Изучение проблемы воспитания культуры поведения детей среднего дошкольного возраста

Изучение проблемы воспитания культуры поведения детей среднего дошкольного возраста

Современное общество решает сегодня сложные задачи обновления экономической, политической и общественной жизни страны. Немаловажна в этом обновлении и нравственно-эстетическая, культурная сторона вопроса. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка, возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел. Нравственное воспитание заключается в активном практическом приобщении дошкольников к доступным формам культурного поведения. Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения.

Аннотация статьи

Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками. Культура общения обязательно предполагает культуру речи, т.е. наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками, бережливого отношения к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании. Воспитательные воздействия педагогов и родителей на малышей должны быть едиными, постоянными и последовательными. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе, чувства – жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость [4].

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Нравственное воспитание заключается в активном практическом приобщении дошкольников к доступным формам культурного поведения [1, 2, 3].

При воспитании детей среднего дошкольного возраста внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение «сферы действия» навыков культуры поведения. Дети этого возраста способны проявлять большую активность, самостоятельность, не только в играх самообслуживания, но и в разнообразном труде в процессе непосредственно образовательной деятельности. Приобретенные и условные навыки они используют в новых для них ситуациях. Следовательно, воспитание у дошкольников культуры поведения можно рассматривать как один из аспектов работы по воспитанию гуманного отношения к людям.

С воспитанием культурного поведения неразрывно связано гигиеническое воспитание и обучение. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять [5, 6].

Все выше сказанное определило актуальность проблемы нашего исследования.

Цель констатирующего этапа – выявить уровень сформированности культуры поведения в детском саду у детей среднего дошкольного возраста.

Для изучения особенностей воспитания культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста нами решались следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние проблемы воспитания культуры поведения в работе детского сада.
  2. Выявить понимание педагогами и родителями особенностей воспитания культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста.
  3. Определить уровни культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста.

В ходе констатирующего этапа исследования были использованы методы: анализ педагогической документации; наблюдение; беседа; диагностирование; анкетирование; математическая обработка полученных данных.

Анализ педагогической документации показал, что программное обеспечение учебного плана дошкольной образовательной организации обусловлено примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Изучив образовательный процесс, мы выяснили, что в рабочей программе педагогов занятия по воспитанию культуры поведения детей среднего дошкольного возраста планируются в данной группе один раз в неделю. Однако, задачи по воспитанию культуры поведения в плане однообразны, направлены преимущественно на воспитание культуры общения. Не всегда учитываются возрастные особенности и темперамент детей среднего дошкольного возраста.

Анализ конспектов занятий позволяет сделать вывод о том, что воспитатели в процессе работы с детьми используют на занятиях чтение литературы, просмотр видеоматериалов, проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр и др. Всё это необходимо для успешного воспитания трудолюбия и навыков культуры поведения. Однако педагоги не всегда уделяют должное внимание вопросам воспитания культуры поведения в самостоятельной деятельности детей, вне занятий. Дети не умеют общаться между собой, они часто кричат, перебивают друг с друга, во время разговора размахивают руками, руки держат в карманах, их речь засорена лишними словами.

Таким образом, анализ педагогической документации позволил выявить ряд неточностей, на которые следует обратить внимание в дальнейшей работе.

В результате анкетирования мы выяснили, что педагоги имеют опыт работы по воспитанию культуры поведения дошкольников, в дальнейшем хотели бы повышать свой образовательный уровень по данной проблеме, используя опыт других педагогов, поделиться своими наработками с коллегами, послушать мнение специалистов. Несмотря на разнообразную работу, проводимую с детьми, воспитатели испытывают трудности, которые выражаются в недостаточном количестве методической литературы, отсутствии наглядных пособий, дидактических игр соответствующей направленности.

Анкетирование родителей показало, что среди затруднений, которые они испытывают при осуществлении воспитания культуры поведения необходимо отметить следующие: непослушание, несоблюдение культурно-гигиенических навыков. Некоторые родители отмечают трудности детей в общении со сверстниками и взрослыми, в неспособности и нежелании видеть и понимать другого. Основным видом помощи, которую хотели бы получить родители от педагогов, являются консультации, связанные с воспитанием и развитием ребёнка.

Полученные результаты диагностирования позволили определить уровень культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста. В целом представления детей о культуре поведения поверхностны и не систематизированы. Наблюдение показало, что дети имеют опыт взаимоотношений, знают некоторые правила поведения в группе. Однако, не все дети в равной мере умеют подчинять своё поведение установленным правилам и требованиям. Результаты экспериментального исследования позволили нам выявить разные уровни сформированности культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста. Среди детей экспериментальной группы у 33% детей отмечается низкий уровень сформированности культуры поведения, у 45% детей – средний уровень сформированности культуры поведения и у 22% детей – высокий уровень сформированности культуры поведения.

Таким образом, нами был сделан вывод о необходимости продолжения работы по воспитанию культуры поведения детей среднего дошкольного возраста, участвовавших в опытно-экспериментальном исследовании, и установлению взаимосотрудничества с родителями, так как важнейшим условием успешности воспитания культуры поведения является тесное взаимодействие детского сада и семьи. Полученные данные послужат базовым материалом для разработки комплекса мероприятий подобного взаимодействия, направленных на воспитание культуры поведения детей среднего дошкольного возраста и составления методических рекомендаций для педагогов и родителей.

Текст статьи
  1. Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М., 1998. 305 с.
  2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб., 2014. 321 с.
  3. Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре // Дошкольное образование. 2004. № 1. С. 51-52.
  4. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С. 14-15.
  5. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. М., 2007.
  6. Чулкова Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков // Дошкольное воспитание. 1991. №5. С. 11.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря