Главная
АИ #51 (130)
Статьи журнала АИ #51 (130)
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаме...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Автор(-ы):

Трунова Нина Михайловна

Секция

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

ЕГЭ
ОГЭ
школа
изложение
подготовка
экзаменационная работа

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается вопрос о подготовке к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Изложение считается наиболее трудным упражнением. Для успешного выполнения этого нелегкого задания требуется формирование особых навыков работы с текстом: умение слушать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать. Это приводит к тому, что при подготовке к экзаменам учителю приходится сталкиваться со многими трудностями: бедный словарный запас учащихся, сложность восприятия незнакомого текста на слух, а практика показывает, что визуальное восприятия текста у многих учащихся развито гораздо лучше слухового.

Текст статьи

Цeль: подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить теоретический материал по теме: «Приемы сжатия текста»;
  • отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста (исключение и обобщение) на конкретном тексте, умение выделять главную информацию.

Развивающие:

  • развивать у обучающихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;
  • способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
  • работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родному русскому языку;
  • формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Вид урока: развитие речи.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа обучающихся, устный опрос.

Оборудование: презентация, аудиозапись текста изложения.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Психологически настроить обучающихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.

2. Сообщение цели и задач предстоящей работы.

Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого изложения – развитие речевых способностей обучающихся на примере публицистического текста.

Слово учителя:

ГИА в форме ОГЭ по русскому языку состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения по тексту. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять разнообразные логические операции с текстами: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы и не тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом нам помогут специальные упражнения, которые окажутся полезными.

Фронтальный опрос обучающихся.

Беседа по вопросам: (сначала заслушиваются ответы обучающихся, потом открываются слайды презентации)

1. Что значит сжатое изложение?

Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.

2. Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?

Подробный пересказ как вид работы требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста. В практической жизни важнее оказывается умение – запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.

3. Что такое микротема?

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

4. Назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них? Что значит «сжать текст»?

Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

5. Какие приемы сжатия текста вам знакомы?

Повторение теоретического материала.

На слайде мультимедийной презентации появляются приемы сжатия текста. Обращается внимание на те пункты, о которых обучающиеся не вспомнили (памятки раздаются обучающимся).

1. Исключение

  • вводных слов;
  • однородных членов предложения;
  • повторов;
  • однотипных примеров;
  • риторических вопросов и восклицаний;
  • цитат;
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснений;
  • рассуждений;
  • описаний;
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

2. Обобщение или объединение

  • ряда предложений, связанных одной мыслью;
  • частей предложений;
  • простых предложений в сложные;
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

3. Замена

  • однородных членов обобщающим словом;
  • сложного предложения простым;
  • фрагмента предложения синонимическим выражением;
  • прямой речи косвенной;
  • части текста одним предложением;
  • предложения или его части указательным местоимением и т.д.

Вспомним алгоритм написания сжатого изложения:

1) прослушать исходный текст

2) сформулировать основную тему и идею текста (о чем текст? Что хотел сказать автор?);

3) зафиксировать последовательность событий, рассуждений:

  • в повествовании – начало события, ход его, кульминация, конец;
  • в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки;
  • в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод;

4) составить подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста;

5) выбрать способы компрессии (сжатия) для каждой части текста;

6) используя эти способы, сократить текст, сохраняя главную информацию и все микротемы;

7) проверить смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла;

8) записать получившийся (сжатый) текст.

Первое прослушивание текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

Запись плана или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).

Текст.

Сейчас много говорят о милосердии. Обычно это слово связывают с людьми, чем-то обиженными судьбой: старыми или одинокими, с детьми-сиротами или инвалидами. Но милосердие нужно и сильным, и молодым, которых судьба вроде бы не обошла ни здоровьем, ни служебным положением, ни материальным благополучием. Всё равно нужно!

Конечно, есть масса примеров, когда люди ведут себя гуманно. Упал старик на улице – помогают подняться. Где-то случится стихийное бедствие – деньги предложат, вещи отправят. Но это всё милосердие к чужому, хотя и оно очень ценно. Сейчас я говорю о том, как мы ведём себя в семье. Всегда ли мы там гуманны? И понимаем ли, что только в родном доме можно научить человека душевной щедрости и милосердию? Нет, не всегда понимаем. Для многих доброта к родным, к родителям, к детям даётся с большим трудом. Легче погладить по голове чужого ребёнка, чем своего. Легче похлопотать о насущных делах чужой матери, чем своей… Почему так получается?

Сейчас в нашей стране ностальгия по милосердию. Говорят: «Все стали чёрствые, негуманные, жестокие, равнодушные». Но кто эти «все»? это – мы! Так давайте и начнём с себя: будем милосердны по отношению ко всему живому и неживому, милосердны всегда, каждый день, каждую минуту.

(По Л. Прошиной)

193 слова

1). Определите тему. Ответьте на вопрос: «О чём текст?» (по ключевым словам).

О понимании милосердия, о гуманном отношении ко всему живому и неживому.

2). Определите основную мысль. Ответьте на вопрос: «Какую мысль хотел выразить автор?»

Человек должен уметь проявлять милосердие ко всему и всегда.

3). Определите стиль текста (коммуникативная задача) и тип речи (структура текста). Ответьте на вопрос: «Какую коммуникативную задачу решал автор текста?». Определите структуру текста.

Автор решает следующую коммуникативную задачу: рассуждая о нравственных ценностях, автор призывает читателя проявлять милосердие постоянно – в этом заключается гуманность человека.

Данный текст – рассуждение, так как соответствует структуре: тезис – доказательства – вывод. Следовательно, данный текст относится к публицистическому стилю.

Второе прослушивание текста.

  1. Разделите текст на абзацы и определите микротемы. При прослушивании обратите внимание на большие интонационные паузы.
  2. Составьте план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их (по композиционной структуре).

Результаты совместной работы учителя с классом.

(Определение границ абзацев, формулировка микротем.)

Абзацы

Микротемы

Сейчас много говорят о милосердии. Обычно это слово связывают с людьми, чем-то обиженными судьбой: старыми или одинокими, с детьми-сиротами или инвалидами. Но милосердие нужно и сильным, и молодым, которых судьба вроде бы не обошла ни здоровьем, ни служебным положением, ни материальным благополучием. Всё равно нужно!

Милосердие необходимо всем людям, не только обиженным судьбой.

Конечно, есть масса примеров, когда люди ведут себя гуманно. Упал старик на улице – помогают подняться. Где-то случится стихийное бедствие – деньги предложат, вещи отправят. Но это всё милосердие к чужому, хотя и оно очень ценно. Сейчас я говорю о том, как мы ведём себя в семье. Всегда ли мы там гуманны? И понимаем ли, что только в родном доме можно научить человека душевной щедрости и милосердию? Нет, не всегда понимаем. Для многих доброта к родным, к родителям, к детям даётся с большим трудом. Легче погладить по голове чужого ребёнка, чем своего. Легче похлопотать о насущных делах чужой матери, чем своей… Почему так получается?

Необходимо понимать, что только в родном доме можно научить человека душевной щедрости и милосердию.

Сейчас в нашей стране ностальгия по милосердию. Говорят: «Все стали чёрствые, негуманные, жестокие, равнодушные». Но кто эти «все»? это – мы! Так давайте и начнём с себя: будем милосердны по отношению ко всему живому и неживому, милосердны всегда, каждый день, каждую минуту.

Проявлять милосердие ко всему окружающему миру надо всегда.

3. Работа с текстом.

Ответьте на вопросы: «Какие части текста являются основными?», «Какие способы сжатия текста вы используете?» Запишите кратко содержание каждого абзаца.

Основной текст

Сжатие текста

Способы сжатия текста

Сейчас много говорят о милосердии. Обычно это слово связывают с людьми, чем-то обиженными судьбой: старыми или одинокими, с детьми-сиротами или инвалидами. Но милосердие нужно и сильным, и молодым, которых судьба вроде бы не обошла ни здоровьем, ни служебным положением, ни материальным благополучием. Всё равно нужно!

Сейчас много говорят о милосердии. Обычно это слово связывают с людьми, чем-то обиженными судьбой: старыми или одинокими, с детьми-сиротами или инвалидами. Но милосердие нужно и сильным, и молодым, которых судьба вроде бы не обошла ни здоровьем, ни служебным положением, ни материальным благополучием. Всё равно нужно!

Обобщение, исключение.

Конечно, есть масса примеров, когда люди ведут себя гуманно. Упал старик на улице – помогают подняться. Где-то случится стихийное бедствие – деньги предложат, вещи отправят. Но это всё милосердие к чужому, хотя и оно очень ценно. Сейчас я говорю о том, как мы ведём себя в семье. Всегда ли мы там гуманны? И понимаем ли, что только в родном доме можно научить человека душевной щедрости и милосердию? Нет, не всегда понимаем. Для многих доброта к родным, к родителям, к детям даётся с большим трудом. Легче погладить по голове чужого ребёнка, чем своего. Легче похлопотать о насущных делах чужой матери, чем своей… Почему так получается?

Конечно, есть масса примеров, когда люди ведут себя гуманно. Упал старик на улице – помогают подняться. Где-то случится стихийное бедствие – деньги предложат, вещи отправят. Но это всё милосердие к чужому, хотя и оно очень ценно. Сейчас я говорю о том, как мы ведём себя в семье. Всегда ли мы там гуманны? И понимаем ли, что только в родном доме можно научить человека душевной щедрости и милосердию? Нет, не всегда понимаем. Для многих доброта к родным, к родителям, к детям даётся с большим трудом. Легче погладить по голове чужого ребёнка, чем своего. Легче похлопотать о насущных делах чужой матери, чем своей… Почему так получается?

Обобщение, исключение, замена.

Сейчас в нашей стране ностальгия по милосердию. Говорят: «Все стали чёрствые, негуманные, жестокие, равнодушные». Но кто эти «все»? это – мы! Так давайте и начнём с себя: будем милосердны по отношению ко всему живому и неживому, милосердны всегда, каждый день, каждую минуту.

Сейчас в нашей стране ностальгия по милосердию. Говорят: «Все стали чёрствые, негуманные, жестокие, равнодушные». Но кто эти «все»? это – мы! Так давайте и начнём с себя: будем милосердны по отношению ко всему живому и неживому, милосердны всегда, каждый день, каждую минуту.

Обобщение, исключение.

4. Заключительное слово учителя.

  • При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.
  • Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;

5. Самостоятельная работа с черновиком.

Написание и проверка со словарем созданного текста.

В результате работы над сжатием получился текст:

Сейчас много говорят о милосердии. Обычно его связывают с людьми, чем-то обиженными судьбой. Но милосердие нужно всем. Всё равно нужно!

Есть множество примеров, когда люди поступают гуманно. Помогают морально и материально. Милосердие к чужому ценно. Но надо сказать и о том, как мы ведём себя в семье. Всегда ли бываем гуманны? Понимаем ли, что только в родном доме можно научиться душевной щедрости и милосердию? Легче проявить милосердие к чужим людям, чем к своим родным.

Сейчас у нас в стране ностальгия по милосердию. Говорят: «Все стали чёрствые, озлобленные, равнодушные». «Все» – это мы! Так давайте начнём с себя: будем относиться милосердно ко всему и всегда.

(89 слов)

6. Подведение итогов урока.

Список литературы

  1. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 60с.
  2. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2015: учебно-методическое пособие / под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 432с. (ГИА-9.)
  3. Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». № 2011г.
  4. Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». № 2005г.
  5. Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». № 2011г.
  6. Тимошенко Т.Е. Русский язык. 9 класс. Готовимся к экзаменам. Работаем над текстом. Единый государственный экзамен. Часть С. М. Дрофа 2008г.
  7. Шклярова Т.В. Сборник диктантов по русскому языку для школьников и абитуриентов. М., 2005г.

Поделиться

548

Трунова Н. М. Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» // Актуальные исследования. 2022. №51 (130). Ч.II.С. 96-100. URL: https://apni.ru/article/5256-metodicheskaya-razrabotka-uroka-podgotovka

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Филология, иностранные языки, журналистика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (208)

Прием материалов

22 июня - 28 июня

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

3 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 июля