Двигатель Д-18Т представляет собой трехвальный турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности, развивающий тягу более 50 000 фунтов и предназначенный для очень больших транспортных самолетов. По сути, Д-18Т (рис.1) стал первым двигателем, произведенным на постсоветском пространстве, превысившим отметку тяги в 20 000 кгс. Модульная конструкция двигателя состоит из 17 модулей и снабжена выдающейся системой контроля. В настоящее время двигатели Д-18Т устанавливаются на стратегические транспортные самолеты Ан-124, Ан-124-100 и Ан-225.
Ранние модели страдали от укороченного срока службы. Эта проблема решена на двигателях Д-18Т серии 3 и Д-18Т серии 4 на самолете Ан-124-100. Двигатели Д-18Т серии 4 также обеспечивают более высокую тягу на взлете, чем его предшественники. Приблизительно 188 Д-18Т находятся в эксплуатации по всему миру.
Рис. 1. Двигатель Д-18т
Двигатель был разработан во второй половине 1970-х годов тогдашним советским конструкторским бюро «Ивченко-Прогресс» [2]. Производится на заводе «Мотор Сич» в Запорожье, Украина. Это был первый двигатель в СССР, который мог развивать тягу более 20 000 кгс (~ 196 кН или ~ 44 000 фунтов силы). Первый пуск полномасштабного двигателя произошел 19 сентября 1980 г., первый полет Ан-124 состоялся 24 декабря 1982 г., а 19 декабря 1985 г. двигатель прошел государственные стендовые испытания.
Модернизированная версия 3М была разработана для снижения выбросов и увеличения ресурса горячей секции до 14 000 часов и внедрена на Ан-124 авиакомпании «Авиалинии Антонова» [2]. В настоящее время в эксплуатации находится 188 двигателей Д-18Т с общим налетом более 1 млн часов.
Общая конструктивная схема представлена на рисунке 2.
Общие характеристики
Тип: Трехконтурный ТРДД большой двухконтурности с одноступенчатым вентилятором.
Длина: 5,4 м (212,6 дюйма)
Ширина: 2,93 м (115,6 дюйма)
Высота: 2,79 м (109,9 дюйма)
Диаметр вентилятора: 2,33 м (91,73 дюйма)
Сухой вес: 4100 кг (9039 фунтов)
Рис. 2. Общая конструктивная схема Д-18т
Двигатель состоит из: 1) Впускной обтекатель; 2) Вентилятор; 3) вал вентилятора с подшипником; 4) корпус вентилятора; 5) лопастной направляющий аппарат вентилятора; 6) компрессор среднего давления; 7) выпускной патрубок; 8) выхлопной конус турбины; 9) задняя опора; 10) задний подшипник; 11) турбина вентилятора; 12) ротор компрессора среднего давления; 13) подшипник картера турбины; 14) ротор турбины высокого давления; 15) сопло турбины высокого давления; 16) камера сгорания; 17) реверс тяги; 18) модуль главного двигателя; 19) коробка передач (редуктор); 20) промежуточный привод (шестерня); 21) камера сгорания с направляющими лопатками турбины высокого давления
Технические характеристики двигателя Д-18т представлены в таблице.
Таблица
Технические характеристики двигателя Д-18т