [5]. Кредитная линия в национальной валюте финансируется Morgan Stanley, Citi, Goldman Sachs и HSBC.
Еще одним примером сотрудничества коммерческих банков с целью продвижения трансграничной торговли может выступать внедрение технологии блокчейн, которая помогает снизить затраты при осуществлении международных транзакций. Данную технологию среди прочих внедрила аргентинская финтех-компания Bitex, которая предложила своим клиентам более быструю и менее затратную альтернативу сети SWIFT для международных переводов. Так, компания смогла впервые осуществить экспортные расчеты с помощью биткоина, в феврале 2019 года [6]. Эта сделка была заключена между компаниями Парагвая и Аргентины. Оплата была произведена в парагвайском гуарани, затем конвертирована в биткойн, и компания, которая взимала плату, получила сумму в долларах США с задержкой менее часа. К российским компаниям, наиболее активно использующим блокчейн, относятся Сбербанк, Норильский Никель и Газпромнефть.
Проблема проведения международных транзакций в условиях санкций решается и на государственном уровне: страны БРИКС уже начали создавать аналог SWIFT наряду с независимым кредитным агентством. Благодаря такому шагу, коммерческие банки смогут не только использовать национальные валюты для расчетов по экспортно-импортным операциям, но и интегрировать платежные системы.
Многие кредитные организации Латинской Америки также начинают применять новые инновационные модели для оценки кредитного риска, используя альтернативные наборы данных. Такой метод использует и крупнейший российский банк «СберБанк».
Более того, Латинская Америка – один из самых быстрых регионов, где внедряются технологии криптовалюты и блокчейна. Неудивительно, что стартапы используют эти децентрализованные валюты для поддержки быстрых онлайн-займов. Wayniloans начали выдавать кредиты в биткойнах в середине 2016 года, став пионером в Латинской Америке в области альтернативных кредитных услуг. Поскольку блокчейн отслеживает все перемещения пользователей, он может выступать в качестве кредитного рейтинга даже для тех, кто не имеет банковских счетов.
Таким образом, возможность прямых экономических и финансовых связей между различными регионами, минуя сложившиеся финансовые центры – залог повышения эффективности их сотрудничества. Россия и страны Латинской Америки активно ищут сферы для совмещения экономических интересов. Как показано в нашем исследовании, они уже созданы и активно развиваются. Возможность применения передовых технологий российской банковской отрасли – оптимальный инструмент для оценки и минимизации риска в торговых связях наших стран, основа для качественного развития финансово-экономических связей на всех уровнях сотрудничества.