Игровой и соревновательный методы в физической культуре, их значение и особенности использования

Статья посвящена характеристике игрового и соревновательного методов в физической культуре, определению их значения и особенностей использования. В работе определена специфика игровой деятельности на уроках физической культуры. Определены положительные черты соревновательного метода, используемого на уроках физической культуры. По итогам исследования сделан вывод о целесообразности применения данных методов, поскольку это положительно отражается как на здоровье учащихся, так и на формировании личности в целом.

Аннотация статьи
учащийся
физическая культура
особенности
соревновательный метод
игровой метод
Ключевые слова

Формированию физического развития учащихся, развитию их двигательной деятельности на уроке физической культуры, способствует использование игрового и соревновательного методов обучения. Безусловно, игра является сложным социокультурным феноменом, которому посвящено большое количество философских, культурологических, психологических и педагогических исследований. Сегодня наукой накоплен огромный потенциал знаний об этом уникальном явлении действительности. Общеизвестно, что игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в ее результатах, а в самом процессе.

Значение игры как разнообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом.

Исследование эффективности применения игрового и соревновательного методов будет способствовать повышению мотивации и интереса к занятиям физическими упражнениями. Однако, учитывая недостаточную полноту проведенных исследований, касающихся применению указанных методов в сфере физической культуры, обусловило актуальность темы статьи.

Целью статьи является проведение анализа и характеристики игрового и соревновательного методов в физической культуре, определение их значения и особенностей использования.

Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самопознании и общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении и т.д. Одна из главных функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, то есть то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности учащихся, руководству ею и другим педагогически существенным признакам) от других способов воспитания.

При этом игровой метод необязательно связан только с какими-либо общепринятыми играми, например футболом или волейболом, элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на материале любых физических упражнений, при условии, конечно, что они соответствуют организации особенностей этого метода [1, c. 217].

Основными методическими особенностями игрового метода являются:

  • обеспечение всестороннего, комплексного развития двигательных способностей и усовершенствование двигательных умений и навыков;
  • наличие в игре элементов противоборства требует от личности значительных проявлений двигательных способностей;
  • широкий выбор разнообразных средств достижения цели, импровизированный характер действий в игре способствует формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества и развития других личных качеств;
  • соблюдение условий и правил игры позволяет педагогу формировать моральные качества ребенка: коллективизм, чувство взаимопомощи, дисциплинированность и т.п.;
  • эмоциональность выполнения физических упражнений способствует формированию у детей устойчивой заинтересованности и положительного мотива к физкультурным занятиям.

Игровой метод используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или выборочного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного усовершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей степени он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость (координационно-двигательные и связанные с ними способности), быстрота ориентирования, самостоятельность, инициативность.

В руках умелого специалиста он служит также очень действенным методом воспитания коллективизма, общества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности [2, c. 108].

Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала как подчиненного элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности в исполнении отдельных упражнений), во втором – в качестве самостоятельной формы организации занятий, подчиненной логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им соревнования).

Основная, определяющая черта соревновательного метода – конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все остальные особенности этого метода.

Он позволяет:

  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и определить уровень их развития;
  • определить и оценить качество владения двигательными навыками;
  • обеспечить максимальную физическую нагрузку;
  • способствовать воспитанию волевых качеств.

Соревновательный метод применяется в решении разнообразных педагогических задач: воспитании волевых и нравственных качеств, развитии двигательных способностей, совершенствовании умений и навыков, формировании способности рационально использовать их в усложненных условиях. По сравнению с другими методами физического воспитания он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем самым способствовать их наивысшему развитию [3, c. 24].

Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании нравственных и волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладание, самоотверженность и т.д.

Более обширное внедрение спортивно-игрового способа организации физического воспитания может существенно улучшить процесс формирования гармоничной личности.

Игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо ознакомлен с педагогическими задачами (воспитательными, оздоровительными и образовательными), которые решаются во время игры, с анатомо-физическими и психологическими особенностями учащихся, с методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий.

Важное условие успешности игровой деятельности – понимание содержания и правил игры. При их разъяснении можно дополнить показом отдельных приемов и действий. Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, развитие и физическую подготовленность, которых она способствует, учитывая состав участников, их возрастные особенности [4, c. 126].

Основная, определяющая черта соревновательного метода – конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или, возможно, высокое достижение.

Факторы соперничества в процессе соревнований (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально их уровню, признание общественной значимости достижений, отсеивание менее сильных при многоступенчатых соревнованиях, первенствах и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, усиливающий влияние физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило, более значительных, чем при внешне аналогичных не соперничающих нагрузках (в настоящее время это показано многими исследованиями). Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитание физических, волевых и нравственных качеств, совершенствование умений, навыков, формирование способностей рационально использовать их в сложных условиях.

Соревновательный метод исключает принуждение к учению: обучение происходит через игру и соревнование. Особенности применения заключаются в том, что каждый урок начинается с подготовительной части, то есть на уроке физкультуры все начинается с построения учащихся. Дается задание на перестройку по времени (кто скорее по группам). Строевые и порядковые упражнения даются на технику выполнения по группам (чья группа допустит меньше ошибок). Затем идут общеразвивающие упражнения. Дети соперничают при выполнении большего количества упражнений за определенный промежуток времени [5, c. 173].

Таким образом, игровой и соревновательный методы обучения ориентированы на групповое взаимодействие учащихся, сотрудничество равноправных субъектов образовательного процесса на уроках физической культуры. Внедрение данных методов обучения с использованием подвижных и спортивных игр имеет четко направленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила и, самое главное, результатом их применения является формирование, расширение, усвоение, закрепление, обобщение умений и навыков подвижной деятельности учащихся на уроках физической культуры.

Текст статьи
  1. Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка / И.С. Барчуков, В.Я. Кикоть. – М.: Юни-ти-Дана, 2014. – 431 с.
  2. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2015. – 264 с.
  3. Малорошвило Л.Н. Подвижные игры для студентов вузов / Л.Н. Малорошвило, В.П. Малорошвило, Р.Н. Разяпова. – Оренбург: ОГПУ, 2014. – 53 с.
  4. Михайлова Н.В. Эффективность урока физической культуры в начальной школе при использовании соревновательно-игровых комплексов повышенной наглядности: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Наталья Викторовна Михайлова. – Москва, 2005. – 175 с.
  5. Ясько А.И. Учебно-методическое пособие по подвижным играм / Я.И. Ясько, А.С. Баймагамбетова. – М.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 216 с.
Список литературы