Анализ механизма и инструментов решения проблем обеспечения социальным жильем в Красноярском крае

В статье проведен анализ механизма и инструментов решения проблем обеспечения социальным жильем в Красноярском крае. Обозначены результаты реализации государственных программы, выявлены проблемы, возникающие в ходе переселения граждан из аварийного жилья и обеспечения жильем детей-сирот. Сформулировано предложение по решению проблемы по переселению граждан из аварийного жилья.

Аннотация статьи
государственное управление в сфере жилищного обеспечения
аварийное жилье
государственные программы
переселение из аварийного жилья
социальное жилье
обеспечение социальным жильем
Ключевые слова

В настоящее время в России особую социальную напряженность вызывает проблема обеспечения жильем социально незащищенных слоев населения, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не имеющих возможности приобрести его в собственность [1].

Масштаб и острота проблем обеспечения населения жильем делают поиск более эффективных решений в данной области актуальной и неотложной задачей современной социально-экономической политики.

В Красноярском крае в 2022 году в целях переселения граждан из непригодного для проживания жилья в крае принят Закон Красноярского края от 08.07.2021 № 11-5320 «О регулировании отдельных отношений в сфере комплексного развития территорий»; внесены изменения в государственную программу Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», в частности изменен целевой показатель, характеризующий достижение целей по переселению граждан из аварийного жилья (постановление Правительства Красноярского края от 25.05.2021 № 351-п); обеспечено фактическое переселение из аварийных жилых помещений граждан, продолжавших в них проживать после получения жилья за счет средств субсидии.

В Красноярском крае с 2022 года действует новый формат обеспечения жильем детей-сирот. Однако львиная доля расходов по программе ложится на краевой бюджет – 29,3 млрд рублей, в том числе 10,5 млрд – в 2022 году.

Большую роль в реализации государственных программ играет Красноярский краевой фонд жилищного строительства, так фондом с начала 2022 года объявлено 155 закупок, контракты заключены уже на 59 жилых помещений.

По краевой государственной программе «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем» Фондом уже построены дома и приобретено жильё в 20 муниципальных образованиях края.

Сейчас на завершающей стадии находится подготовительная работа к строительству трёх 16-квартирных домов в Ирбейском, Ермаковском и Дзержинском районах. Уже получено положительное заключение экспертизы проектной документации, подготовлены и направлены все необходимые документы для получения разрешения на строительство.

Стоит отметить, что все дома, возводимые Фондом в этих районах, являются монолитными с навесным вентилируемым фасадом. В каждом из домов предусмотрены 1, 2 и 3-комнатные квартиры, которые будут переданы жильцам с чистовой отделкой, установленной сантехникой и индивидуальными приборами учета. Также в новых домах имеются квартиры на первом этаже для маломобильных граждан: проектом здесь предусмотрены расширенные коридоры и увеличена площадь ванной и туалета. В подъездах имеется колясочная для семей с детьми, выход из подъезда оборудован пандусом. Во дворе домов будут обустроены детская и спортивная площадки, парковка для автомобилей.

В 2019-2021 годах в рамках данной программы Фондом также было построено жильё для работников бюджетных организаций Большемуртинского и Ирбейского районов, сейчас там проживают врачи и младший медицинский персонал.

Однако, в Красноярском крае, как и по всей стране существуют проблемы. Одна из которых эффективность использования бюджетных средств, направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда [2]. Так, Счетной палатой Красноярского края в 2021 году был выявлен широкий спектр нарушений и недостатков в данной сфере, в том числе создававших возможности совершения коррупционных действий и (или) принятия коррупционных решений.

Одной из основных проблем в данной сфере являлось отсутствие достоверных данных о количестве аварийных многоквартирных домов в крае и их общей площади (данные по состоянию на 31.12.2019 варьировались от 1 628 до 2 025 домов и от 542,1 до 770,3 тыс.кв.м). При этом с учетом определенных законодательством условий о расселении домов, признанных в установленном порядке аварийными до 01.01.2017, в действующую региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы» (далее в данном разделе – РАП) было включено лишь 54% от общего количества аварийных домов, указанных в информационной системе «Реформа ЖКХ».

В части нормативно-правового регулирования были отмечены несогласованность нормативных правовых актов края, а также муниципальных образований по целям, ожидаемым результатам, показателям; ненадлежащее распределение полномочий между органами исполнительной власти края (полномочие по ведению реестра аварийных домов, закрепленное за двумя органами исполнительной власти края, фактически выполнялось сотрудниками муниципальных учреждений; полномочие по проверке достоверности представленных органами местного самоуправления сведений об аварийном жилищном фонде за органами власти не закреплено вовсе); отсутствие закона и (или) иного нормативного правового акта края, формирующего соответствующее расходное обязательство; несовершенство механизма реализации мероприятия государственной программы края по предоставлению субсидий муниципальным образованиям края.

При формировании объемов финансирования РАП допускалось неправомерное включение в программу площадей для расселения, присутствовали ошибки в расчетах, отсутствовало обоснование увеличения (на 30%) размера расселяемой площади за счет средств краевого бюджета.

Поскольку законодательно не установлены критерии либо пределы возможного превышения площади приобретаемого жилья над площадью расселяемого аварийного, то не исключена возможность принятия должностными лицами муниципальных органов субъективных решений, что, в свою очередь, создает коррупционные риски.

Министерство строительства Красноярского края нарушало порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям края, отражало в отчетах о реализации государственной программы края и РАП несогласованные данные. При расходовании денежных средств допущено неэффективное (7,3 млн рублей) и неправомерное (85,2 млн рублей) расходование бюджетных средств.

В Красноярском крае существует и потенциал строительства – порядка 415 гектаров, где могут быть реализованы проекты жилищного строительства, в том числе с применением механизма комплексного развития территорий.

Таким образом, «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан» стала прорывом в социальной политике регионе. Но в период реализации программы выявлены ряд проблем, реализация программы не дала того результата, который в нее закладывался.

Для решения указанных выше проблем и эффективной реализации государственных программ в Красноярском крае необходимо: выработать подходы к расселению аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2017, к использованию новых механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилья, в том числе позволяющих привлекать внебюджетные источники финансирования, к сносу аварийных домов и др.

Текст статьи
  1. Бузулуцкий М. И. Региональная социально-экономическая политика в сфере жилищного строительства : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Бузулуцкий Михаил Игоревич; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»]. - Москва, 2020.
  2. Югова И.В. Оценка и регулирование конкурентной среды рынка жилищного строительства : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Югова Ирина Владимировна; [Место защиты: Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет]. - Москва, 2021. - 24 с.
Список литературы