Внимание выступает как значимый процесс среди психологических явлений, но, следует подчеркнуть, что оно не предъявляется как независимый психический процесс и входит в число свойств личности. В качестве психического процесса внимание проходит следующие этапы становления: Первый этап развития внимания начинается в первые дни жизни малыша. Он характеризуется возникновением ориентировочного рефлекса, являющегося объективным, заложенным от рождения признаком непроизвольного внимания ребенка.
На 1-2-й день жизни у малыша первоначально проявляется реакция лишь на внешние раздражители. К тому же данная реакция наблюдается при условии их кардинальной изменяемости, например, при изменении темноты на яркий свет, при неожиданных громких звуках, при изменении температуры и т.п.
К началу третьего месяца жизни ребенку уже дается способность отслеживать в течение нескольких секунд яркий и достаточно крупный предмет, передвигающийся перед его глазами на расстоянии не далее метра. Способность действовать с предметами в большей степени увеличивает круг объектов внимания и длительность его концентрации на каком-либо предмете. Более всего интерес вызывают яркие, разноцветные и передвигающиеся предметы. Сосредоточение на громких звуках привлекает ребенка уже на втором месяце жизни, возрастающее с каждым днем.
На втором и третьем месяцах жизни внимание малыша в большей степени обращено на людей, их голоса, особенно на мамин голос. Уже с третьего месяца ребенка начинают привлекать объекты, непосредственно связанные с его жизнедеятельностью. Со второго полугодия дети в значительной степени интересуются предметами в близком окружении, пытаются их разглядывать, тянут в рот, совершают движения с ними, взяв в руки. В полугодовалом возрасте возрастает и продолжительность зрительного сосредоточения, и удаленность расстояния до фиксируемого предмета. Однако в этом возрасте внимание малыша еще не отличается устойчивостью. Увидев другой яркий предмет, ребенок легко расстается с первым, привлекающим его интерес еще мгновение тому, бросает его в буквальном смысле и протягивает руку за тем, что теперь влечет его, направляемый возникшим желанием. Не получая желаемую его вещь, ребенок может даже проявлять возмущение, выражаемое громким криком или даже плачем, что свидетельствует о силе его интереса. Однако внимание ребенка достаточно легко можно переключить, даже в такой момент, показав что-либо другое, не менее захватывающее для него, что свидетельствует о неустойчивости внимания ребенка.
Второй этап развития внимания связывают с появлением ориентировочно-исследовательской деятельности, служащей основой для становления свойств произвольного внимания. Со временем малыш находит путь сосредоточенно действовать с различными предметами, к тому же длительность деятельности возрастает до 6-12 минут.
Третий этап развития внимания такой же как второго года жизни. В данный период находят место становление зачатков произвольного внимания, появляющихся под воздействием словесных инструкций взрослого, помогающих направить взгляд на называемый взрослым предмет. Отсюда следует, что формирование и развитие произвольного внимания непосредственно связано с процессом и способами общения с ребенком. Именно окружающие ребенка люди шаг за шагом воспитывая ребенка, вырабатывают у него навыки и умения, связанные с необходимостью выполнять не то, что он желает, а то, что ему следует делать.
Четвертый этап развития внимания возникает на первом и четвертом году. В это период уже в довольно развитом виде обозначается рассмотренная выше начальная форма произвольного внимания. На четвертом году, с появлением у ребенка возможности передвигаться вертикально без помощи взрослого и становлению умения не только манипулировать предметом, а производить элементарные воздействия (брать землю совком), поле объектов внимания значительно расширяется, ими будут самые разные вещи, окружающие ребенка в его деятельности. Становление внимания по-прежнему осуществляется, преимущественно, под воздействием взрослых, они ставят перед малышом новые задачи развития: поддерживать чистоту, указанным способом использовать вещи и т. п.). Наряду с произвольным вниманием на базе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Расширение предметного мира, наполняемого с все большущим и большущим численностью предметов и явлений, последовательное становление способности понимать элементарные взаимосвязи, систематические диалоги с родителями, совершение прогулок с ними, ролевые игры, с проживанием подражания взрослым, действия с игрушками и другими предметами, обогащающие ребенка, наряду с ним способствуют развитию его интересов и внимания.
Пятый этап развития внимания совпадает с возрастом четыре с половиной – пять лет. В этот период развивается способность нацеливать внимание под воздействием достаточно сложных указаний взрослого. Дети 4-5 лет проявляют время от времени активное и устойчивое внимание, обусловленное выполняемой ими деятельностью. Они длительное время способны играть в увлекательную для них игру, с интересом прослушивать рассказы взрослых, но все же при всех обстоятельствах для их внимания все еще характерна довольно большая отвлекаемость.
В дошкольном возрасте отмечается наращивание размера внимания и рост его сосредоточенности, продолжается становление произвольного внимания. Об увеличении объема внимания свидетельствует то, что малыш этого возраста способен воспринять уже несколько предметов одновременно. Однако данной способности еще недостаточно у 4-5-летних детей для восприятия сложных малоразличимых по сравнению друг с другом объектов, таких как например, буквенные или цифровые знаки, что показывает, что объем внимания еще недостаточен.
Значимую роль в развитии произвольного внимания выполняют игровая деятельность. Именно в ходе игровых действий у ребенка развивается способность выполнять свои движения согласно задачам игры и нацеливать свою деятельность на выполнение ее правил. Увеличение сосредоточенности внимания находит выражение у детей в возрастании длительности игр.
Шестой этап развития внимания обозначен возрастом три-четыре года. В это время появляются простейшие формы произвольного внимания, возникающие под воздействием самоинструкции, хотя и с опорой на внешние дополнительные факторы. В завершение дошкольного возраста ребенком уже накоплен определенный опыт в руководстве своим вниманием, что выступает как один из критериев подготовленности к учебе.
Седьмой этап развития внимания не совпадает со школьным возрастом, когда происходит последовательное развитие и совершенствование произвольного внимания, сопровождаемое развитием волевых действий. Участвуя в образовательном процессе, ребенок получает навык подчинять свои действия требованиям дисциплины. У него находят развития трудолюбие, умение осуществлять контроль собственных действий. В школьном возрасте развитие произвольного внимания также осуществляется поэтапно.
Таким образом, следует подчеркнуть, внимание постоянно включено в практическую работу и в познавательные процессы. Внимание, как психологический процесс, содержит собственные рубежи становления. В дошкольном возрасте осуществляется увеличение объема внимания и рост его устойчивости, осуществляется становление произвольного внимания, чему в значительной мере способствует игровая деятельность.