Главная
АИ #51 (130)
Статьи журнала АИ #51 (130)
Анализ миграционных процессов в Забайкальском крае

Анализ миграционных процессов в Забайкальском крае

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

мигрант
миграционная политика
приграничный район
национальная безопасность
экономическая безопасность

Аннотация статьи

В статье проанализированы особенности состояния миграционных процессов Забайкальском крае. Определены существующие проблемы реализации миграционной политики и сформулированы некоторые предложения по решению выявленных проблем.

Текст статьи

В административно-правовом регулировании миграционных процессов государства крайне важная роль принадлежит миграционной политике, поскольку ее идеологический фундамент задает вектор всей миграционной деятельности. При этом, по мнению отечественных ученых, политика, свободная от каких бы то ни было ценностных детерминант, невозможна. В связи с этим и возникает необходимость анализа миграционной политики как на территории всей России, так и в отдельных регионах.

Забайкальский край имеет те же демографические проблемы, что и большинство регионов Российской Федерации. В то же время ряд особенностей, таких как приграничное положение региона, суровые климатические условия, отдаленность от федерального центра, огромные сельские территории и др., усиливают актуальность демографической проблемы края.

Согласно статистическим данным, на территории Забайкальского края в январе-июне текущего года численность населения сократилась на 2083 человека. В Забайкальском крае за январь-июнь 2022 года число прибывших составило 10860 человек, выбывших – 12943 человек, за счет миграционного оттока численность населения края сократилась на 2083 человек [5].

В Забайкальском крае за январь-июль 2022 года число прибывших составило 13029 человек, выбывших – 15159 человек, за счет миграционного оттока численность населения края сократилась на 2130 человек (в январе-июле 2021 года миграционная убыль составляла 2396 человек).

Наибольшее количество жителей края выбыли на постоянное место жительства в Республику Бурятия – 15,1%, Иркутскую область – 7,3%, Краснодарский край – 7,2%, Новосибирскую область – 6,4%, Красноярский край – 5,8%, Московскую область – 4,4%, Хабаровский край – 4,3%, г. Санкт-Петербург – 4,2%, Приморский край – 4,0% и другие территории России [5].

В январе-июле 2022 года за счет международной миграции (обмен населением Забайкальского края со странами СНГ и другими зарубежными странами) миграционная убыль населения составила 128 человек (в январе-июле 2021 года – 25 человек) [5].

На фоне естественной убыли и низкой рождаемости старожильческого населения Забайкальского края в регионе отмечается рост численности представителей этнических групп из стран СНГ. Это происходит как за счет вновь прибывших мигрантов, так и за счет увеличения рождаемости среди мигрантов уже после переселения в регион.

Миграционная убыль (число выбывших превысило число прибывших) сложилась в 28 муниципальных образованиях края. Наибольший отток населения отмечен в городском округе: «Город Чита» – 621 человек, муниципальных районах края: «Нерчинский район» – 193 человека, «Борзинский район» – 161 человек, «Чернышевский район» – 146 человек, «Оловяннинский район» – 119 человек, «Александрово-Заводский район» – 117 человек и в муниципальном округе «Приаргунский округ» - 165 человек [5].

Положительный миграционный прирост отмечен в городском округе «Поселок Агинское» – 105 человек, в муниципальных районах «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» – 225 человек, «Читинский район» – 80 человек, «Карымский район» – 43 человека, «Забайкальский район» – 37 человек, «Дульдургинский район» – 13 человек [5].

В январе-июле 2022 года за счет международной миграции (обмен населением Забайкальского края со странами СНГ и другими зарубежными странами) миграционная убыль населения составила 128 человек (в январе-июле 2021 года – 25 человек) [5].

Это также означает снижение численности населения, уменьшение плотности заселения приграничного региона, что не отвечает экономическим интересам страны, даже угрожает национальной безопасности государства. Экологически неблагоприятные регионы чаще других теряют человеческие ресурсы, появляются люди, которых называют «экологическими беженцами» [1, с. 24].

Наиболее мобильным является население в трудоспособном возрасте. Доля молодежи в возрасте 16-29 лет среди мигрантов трудоспособного возраста составляет около 40% Причина оттока населения состоит, в частности, в том, что люди хотят повысить качество своей жизни.

Забайкальский край занимает пограничное и периферийное положение территории Российской Федерации, исторически выполняя функцию форпоста с соседними Китаем и Монголией. Территория всегда характеризовалась слабой заселенностью и неравномерностью размещения населения вследствие неоднородных и суровых природно-климатических условий, но при этом государственная политика всегда была направлена на закрепление жителей в пограничной полосе. Государственные действия по обживанию и заселению восточных территорий России выражались в разнообразии используемых мер по принципу приказов, ссылок и рекрутских повинностей [5, с. 40].

Современный этап демографического развития региона преимущественно связан с процессами естественного движения населения, на долю миграционных перемещений на постоянное место жительства в Забайкальский край приходится незначительный процент соотечественников из других стран СНГ от общего потока, а также миграционные перемещения жителей государств ближнего зарубежья.

По показателю качества жизни в регионах РФ Забайкальский край занимает предпоследнее 84 место. Прогноз рождаемости и смертности, а также миграционного оттока в регионе показал, что в Забайкальском крае вероятна депопуляция. Человеческое сообщество, по мнению экспертов, может обеспечить себя всем необходимым только при плотности населения, составляющей не менее 20–25 человек на 1 км2. Плотность населения в среднем по Забайкальскому краю составляет 2,4 человека на км2. Уменьшилось число людей, составляющих рабочую силу региона [5].

Продолжающееся уменьшение населения в перспективе ставит предел экономическому развитию Забайкальского края в силу физической нехватки рабочей силы. Труд становится одним из самых дефицитных ресурсов в регионе. При этом не только численность работников становится меньше, но и повышается их средний возраст.

Последствия миграции, как видится, проявляются в различных сферах и могут быть как положительными, так и отрицательными. В этой связи одной из основных задач, стоящих перед странами в эпоху глобализации, является разработка эффективной миграционной политики, которая должна детально регулировать миграционные процессы, чтобы обеспечить бесконфликтное и благополучное развитие стран, их дальнейшее экономическое, политическое, культурное и социальное процветание с учетом возникновения новых вызовов и угроз, которые имеют широкое распространение в современных реалиях и под воздействием западного санкционного давления [3, с. 7].

Забайкальский край, имеющий выгодное географическое положение, запасы полезных ископаемых, на сегодняшний день не использует полноценно все свои возможности приграничной территории России. Кризис социально-экономического развития сказывается на уровне жизни населения региона и выступает значительным миграционным фактором. Он сдерживает появление любых инновационных технологий в регионе и тормозит развитие непосредственно самой территории.

В Забайкалье поступательно увеличивается миграционная подвижность населения, проявляющаяся через высокую механическую убыль населения и непрерывность проживания людей в месте их постоянного жительства с рождения.

Важной составляющей государственной стратегии должна быть политика в области внутренней миграции. Экономические меры, стимулирующие внутреннюю миграцию населения:

  • социальные льготы, льготные кредиты на приобретение жилья, льготы в налогообложении, в том числе малого бизнеса;
  • способны отчасти преодолеть типичную для России малоподвижность населения и формировать желательные для государства направления миграций. Существующий ныне административный механизм обязательной регистрации граждан по месту проживания во многом утратил свою контролирующую функцию; он лишь тормозит территориальную мобильность населения и сужает возможности трудоустройства. Он может быть заменен на более гибкий экономический инструмент учета граждан – ИНН.

Отметим необходимость кодификации миграционного законодательства. Постоянное реформирование российского миграционного законодательства привело к тому, что оно стало несистемным и внутренне противоречивым. В 2004 г. ФМС России уже ставила вопрос о необходимости систематизации миграционного законодательства в рамках Миграционного Кодекса, но тогда эта инициатива не получила развития. Сейчас время вернуться к идее кодификации всего имеющегося массива законодательных и подзаконных актов в сфере миграции и создания единого документа, что не только упорядочило бы всю нормативную правовую основу, но и стало поводом для коренной переработки его отдельных элементов, обеспечению их согласованности и компактности.

Необходимо, чтобы вопросы реализации миграционной политики осуществлялись единым федеральным гражданским ведомством. Это позволит сформулировать и реализовать единые, концептуально проработанные подходы к миграционной политике, что обеспечит ее системность, внутреннюю логику и согласованность с другими направлениями государственной политики. Это позволит также сместить фокус миграционной политики с правоохранительной направленности на социально-экономическую направленность.

Список литературы

  1. Анищенко А.В. Влияние государственной (национальной) миграционной политики на процесс обеспечения экономической безопасности в реалиях современной России // Миграционное право. 2022. № 4. С. 24 - 27.
  2. Катаева О.В. Роль миграционной политики Российской Федерации в административно-правовом регулировании миграционных процессов // Административное право и процесс. 2021. № 9. С. 40 - 43.
  3. Советов Д.И. Направления преодоления проблем миграционной политики в Российской Федерации // Миграционное право. 2022. № 3. С. 3 - 6.
  4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю // https://chita.gks.ru/news/document/180685

Поделиться

1641

Жданов А. А. Анализ миграционных процессов в Забайкальском крае // Актуальные исследования. 2022. №51 (130). Ч.II.С. 54-56. URL: https://apni.ru/article/5261-analiz-migratsionnikh-protsessov-v-zabajkalsk

Похожие статьи

Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября