Формирование представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Формирование представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Использование системы поэтапного обучения правилам безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий позволяет расширить систему использования разнообразных методов и приемов в организации образовательной работы с детьми, сформировать понимание значимости соблюдения правил дорожного движения, расширить представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения; закрепить навыки безопасного поведения на дороге и навыки личной безопасности.

Аннотация статьи
правила дорожного движения
формирование
безопасность
сюжетно-ролевые игры
поведение на дороге
игровые технологии
представления
социальный опыт
игры
игровые и проблемные ситуации
пешеход
участник дорожного движения
сотрудничество
Ключевые слова

На современном этапе развития системы дошкольного образования особое внимание уделяется вопросу ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности на сохранение жизни и здоровья детей дошкольного возраста.

Проблема формирования у дошкольников представлений о безопасном поведении на дороге, культуры безопасности на сохранение жизни и здоровья детей дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Как известно игра – основной вид деятельности детей, который дает возможность ребенку проявить находчивость, сообразительность и смекалку в решении игровых задач на знание Правил дорожного движения, а также получить социальный опыт взаимодействия со сверстниками. С помощью игрового материала дети учатся сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закреплять знания сигналов светофора, правила для пешеходов. Во время игровой деятельности старшие дети составляют рассказы о дорожных ситуациях, разыгрывают инсценировки.

Главной задачей педагога является поддержание игрового интереса чуткость, наблюдательность, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом.

Детям достаточно сложно самостоятельно решить игровые задачи на знание Правил дорожного движения, безопасного поведения на дороге, а игровые ситуации всегда предполагают принятие решения, желание выиграть активизирует познавательную деятельность играющих, что дает возможность наиболее эффективно формировать у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасном поведении на дороге.

Поэтому, одним из наиболее эффективных методов, приемов и средств формирования у детей дошкольного возраста представлений о безопасном поведении на дороге являются игровые технологии. Игровые технологии дают возможность ребенку быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях, в процессе которых он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. При обучении детей правилам дорожной безопасности необходимо широко использовать самые разнообразные игры: с элементами физических упражнений и спорта, сюжетно-ролевые игры, театрализованные и игры-драматизации, дидактические, компьютерные, интеллектуально-познавательные, с использованием макетов и др.

При построении системы поэтапного обучения детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге посредством игровых технологий необходимо учитывать три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

  1. Ребенок – пешеход;
  2. Ребенок – пассажир городского транспорта;
  3. Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.)

Правильное планирование работы по формированию представлений безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать игры:

  • игры, формирующие представления о сигналах светофора и регулировщика;
  • игры, формирующие представления о знаках дорожного движения;
  • игры, формирующие представления об элементах дороги, об участниках дорожного движения и правилах поведения.

Во время игровой деятельности рекомендуется применять игры на подиуме, которые представляют макет улицы, микрорайона. Детям старшего дошкольного возраста предлагается смоделировать дорогу, переезд, перекрёсток из строительного материала. Игры на подиуме дают возможность сформировать у детей представление о правилах поведения на дороге; познакомить с назначением остановочного комплекса «островка безопасности». Макет улицы учит детей в игровой среде соблюдать правила дорожного движения и поведения на улице, ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, переходить улицу в указанных местах на зелёный свет светофора, при красном и жёлтом свете стоят.

Подбор и использование дидактических и настольно-печатных игр таких как: «Дорожные знаки», «Дорожная азбука», «Узнай знак по загадке», «Сложи светофор», «Сложи знак», «Разрезанные картинки», «Красный, жёлтый, зелёный», «Опасные ситуации», «Красный, желтый, зеленый», «За рулем» и их использование в образовательной работе с детьми позволяет сформировать у детей старшего дошкольного возраста умение сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закрепить знания сигналов светофора, правила для пешеходов. Во время игровой деятельности дети могут составлять рассказы о дорожных ситуациях, разыгрывать инсценировки. Успешному усвоению знаний по безопасному поведению детей на дороге способствует использование развивающей среды, это яркий иллюстративный материал с изображением разнообразных дорожных ситуаций, дидактический материал к выполнению заданий по дорисовке, штриховке, обводке предметов и т.д.

Одной из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающих детей в игровую деятельность станет организация обучающих подвижных игр с элементами соревнований: «Пешеходы и водители», «Светофор», «Знатоки дорожных правил». Игровые ситуации подвижных игр вызывают у детей высокое эмоциональное и физическое напряжение, что обеспечивает более легкое преодоление трудностей и препятствий в решении задач, обогащение жизненного опыта детей по формированию представлений безопасного поведения на дороге. Подвижные игры способствуют совершенствованию двигательных навыков и умений, а также координации движений.

Интересной формой работы является использование викторин, в которых ребёнку предоставляется возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку в решении игровых задач на знание правил безопасного поведения на дороге.

В совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста рекомендуется применение театрализованных и сюжетно-ролевых игр по правилам дорожного движения: «Служба спасения», «Путешествие в Светофорию», в которых детям необходимо решать проблемные ситуации, сдавать экзамены «Дорожный экзамен» с использованием знаков дорожного движения во время игровых экскурсий по городу, организации движения транспортных средств, использованием макетов: «Парковка», «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция», «Улицы города», «Заправочная станция».

В процессе совместной деятельности детям можно предложить педагогические ситуации как форма ситуативного обучения, которые включают систематизацию и анализ дорожно-транспортных происшествий из реальной обстановки на дороге, оценивания ситуаций, смоделированных на макете, схеме, просматривании видеофильмов, составлении рассказов, чтении художественной литературы.

Использование игровых технологий дают возможность детям в интересной игровой среде решать сложные задачи, выполнять трудные задания, находить решение проблемных ситуаций, приобретая социальный опыт взаимодействия со сверстниками.

Таким образом, использование системы поэтапного обучения правилам безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста определяет эффективность применения игровых технологий, обеспечивающих осознанное отношение к соблюдению правил безопасного поведения на дороге.

Текст статьи
  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 – 144 с.
  2. Вдовиченко, А. А. Ребенок на улице – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 96 с.
  3. Гарнышева, Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 64с.
  4. Данилова Т.И. Программа «Светофор». – СПб.: Детство-пресс, 2009.
  5. Добрая Дорога Детства. Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику. – М., 2007-2008.
  6. Елжова Н.В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика ознакомления детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2013 – 173 с.
  7. Е.А. Козырева, Т.А. Пухова, В.Л. Шмундяк. Азбука поведения на дороге. Программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города. М.: «Центр Пропаганды». 2008 г.
  8. Кобзева Т.Г. Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников. Изд. Учитель, 2011 г. – 218 с.
  9. Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 152 с.
  10. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград., Перемена, 1995. – 152 с.
  11. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  12. Соколова Т. Б. Программа обучения детей Правилам дорожного движения в дошкольных образовательных учреждениях г. Кемерово. – Кемерово: МОУ ДПО «Научно-методический центр», 2009. – 32 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря