Безработица в современной России: состояние, проблемы и пути регулирования

В данной статье рассматривается одна из наиболее актуальных проблем Российской Федерации – проблема безработицы. На основе Росстата и данных Министерства труда и социальной защиты представлены сведения о субъектах РФ с наиболее напряженной ситуацией на рынке. Автором выявлены основные проблемы возникновения безработицы и предложены мероприятия по снижению социальной напряженности и уровня безработицы в стране. Представлены данные о МРОТ (минимальном размере оплаты труда) и уровне прожиточного минимума. Также, автором проведен анализ динамики численности населения в возрасте от 15-72 лет и распределению его по статусу участия в рабочей силе.

Аннотация статьи
рабочая сила
безработица
занятость
рынок труда
уровень жизни населения
доходы населения
Ключевые слова

Проблема безработицы является одной из актуальных проблем, которая всегда существовала и существует в современном мире. В определенные промежутки времени она проявляется более остро, затем затихает. В работах таких последователей как Альфред Маршалл, Адам Смит, Джон Мейнард Кейнс, Давид Рекардо широко рассматривались вопросы безработицы, а в настоящее время исследованию данной проблемы посвящены работы таких отечественных ученых как Н.Г.Вишневская, М.В.Симонова, Э.Р.Саруханов, Е.Д.Богаченко и т.д. Все же проблемы обеспечения занятости населения остаются актуальными на сегодняшний день, несмотря на то, что они нашли отражение в трудах зарубежных и отечественных ученых и несмотря на усилия, предпринимаемые Правительством Российской Федерации.

В современной России состояние безработицы считается нестабильным. Эта проблема находит отражение на экономике страны, экономической безопасности государства, а также в социально-экономическом развитии общества. К основной причине безработицы в России относят нехватку и постепенное сокращение рабочих мест. Уровень безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики и оценки её эффективности. Для начала рассмотрим динамику численности населения в возрасте от 15-72 лет и его распределение по статусу участия в рабочей силе представленную в таблице.

Таблица

Динамика численности населения в возрасте от 15-72 лет и его распределение по статусу участия в рабочей силе (тыс.чел.)

Годы

Население в возрасте от 15-72 лет всего

в том числе

Лица не входящие в состав рабочей силы

Рабочая сила

Из нее

занятые

безработные

2018

121 256

76 190

75 532

3 658

45 066

1 100

2019

121 063

75 398

71 933

3 465

45 665

1 573

2020

120 838

74 923

70 601

4 321

45 916

1 659

2021

120 812

75 350

71 719

3 631

45 462

1 234

Из таблицы видно, что население в возрасте от 15-72 лет из года в год имеет тенденцию к уменьшению. За исследуемый период уровень населения снизился на 444 тыс.чел.(0,4%). Также, в 2021 году по отношению к 2020 году численность безработных снизилась на 690 тыс. чел. (15%) и увеличился уровень рабочей силы на 427 тыс. чел. (0,6%).

Для того, чтобы оценить текущую ситуацию в России, рассмотрим динамику уровня безработицы за 2018-2021 г.г. (рисунок).

 

Рис. Уровень безработицы в РФ за 2018-2021 г.г. (%)

Рассматривая проблему безработицы в РФ в диапазоне с 2018-2021 гг., можно отметить, что уровень безработицы в нашей стране принимает допустимое значение и не превышает теоретическую норму безработицы в 4-5%. Однако несмотря на относительно невысокий уровень безработицы в настоящее время, необходимо разрабатывать и реализовывать мероприятия, которые будут способствовать минимизации числа незанятого населения и решению основных социальных проблем.

По данным Министерства труда и социальной защиты России в 25 субъектах РФ отмечен рост безработицы. К ним относятся: Республика Тыва – 4,8 %; Ямало-Ненецком автономном округе – 3 %; Чеченская Республика – 2,2 %; Чукотский автономный округ – 1,9 %; Ленинградская область – 1,4 %; Еврейская автономная область – 1,2 % и т. д.

Роль и поддержка государства в решении вопроса безработицы очень важна. Помощь со стороны государства должна быть представлена в следующих направлениях: оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке, поддержка безработных в финансовом плане, разработка программ занятости. Одним из главных направлений сокращения безработицы является развитие самозанятости населения. Самозанятость представляет собой специфическую форму экономической деятельности [3, с. 78]. Развитие самозанятости предполагает существование некой организационной структуры, которая оказывает людям определенную поддержку в развитии их бизнеса. В частности, подобную помощь и обеспечивает служба занятости. Она имеет возможность предоставить денежную сумму безработным для организации производства, осуществить обучение граждан и т. п.

Одним из направлений снижения уровня безработицы можно выделить развитие работы удаленно через интернет. Такая мера борьбы позволит снизить уровень безработицы не только среди молодежи, но и среди тех людей, которые по определенным причинам не имеют возможности выйти на работу. К примеру, женщины, находящиеся в декрете, люди с ограниченными возможностями и т.д. Следует отметить, что уровень дистанционной занятости среди населения в настоящее время увеличивается, особенно после введения эпидемиологической волны COVID-19, которая дала серьезный толчок развитию дистанционных форм работы. Относительно продолжительный период сохранения дистанционной работы эффект привыкания и определенную степень ее закрепления в практике работодателей и работников. Расширение дистанционной работы открыло тренд на маргинализацию части работников в силу недостаточно высокой их востребованности, уменьшение социальной нагрузки, использование современных технологий. В условиях недостаточного предложения труда, удаленная занятость в этом контексте является эффективным инструментом сглаживания потенциально высокой безработицы.

Также, следует отметить, что на 2022 год минимальный размер пособий по безработице составляет 1500 руб. и максимальный размер – 12792 рубля в первые три месяца периода безработицы, 5000 рублей в следующие три месяца периода безработицы. Центры занятости населения, которые являются представителями государства и исполняют возложенные на них обязанности, играют огромную роль в регулировании занятости и оповещении о наличии вакансий на рынке труда, о предоставлении помощи безработным.

Итак, подводя итог, стоит отметить, что при выполнении государством всех необходимых мероприятий по ликвидации безработицы, ее уровень будет иметь курс на снижение. Тем самым обеспечит большее количество людей рабочими местами.

Из приведенного исследования можно сделать следующий вывод. Грамотная государственная политика в области содействия занятости населения есть гарант благополучного процветания страны и развития общества. И чем ниже процент безработицы, тем лучше, как и в экономическом, так и в социальном плане государство будет развиваться.

Текст статьи
  1. Рамазанова А.Д. Анализ проблем занятости и безработицы РФ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 28.09.2022).
  2. Костикова Е.К., Покаместов Д.А., Ручкина Д.А. Тенденции безработицы в России в кризисный период 2014–2015 годов // Мир экономики и управления. 2016. № 16. Том С. 34–43.
  3. Давыдова Е.Ю., Безяева О.И. Проблема безработицы в современной России // Территория науки. 2014. № 1. С. 75–79. 4. Аганбегян А.Г. Проблемы занятости в современной России: пять неотложных дел // Наука. 2017. № 2 (101). С. 10–20.
  4. Urusova A.A. (2019). Modern problems of unemployment in the Russian Federation. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(11). Available at: https://esj.today/PDF/24ECVN519.pdf (in Russian)
  5. Федеральная служба государственной статистики. Трудовые ресурсы. // URL: https://volgastat.gks.ru/
Список литературы