Автор(-ы):
Трунова Нина Михайловна
Секция
Филология, иностранные языки, журналистика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Цeль: подготовка к написанию сжатого изложения.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
Вид урока: развитие речи.
Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа обучающихся, устный опрос.
Оборудование: презентация, аудиозапись текста изложения.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Психологически настроить обучающихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.
2. Сообщение цели и задач предстоящей работы.
Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого изложения – развитие речевых способностей обучающихся на примере публицистического текста.
Слово учителя:
ГИА в форме ОГЭ по русскому языку состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения по тексту. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять разнообразные логические операции с текстами: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы и не тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом нам помогут специальные упражнения, которые окажутся полезными.
Фронтальный опрос обучающихся.
Беседа по вопросам: (сначала заслушиваются ответы обучающихся, потом открываются слайды презентации)
1. Что значит сжатое изложение?
Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.
2. Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?
Подробный пересказ как вид работы требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста. В практической жизни важнее оказывается умение – запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.
3. Что такое микротема?
Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.
4. Назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них? Что значит «сжать текст»?
Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
5. Какие приемы сжатия текста вам знакомы?
Повторение теоретического материала.
На слайде мультимедийной презентации появляются приемы сжатия текста. Обращается внимание на те пункты, о которых обучающиеся не вспомнили (памятки раздаются обучающимся).
1. Исключение
2. Обобщение или объединение
3. Замена
Вспомним алгоритм написания сжатого изложения:
1) прослушать исходный текст
2) сформулировать основную тему и идею текста (о чем текст? Что хотел сказать автор?);
3) зафиксировать последовательность событий, рассуждений:
4) составить подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста;
5) выбрать способы компрессии (сжатия) для каждой части текста;
6) используя эти способы, сократить текст, сохраняя главную информацию и все микротемы;
7) проверить смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла;
8) записать получившийся (сжатый) текст.
Первое прослушивание текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.
Запись плана или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).
Текст.
Сейчас много говорят о милосердии. Обычно это слово связывают с людьми, чем-то обиженными судьбой: старыми или одинокими, с детьми-сиротами или инвалидами. Но милосердие нужно и сильным, и молодым, которых судьба вроде бы не обошла ни здоровьем, ни служебным положением, ни материальным благополучием. Всё равно нужно!
Конечно, есть масса примеров, когда люди ведут себя гуманно. Упал старик на улице – помогают подняться. Где-то случится стихийное бедствие – деньги предложат, вещи отправят. Но это всё милосердие к чужому, хотя и оно очень ценно. Сейчас я говорю о том, как мы ведём себя в семье. Всегда ли мы там гуманны? И понимаем ли, что только в родном доме можно научить человека душевной щедрости и милосердию? Нет, не всегда понимаем. Для многих доброта к родным, к родителям, к детям даётся с большим трудом. Легче погладить по голове чужого ребёнка, чем своего. Легче похлопотать о насущных делах чужой матери, чем своей… Почему так получается?
Сейчас в нашей стране ностальгия по милосердию. Говорят: «Все стали чёрствые, негуманные, жестокие, равнодушные». Но кто эти «все»? это – мы! Так давайте и начнём с себя: будем милосердны по отношению ко всему живому и неживому, милосердны всегда, каждый день, каждую минуту.
(По Л. Прошиной)
193 слова
1). Определите тему. Ответьте на вопрос: «О чём текст?» (по ключевым словам).
О понимании милосердия, о гуманном отношении ко всему живому и неживому.
2). Определите основную мысль. Ответьте на вопрос: «Какую мысль хотел выразить автор?»
Человек должен уметь проявлять милосердие ко всему и всегда.
3). Определите стиль текста (коммуникативная задача) и тип речи (структура текста). Ответьте на вопрос: «Какую коммуникативную задачу решал автор текста?». Определите структуру текста.
Автор решает следующую коммуникативную задачу: рассуждая о нравственных ценностях, автор призывает читателя проявлять милосердие постоянно – в этом заключается гуманность человека.
Данный текст – рассуждение, так как соответствует структуре: тезис – доказательства – вывод. Следовательно, данный текст относится к публицистическому стилю.
Второе прослушивание текста.
Результаты совместной работы учителя с классом.
(Определение границ абзацев, формулировка микротем.)
Абзацы |
Микротемы |
---|---|
Сейчас много говорят о милосердии. Обычно это слово связывают с людьми, чем-то обиженными судьбой: старыми или одинокими, с детьми-сиротами или инвалидами. Но милосердие нужно и сильным, и молодым, которых судьба вроде бы не обошла ни здоровьем, ни служебным положением, ни материальным благополучием. Всё равно нужно! |
Милосердие необходимо всем людям, не только обиженным судьбой. |
Конечно, есть масса примеров, когда люди ведут себя гуманно. Упал старик на улице – помогают подняться. Где-то случится стихийное бедствие – деньги предложат, вещи отправят. Но это всё милосердие к чужому, хотя и оно очень ценно. Сейчас я говорю о том, как мы ведём себя в семье. Всегда ли мы там гуманны? И понимаем ли, что только в родном доме можно научить человека душевной щедрости и милосердию? Нет, не всегда понимаем. Для многих доброта к родным, к родителям, к детям даётся с большим трудом. Легче погладить по голове чужого ребёнка, чем своего. Легче похлопотать о насущных делах чужой матери, чем своей… Почему так получается? |
Необходимо понимать, что только в родном доме можно научить человека душевной щедрости и милосердию. |
Сейчас в нашей стране ностальгия по милосердию. Говорят: «Все стали чёрствые, негуманные, жестокие, равнодушные». Но кто эти «все»? это – мы! Так давайте и начнём с себя: будем милосердны по отношению ко всему живому и неживому, милосердны всегда, каждый день, каждую минуту. |
Проявлять милосердие ко всему окружающему миру надо всегда. |
3. Работа с текстом.
Ответьте на вопросы: «Какие части текста являются основными?», «Какие способы сжатия текста вы используете?» Запишите кратко содержание каждого абзаца.
Основной текст |
Сжатие текста |
Способы сжатия текста |
---|---|---|
Сейчас много говорят о милосердии. Обычно это слово связывают с людьми, чем-то обиженными судьбой: старыми или одинокими, с детьми-сиротами или инвалидами. Но милосердие нужно и сильным, и молодым, которых судьба вроде бы не обошла ни здоровьем, ни служебным положением, ни материальным благополучием. Всё равно нужно! |
Сейчас много говорят о милосердии. Обычно это слово связывают с людьми, чем-то обиженными судьбой: старыми или одинокими, с детьми-сиротами или инвалидами. Но милосердие нужно и сильным, и молодым, которых судьба вроде бы не обошла ни здоровьем, ни служебным положением, ни материальным благополучием. Всё равно нужно! |
Обобщение, исключение. |
Конечно, есть масса примеров, когда люди ведут себя гуманно. Упал старик на улице – помогают подняться. Где-то случится стихийное бедствие – деньги предложат, вещи отправят. Но это всё милосердие к чужому, хотя и оно очень ценно. Сейчас я говорю о том, как мы ведём себя в семье. Всегда ли мы там гуманны? И понимаем ли, что только в родном доме можно научить человека душевной щедрости и милосердию? Нет, не всегда понимаем. Для многих доброта к родным, к родителям, к детям даётся с большим трудом. Легче погладить по голове чужого ребёнка, чем своего. Легче похлопотать о насущных делах чужой матери, чем своей… Почему так получается? |
Конечно, есть масса примеров, когда люди ведут себя гуманно. Упал старик на улице – помогают подняться. Где-то случится стихийное бедствие – деньги предложат, вещи отправят. Но это всё милосердие к чужому, хотя и оно очень ценно. Сейчас я говорю о том, как мы ведём себя в семье. Всегда ли мы там гуманны? И понимаем ли, что только в родном доме можно научить человека душевной щедрости и милосердию? Нет, не всегда понимаем. Для многих доброта к родным, к родителям, к детям даётся с большим трудом. Легче погладить по голове чужого ребёнка, чем своего. Легче похлопотать о насущных делах чужой матери, чем своей… Почему так получается? |
Обобщение, исключение, замена. |
Сейчас в нашей стране ностальгия по милосердию. Говорят: «Все стали чёрствые, негуманные, жестокие, равнодушные». Но кто эти «все»? это – мы! Так давайте и начнём с себя: будем милосердны по отношению ко всему живому и неживому, милосердны всегда, каждый день, каждую минуту. |
Сейчас в нашей стране ностальгия по милосердию. Говорят: «Все стали чёрствые, негуманные, жестокие, равнодушные». Но кто эти «все»? это – мы! Так давайте и начнём с себя: будем милосердны по отношению ко всему живому и неживому, милосердны всегда, каждый день, каждую минуту. |
Обобщение, исключение. |
4. Заключительное слово учителя.
5. Самостоятельная работа с черновиком.
Написание и проверка со словарем созданного текста.
В результате работы над сжатием получился текст:
Сейчас много говорят о милосердии. Обычно его связывают с людьми, чем-то обиженными судьбой. Но милосердие нужно всем. Всё равно нужно!
Есть множество примеров, когда люди поступают гуманно. Помогают морально и материально. Милосердие к чужому ценно. Но надо сказать и о том, как мы ведём себя в семье. Всегда ли бываем гуманны? Понимаем ли, что только в родном доме можно научиться душевной щедрости и милосердию? Легче проявить милосердие к чужим людям, чем к своим родным.
Сейчас у нас в стране ностальгия по милосердию. Говорят: «Все стали чёрствые, озлобленные, равнодушные». «Все» – это мы! Так давайте начнём с себя: будем относиться милосердно ко всему и всегда.
(89 слов)
6. Подведение итогов урока.
Список литературы
Поделиться
Трунова Н. М. Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» // Актуальные исследования. 2022. №51 (130). Ч.II.С. 96-100. URL: https://apni.ru/article/5256-metodicheskaya-razrabotka-uroka-podgotovka