Игровая деятельности как фактор развития внимания у детей дошкольного возраста

В статье говорится об этапах развития внимания у детей дошкольного возраста, а также о том, что в дошкольном возрасте осуществляется увеличение объема внимания и рост его устойчивости, чему в значительной мере способствует игровая деятельность.

Аннотация статьи
этапы
внимание
возрастные процессы
психологические явления
игровая деятельность
Ключевые слова

Внимание выступает как значимый процесс среди психологических явлений, но, следует подчеркнуть, что оно не предъявляется как независимый психический процесс и входит в число свойств личности. В качестве психического процесса внимание проходит следующие этапы становления: Первый этап развития внимания начинается в первые дни жизни малыша. Он характеризуется возникновением ориентировочного рефлекса, являющегося объективным, заложенным от рождения признаком непроизвольного внимания ребенка.

На 1-2-й день жизни у малыша первоначально проявляется реакция лишь на внешние раздражители. К тому же данная реакция наблюдается при условии их кардинальной изменяемости, например, при изменении темноты на яркий свет, при неожиданных громких звуках, при изменении температуры и т.п.

К началу третьего месяца жизни ребенку уже дается способность отслеживать в течение нескольких секунд яркий и достаточно крупный предмет, передвигающийся перед его глазами на расстоянии не далее метра. Способность действовать с предметами в большей степени увеличивает круг объектов внимания и длительность его концентрации на каком-либо предмете. Более всего интерес вызывают яркие, разноцветные и передвигающиеся предметы. Сосредоточение на громких звуках привлекает ребенка уже на втором месяце жизни, возрастающее с каждым днем.

На втором и третьем месяцах жизни внимание малыша в большей степени обращено на людей, их голоса, особенно на мамин голос. Уже с третьего месяца ребенка начинают привлекать объекты, непосредственно связанные с его жизнедеятельностью. Со второго полугодия дети в значительной степени интересуются предметами в близком окружении, пытаются их разглядывать, тянут в рот, совершают движения с ними, взяв в руки. В полугодовалом возрасте возрастает и продолжительность зрительного сосредоточения, и удаленность расстояния до фиксируемого предмета. Однако в этом возрасте внимание малыша еще не отличается устойчивостью. Увидев другой яркий предмет, ребенок легко расстается с первым, привлекающим его интерес еще мгновение тому, бросает его в буквальном смысле и протягивает руку за тем, что теперь влечет его, направляемый возникшим желанием. Не получая желаемую его вещь, ребенок может даже проявлять возмущение, выражаемое громким криком или даже плачем, что свидетельствует о силе его интереса. Однако внимание ребенка достаточно легко можно переключить, даже в такой момент, показав что-либо другое, не менее захватывающее для него, что свидетельствует о неустойчивости внимания ребенка.

Второй этап развития внимания связывают с появлением ориентировочно-исследовательской деятельности, служащей основой для становления свойств произвольного внимания. Со временем малыш находит путь сосредоточенно действовать с различными предметами, к тому же длительность деятельности возрастает до 6-12 минут.

Третий этап развития внимания такой же как второго года жизни. В данный период находят место становление зачатков произвольного внимания, появляющихся под воздействием словесных инструкций взрослого, помогающих направить взгляд на называемый взрослым предмет. Отсюда следует, что формирование и развитие произвольного внимания непосредственно связано с процессом и способами общения с ребенком. Именно окружающие ребенка люди шаг за шагом воспитывая ребенка, вырабатывают у него навыки и умения, связанные с необходимостью выполнять не то, что он желает, а то, что ему следует делать.

Четвертый этап развития внимания возникает на первом и четвертом году. В это период уже в довольно развитом виде обозначается рассмотренная выше начальная форма произвольного внимания. На четвертом году, с появлением у ребенка возможности передвигаться вертикально без помощи взрослого и становлению умения не только манипулировать предметом, а производить элементарные воздействия (брать землю совком), поле объектов внимания значительно расширяется, ими будут самые разные вещи, окружающие ребенка в его деятельности. Становление внимания по-прежнему осуществляется, преимущественно, под воздействием взрослых, они ставят перед малышом новые задачи развития: поддерживать чистоту, указанным способом использовать вещи и т. п.). Наряду с произвольным вниманием на базе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Расширение предметного мира, наполняемого с все большущим и большущим численностью предметов и явлений, последовательное становление способности понимать элементарные взаимосвязи, систематические диалоги с родителями, совершение прогулок с ними, ролевые игры, с проживанием подражания взрослым, действия с игрушками и другими предметами, обогащающие ребенка, наряду с ним способствуют развитию его интересов и внимания.

Пятый этап развития внимания совпадает с возрастом четыре с половиной – пять лет. В этот период развивается способность нацеливать внимание под воздействием достаточно сложных указаний взрослого. Дети 4-5 лет проявляют время от времени активное и устойчивое внимание, обусловленное выполняемой ими деятельностью. Они длительное время способны играть в увлекательную для них игру, с интересом прослушивать рассказы взрослых, но все же при всех обстоятельствах для их внимания все еще характерна довольно большая отвлекаемость.

В дошкольном возрасте отмечается наращивание размера внимания и рост его сосредоточенности, продолжается становление произвольного внимания. Об увеличении объема внимания свидетельствует то, что малыш этого возраста способен воспринять уже несколько предметов одновременно. Однако данной способности еще недостаточно у 4-5-летних детей для восприятия сложных малоразличимых по сравнению друг с другом объектов, таких как например, буквенные или цифровые знаки, что показывает, что объем внимания еще недостаточен.

Значимую роль в развитии произвольного внимания выполняют игровая деятельность. Именно в ходе игровых действий у ребенка развивается способность выполнять свои движения согласно задачам игры и нацеливать свою деятельность на выполнение ее правил. Увеличение сосредоточенности внимания находит выражение у детей в возрастании длительности игр.

Шестой этап развития внимания обозначен возрастом три-четыре года. В это время появляются простейшие формы произвольного внимания, возникающие под воздействием самоинструкции, хотя и с опорой на внешние дополнительные факторы. В завершение дошкольного возраста ребенком уже накоплен определенный опыт в руководстве своим вниманием, что выступает как один из критериев подготовленности к учебе.

Седьмой этап развития внимания не совпадает со школьным возрастом, когда происходит последовательное развитие и совершенствование произвольного внимания, сопровождаемое развитием волевых действий. Участвуя в образовательном процессе, ребенок получает навык подчинять свои действия требованиям дисциплины. У него находят развития трудолюбие, умение осуществлять контроль собственных действий. В школьном возрасте развитие произвольного внимания также осуществляется поэтапно.

Таким образом, следует подчеркнуть, внимание постоянно включено в практическую работу и в познавательные процессы. Внимание, как психологический процесс, содержит собственные рубежи становления. В дошкольном возрасте осуществляется увеличение объема внимания и рост его устойчивости, осуществляется становление произвольного внимания, чему в значительной мере способствует игровая деятельность.

Текст статьи
  1. Дружинин В. Н., Психология общих способностей. 3-е изд., СПб., Питер, 2007.
  2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Академия, 2005. - 256 с.
  3. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.: Школа-Пресс, 2001.
  4. Кропотов Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания. - СПб., 2005.
Список литературы