Современная наука значительное место уделяет вопросам влияния культуры на формирование технологических компетенций в исследовании проблем воспитания и образования.
Культура – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей [1].
Развитие общества на современном этапе сталкивается с увеличением объемов информационных технологий (телевизор, смартфон, компьютер, принтер, электронная почта, СМИ, Интернет), в связи с этим актуальной становится задача формирования технологической компетенции, что требует от человека достаточно высокого уровня технологической культуры, позволяющей успешно добывать, использовать, анализировать и систематизировать информацию.
Человеческая деятельность выступает источником всех формообразований культуры, синтезирует различные элементы культуры, которые в процессе реального функционирования и развития общества органически вплетены в нее.
В области технологического образования большое значение придается проблеме технологической культуры учащихся, которая содержит ряд составляющих:
- культура труда, включает организацию и планирование трудового процесса.
- графическая культура, предусматривает владение знаниями и умениями в использовании чертежных и графических средств.
- культура дизайна, включает знания, умения использовать принципы эстетики, дизайна и художественной обработки материалов.
- информационная культура, предполагает знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности.
- предпринимательская культура, предполагает владение знаниями, умениями анализировать экономические потребности рынка, организовывать и управлять небольшим коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию.
- экологическая культура, включает в себя знания о природе, которая является источником жизни и красоты, вызывает нравственно-эстетические чувства и переживания, порождает ответственность за ее сохранение;
- культура дома (домоводство), основана на знаниях и умениях украшать жилище, создавать семейный уют, вести здоровый образ жизни, обустраивать домашнее хозяйство.
- потребительская культура, основана на знаниях и умениях продуманно и этично вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потребителя;
- проектная культура, определяет способности создавать проекты, анализировать и использовать полезную информацию при воплощении идей, касающихся выполнения проекта; выбирать оптимальные пути достижения цели при планировании, организации и выполнении проектных заказов, их оценке и продвижении на рынок.
Под технологической культурой понимается уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой [3].
Технологическая культура проявляется через привычки, традиции, обычаи, стереотипы деятельности по созданию и применению объектов среды, в способе самореализации личности во всех видах творческой преобразовательной деятельности, направленных на освоение и реализацию наиболее эффективных процессов, способов и средств преобразования материалов, энергии и информации в интересах человека, общества и сохранения природы.
Технологическая культура обучающихся - взаимосвязанная, многоуровневая и динамическая совокупность компонентов:
- эмоционально-ценностный компонент, представлен комплексом ценностных ориентаций, мотивов, коммуникативных умений и волевых качеств личности, необходимых в преобразовательной деятельности;
- когнитивный компонент, объединяет совокупность научных и технологических знаний личности о способах преобразовательной деятельности;
- практико-действенный компонент характеризуется как способность личности на основе приобретенных знаний, умений, навыков использовать различные технологии для достижения поставленных целей.
Формирование технологической культуры школьника основано на знании и понимании явлений, процессов и последствий преобразования окружающего мира, которые являются факторами преобразующей деятельности человека.
Технологическая грамотность является минимальным уровнем формирования технологической культуры. Если ограничиться только им, то учащиеся будут осуществлять деятельность без достаточной опоры на применение инноваций в области технологий производства.
Техническая образованность обучающегося предусматривает, что кроме технических знаний и умений, позволяющих рационально использовать технологическое оборудование и инструменты, школьники должен иметь представление о возможности применения инноваций в области организации производства.
Технологическая компетентность обучающегося является необходимым условием успешной социализации личности в современном обществе. Уровень технологической компетентности позволяет ему проявить свое творчество, креативность в области технологии производства продукции, и благодаря этому добиться высоких результатов. Таким образом, технологическая компетенция – это способность обучающегося эффективно использовать систему знаний, умений, навыков, соблюдая последовательность выполнения технологических операций, алгоритмов, понимание инструкции, соблюдение технологического режима, правил техники безопасности и требований охраны труда.
В процессе проведении уроков с целью формирования технологической компетенции учащихся следует: использовать алгоритмы, памятки для самостоятельного выполнения упражнений; научить формулировать учебную задачу в виде вопроса в любой форме: графической, знаковой, словесной; научить преобразовывать информацию в форме таблиц, графиков, схем, писать конспекты, составлять планы ответов, составлять чек-лист; формулировать выводы, обобщать, выделять главное, находить причинно-следственные связи и общие способы решения учебных задач; осуществлять самоанализ, самоконтроль и самооценку выполняемой деятельности.
При этом очень важным моментом является использование парной и групповой форм организации познавательной деятельности учащихся. При организации контроля усвоения знаний необходимо добиваться умений выделять главное, высказывать обобщенные суждения.
С целью выявления эффективности формирования технологической компетенции представлены следующие критерии и показатели: количественные и качественные. В составе количественных критериев входят:
- Когнитивно-операциональный критерий (содержательный характер деятельности). Этот критерий предполагает наличие у обучающегося технологического мышления и выработки нестандартных решений. Знания – средство, с помощью которого будущий специалист сможет правильно организовать свою деятельность.
- Операционно-технологический критерий (деятельный). Данный критерий проявляется в готовности обучающегося к рациональной организации производства продукции, применяя различные технологии с целью придания творческого характера своей деятельности,
- Личностно-мотивационный критерий, уровень сформированности значимых психологических свойств и личностных качеств человека, таких как хорошо развитая память, гибкость и критичность мышления, высокий уровень распределения внимания, чувство цвета и художественного вкуса, точный глазомер, оригинальность, психическая и эмоциональная уравновешенность.
- Интегральная освоенность компетенции. Этот критерий показывает уровень освоенности технологической компетенции и проявляется, как готовность учащегося применять соответствующие компетенции, развитие способности к планированию и управлению временем, адаптации к новым ситуациям для успешной, продуктивной и эффективной деятельности с учетом ее социальной значимости, и возможностей эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Эти критерии позволяют нам оценить направленность технологической компетенции обучающегося на определенных этапах деятельности, которые приобретают более конкретное значение.
На качественном уровне выступают креативно-технологические качества обучающегося (способности, стереотипы и навыки), выход за рамки репродуктивной деятельности и создание авторской работы, гармонизация основных компонентов технологической деятельности, опыт творческой деятельности, навыки презентации и обмена опытом с коллегами.
В структуре формирования технологической компетенции мы выделяем следующие уровни, определяющие компетентность обучающегося: низкий (репродуктивный); средний (продуктивный); высокий (творческий).
- высокий (творческий) уровень технологической компетенции, которому соответствует способность обучающегося самостоятельно создавать новые объекты продукции, технологические процессы или приемы выполнения трудовых операций, опираясь на трансформацию алгоритмов и методов действий соответственно возникшей новой задаче в незнакомой ситуации для получения нового алгоритма технологической деятельности;
- средний (продуктивный) уровень технологической компетенции, которому соответствует способность обучающегося самостоятельно создавать новые объекты продукции, технологические процессы или приемы выполнения трудовых операций, опираясь на схожие алгоритмы и методы действий, соответственно возникшей задаче для получения нового алгоритма технологической деятельности в знакомой ситуации;
- низкий (репродуктивный) уровень технологической компетенции, которому соответствует способность обучающегося воспроизводить известные приемы и способы выполнения трудовых операций по заданному алгоритму, в рамках простой заданной технологии, согласно сборников технологических нормативов, правил техники безопасности и требований охраны труда.
Таким образом, определённый уровень технологической компетенции надо не только поддерживать, но и развивать.
В решении этой задачи можно использовать межпредметные связи общеобразовательных предметов. Уроки технологии в школе обеспечивают использование самых разнообразных межпредметных связей, возможность реализовать сквозные линии в экономическом, экологическом, правовом. Позволяет учащимся овладеть навыками преобразования информации и повысить уровень компетенции.
В соответствии с требованиями современного технологического образования главной задачей школы является подготовка творческой, образованной личности, способной к самообразованию и саморазвитию. В настоящее время становится ясным, что базовые компоненты технологической компетенции должны формироваться, начиная с начальной школы. Независимо от вида технологии, которую человек сейчас использует, он имеет дело с инвариантными составляющими человеческой деятельности, в которую включаются культура труда, графическая культура, информационная, экологическая культура и т. д. Изучение технологии, начиная с начальной школы, должно расширять политехнический кругозор школьников и развивать их творческие способности и формировать их технологические компетенции.