Главная
АИ #51 (130)
Статьи журнала АИ #51 (130)
Возможное развитие депрессии у студентов медицинского университета

Возможное развитие депрессии у студентов медицинского университета

Автор(-ы):

Хамматова Ильяна Ленардовна

Женина Евгения Александровна

Секция

Медицина, фармация

Ключевые слова

депрессия
социологический опрос
студенты медицинского университета

Аннотация статьи

Статья посвящена комплексному исследованию опроса студентов медицинского вуза на выявление депрессии.

Текст статьи

Депрессия является одним из самых распространенных заболеваний в наше время среди всех возрастов. В большинстве случаев причиной становится перенесенная сильная психическая травма или хронический стресс. Тяжелые депрессии могут привести к инвалидности пациента, суицидальным мыслям и другим различным преступлениям.

Депрессия (от лат. deprimo «давить (вниз), подавить») – психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное – угнетённое, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное – настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие (ангедония). Основными симптомами депрессии являются: низкая самооценка, потеря интереса к обычным занятиям, преувеличенное чувство вины, снижение настроения, пессимизм в отношении жизненных перспектив, усталость и недостаток энергии, нарушение концентрации, сна и аппетита, мысли о самоубийстве.

Существует триада для диагноза тяжелых форм депрессии, который включает в себя: сниженное настроение, значительное замедление мышления и двигательной активности.

Не все люди, склонные к депрессии, будут страдать от этого заболевания. Исходными факторами являются следующие: 1. Тяжелые жизненные события, перенесенные в детстве. 2. Травмирующие переживания; 3. Наличие серьезных соматических заболеваний; 4. Женский пол; 5. Профессиональные характеристики; 6. Работа в условиях недостаточного яркого (солнечного) освещения, особенно зимой и осенью; 7. Злоупотребление психоактивными веществами – наркотиками, алкоголем, галлюциногенами, ингаляторами.

Когда симптомы развиваются без видимых на то причин, депрессию называют эндогенной или аутохтонной. Ее проявления нередко входят в структуру других соматических или психоневрологических заболеваний. Или бывают скрытыми – «латентными».

Данные «скрытые» депрессии необходимо вовремя выявлять и лечить, чтобы в дальнейшем они не повлекли за собой более тяжелые проблемы.

Цель исследования: оценить уровень депрессивного состояния у студентов медицинского университета лечебного факультета.

Задачи:

  1. Провести анонимное тестирование среди студентов университета.
  2. Оценить полученные результаты.
  3. Дать рекомендации по улучшению состояния студентов.

Материал и методы: исследовали уровень депрессии у студентов различных курсов лечебного факультета ПГМУ имени академика Е. А. Вагнера. Число опрошенных людей – 76 человек. Для выявления депрессии использовали тест-опросник (Beck Depression Inventory), предложенный Аароном Т. Беком в 1961 году, включающий в себя 21 вопрос-утверждение наиболее часто встречаемых симптомов и жалоб. Каждый пункт опросника состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Показатель по каждой категории рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тяжести симптома. Оценка результата производится по суммарному баллу: менее 9 – отсутствие депрессивных симптомов, 10-18 – легкая депрессия, астено-субдепрессивная симптоматика, может быть у соматических больных или невротический уровень, 19-29 – умеренная депрессия, критический уровень, 30-63 – явно выраженная депрессивная симптоматика, не исключена эндогенность.

Результаты опроса

В результате опроса 76 студентов с 1 по 4 курс лечебного факультета ПГМУ имени академика Е. А. Вагнера, юношей и девушек в возрасте от 17 до 21 года, была получена следующая информация. У 50% (38) студентов медицинского университета отсутствуют симптомы депрессивного расстройства. У 8% (6) обучающихся обнаружена легкая депрессия, которая возникает на фоне усталости, проблем, негативных переживаний. 16% (12) студентов подвержены умеренной депрессией, при которой наблюдаются вялость, нехватка энергии, меланхолия. 21% (16) респондентов подвержены выраженной депрессии, на этом этапе организм человека перестает вырабатывать гормон счастья – эндорфин, человек теряет интерес к окружающему миру. У 5% (4) респондентов была обнаружена тяжелая депрессия. При тяжелой депрессии человек ощущает собственную неполноценность, безысходность, склонен к насилию и суициду.

На студентов высших учебных заведений выпадает очень много нагрузки, большое количество предметов, домашние задания, дедлайны, исследовательские работы и рефераты. Помимо этого, влияет на общее состояние человека образ жизни: наличие вредных привычек, питание, часто неправильное и нерегулярное, отсутствие отдыха, личные проблемы. Очень важно вовремя диагностировать депрессивные расстройства и начинать лечение для развития и роста здорового поколения.

Лечение

Лечение легкой атипичной депрессии обычно проводится в амбулаторных условиях. При серьезных заболеваниях может потребоваться госпитализация. План лечения составляется отдельно в каждом случае, в зависимости от типа и тяжести депрессии, и используется только психотерапия или комбинация психотерапии и медикаментозного лечения. Основой медикаментозного лечения являются антидепрессанты. При заторможенности назначают антидепрессанты со стимулирующим эффектом, при тревожной депрессии используют анксиолитики.

Реакция на антидепрессанты зависит не только от типа и тяжести депрессии, но и от индивидуальных особенностей пациента. На начальной стадии медикаментозного лечения психиатрам и психотерапевтам иногда приходится менять лекарства из-за недостаточного действия антидепрессантов или очевидных побочных эффектов. Уменьшение выраженности депрессивных симптомов было замечено только через 2-3 недели после начала приема антидепрессантов. Поэтому на начальном этапе лечения пациентам часто назначают анксиолитики. Срок приема транквилизаторов составляет 2-4 недели, а минимальное время приема антидепрессантов – несколько месяцев.

Психотерапия депрессии может включать индивидуальную, семейную и групповую терапию. Они используют рациональную терапию, гипноз, арт-терапию и т.д. Психотерапия дополняется другими немедикаментозными методами лечения. Пациентов направляют на физиотерапию, физиотерапевтическое лечение, иглоукалывание, массаж и ароматерапию. При лечении сезонной депрессии использование светотерапии позволяет добиться хороших результатов. В случае неизлечимой депрессии в некоторых случаях применяется электросудорожная терапия и лишение сна.

Прогноз определяется типом, тяжестью и причиной депрессии. Реактивные расстройства обычно хорошо поддаются лечению. При нейродегенеративной депрессии наблюдается тенденция к затягиванию или хронизации течения заболевания. Состояние пациентов с соматическим аффективным расстройством определяется особенностями основного заболевания. Эндогенная депрессия плохо поддается немедикаментозному лечению, и в некоторых случаях наблюдается стабильная компенсация благодаря правильному подбору лекарств [1, с. 35].

Профилактика

После того как состояние стабилизируется, пациент должен находиться под длительным наблюдением лечащего врача. Часто возникает необходимость в смене фармакологических препаратов или методов психотерапии. Эксперты также могут выявить ранние признаки рецидива.

С точки зрения предотвращения ухудшения состояния важную роль играет борьба с индивидуальными факторами риска, которые могут вызвать ухудшение состояния. Врач помогает изменить отношение к жизни во время психотерапии. Витамины, гомеопатия и пищевые добавки могут быть использованы в качестве вспомогательных средств, но их эффективность не доказана.

В дополнение к когнитивно-поведенческой терапии используются и другие ориентированные методы (семейные, межличностные). Эффективность лечения возрастает с увеличением уровня физической активности, что было доказано в крупных рандомизированных исследованиях. Комплекс упражнений подбирается отдельно, но регулярность выполнения очень важна. Лучшие варианты – йога, лечебная физкультура, спортивные игры, плавание.

Список литературы

  1. Депрессии в общей медицинской практике: учебно-методическое пособие / М. А. Соляник. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2015. – 42 с.

Поделиться

491

Хамматова И. Л., Женина Е. А. Возможное развитие депрессии у студентов медицинского университета // Актуальные исследования. 2022. №51 (130). Ч.I.С. 75-77. URL: https://apni.ru/article/5242-vozmozhnoe-razvitie-depressii-u-studentov-med

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Медицина, фармация»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля