Актуальность. Изучение воздействия произнесенных слов в устной речи на подростков, поможет в будущем воспитать в себе и натолкнуть испытуемых на ответственное владение словом, которое способно не убить, а вдохновить человека на жизнь.
Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии, заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков. Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего, доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности [6]. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой, – это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития. Современные исследования подтверждают: речевые аппараты могут влиять на состояние организма человека. Каждое слово вызывает в подсознании человека тот или иной образ. Нервные импульсы реагируют на это и передают информацию внутренним органам. Так слово становится внутренней частью биофизического и биохимического процесса, которые в свою очередь оказывают влияние на работу клеток и всего организма в целом.
Речевые центры головного мозга.
Центр Брока – врач-антрополог – Поль Брок выявил, что при повреждении какого-либо из отделов лобной доли, левой части полушария, начинает происходить речевая дисфункция. Именно этот отдел контролируют мышечную функциональность.
Центр Вернике – данная область располагается в заднем отделе височной области. Поражение данного центра головного мозга приводит к тому, что пациент не в состоянии понять речь окружающих, хотя речевые способности сохраняются с некоторыми, незначительными дефектами. Этот вид поражения получил название – сенсорная афазия [4].
Первая и вторая сигнальные системы человека.
Сигнальные системы – свидетельство того, что мозговые механизмы человека чрезвычайно сложны. Ими определяется и наиболее существенное различие между человеком и остальным животным миром. «Нет тех функций в организме, которые при известных условиях нельзя было бы возбудить, затормозить или извратить прямым или косвенным внушением. Слово, имея материальные корни, может производить и материальные изменения в организме» (К. И. Платонов) [3].
Различают первую и вторую сигнальные системы. Термин введен академиком И. П. Павловым. Первая сигнальная система развита практически у всех животных, тогда как вторая система присутствует только у человека и, возможно, у некоторых китообразных. Вторая сигнальная система – специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов», идущих от общей (но не одинаковой) с животными первой сигнальной системы – ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру. Речь, как вторая сигнальная система, как семиотическая система значимостей – это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов». Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше личное, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе». И. П. Павлов (1932) [6].
Тайна полушарий головного мозга.
Левое полушарие занимается преимущественно обработкой, анализом и дедукцией; конвергентным мышлением; фактами, цифрами; конечным результатом; структурой, логикой и последовательностью; математическими моделями; целесообразностью; сведением задач к рабочим частностям; наукой и техникой; применением последовательного подхода; вербальным (словесным), буквальным, конкретным языком.
Правое полушарие более заинтересовано абстрактными темами; художественным выражением; конструктивными задачами; идеями, эмоциями и чувствами; творческими ремеслами; дивергентным мышлением; процессом, а не результатом; использованием опыта; знанием через образы; восприятием; запоминанием лиц; спонтанностью; визуальным; работой с символами, фантазиями, снами, метафорами и образами; работой с противоположным и неизвестным [5].
Исследование № 1 Выявление эмоционального фона при прослушивании негативных текстов у подростков с разным типом доминирования полушарий мозга.
В тестировании приняли участие 16 учащихся 10 класса. В ходе этого исследования дети тестировались по методике определения функциональной ассиметрии полушарий И. П. Павлова и по тесту Торренса для определения господствующего полушария мозга. В ходе этого выяснилось, что 6 человек из 16 тестируемых имеют доминирующее правое полушарие, 7 человек – левополушарные, 3 человека амбидекстры т.е. имеют смешанный тип. Им было предложено прослушать тексты негативного характера, которые подготовили члены детской поэтической театр-студии (А. П. Чехов «Спать хочется» и Муса Джалиль «Молодая мать»). После чего анкетируемые отметили свои переживания в листке ответа. Учащимся был предложен следующий список эмоций: радость, интерес, удивление, восторг, спокойствие, безразличие, гнев, грусть, удовольствие, скука, печаль, страх, другая эмоция.
Выводы. Дети откликнулись эмоционально, их эмоции окрашены в разные тона от печали, страха до равнодушия. Некоторые тестируемые слабо осознают свои эмоции и плохо их понимают при прослушивании текстов негативного характера независимо от типа доминирования полушарий.
Исследование № 2 Выявление эмоционального фона при прослушивании позитивных текстов у подростков с разным типом доминирования полушарий мозга.
В качестве позитивных были рассказаны тексты К. И. Чуковского «Федорино горе» и Агнии Барто «Первая любовь».
Выводы. При прослушивании дети раскрепостились, проявления их эмоций были разные: восторг, радость, удовольствие и т.д. Как показало тестирование после прослушивания позитивных текстов эмоции проявлялись разные и независимо от преобладания полушарий. Этот факт не указывает на то, что правополушарные дети остро реагируют не только на слово, но и на интонации и другие невербальные характеристики текста.
Исследование № 3 Влияние текстов разного характера на детей с леворукостью.
В данном исследовании применялись модификации теста Люшера, к нему были привлечены дети начальной школы, которые являются левшами с рождения. У всех тестируемых преобладает правое полушарие. 8 человек проявляют черты правополушарных учеников, 2 человека из 10 имеют смешанный тип доминирования полушарий. Им также было предложено прослушать тексты негативного и позитивного характера.
Выводы. Выяснилось, что в первом прослушивании большая часть правополушарных подростков указывают на такие эмоции, как: страх (37%), беспокойство (44%), удовольствие (25%) (Приложение №4). У смешанного типа половина тестируемых испытали восторг, страх и беспокойство. При прочтении текстов позитивного характера большая часть правополушарных детей отметили такие эмоции, как: радость (40%), восторг (22%), удовольствие (22%), беспокойство (12%). Анкетируемые, обладающие смешанным типом доминирования полушарий, указали на следующие эмоции: радость (50%), восторг (25%), удовольствие (25%).
Исследование № 4 Влияние текстов разного характера на детей с праворукостью.
Методика при исследовании применялась по методу Люшера – цветовое восприятие текста. В обсуждении принимали участие 13 человек, все дети праворукие, 54% являются амбидекстрами (смешанный тип), 46% с преобладанием левого полушария мозга.
Выводы. Во время прослушивания текстов негативного характера кроме таких эмоций как скука, беспокойство, страх анкетируемые указали и иные эмоции: печаль, жалость, слезы. Им было предложено прослушать 2 позитивных текста. Они отметили в своих листах ответа, что испытали: восторг (3 чел.), радость (3 чел.), смех (1 чел.), удовольствие (2 чел.), веселье (2 чел.), интерес (1 чел.). Безразличие высказал 1 человек.
Заключение
В итоге было выяснено, что 92% опрошенных испытывают неприятные чувства, когда слышат плохие, негативные слова. 89% опрошенных испытывают приятные чувства, когда их хвалят или утешают, остальные проявляют равнодушие. Слова действительно имеют влияние на человека. Слыша или говоря негативные слова, человек чувствует себя неприятно, он становится раздражительным, злобным. Слыша или говоря хорошие, добрые слова, слова похвалы, у человека поднимается настроение, он становится бодрым и активным.
Межполушарная асимметрия проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов. В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов. Невозможно обойти стороной тот факт, что слова влияют на эмоциональное состояние человека, а особенно подростков, которые в период своего критического возраста, начинают формировать свои инструменты взаимоотношения с миром. В «популярной» психологии нередко делаются некорректные обобщающие утверждения о том, что одно из полушарий отвечает за «логику» (левое), а другое за творчество (правое). Такое жесткое разделение не подтверждается исследованиями. Оба полушария участвуют и в логическом, и в творческом мышлении. Вместе с этим всё ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асимметрии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процессами, как память и воображение. Одним из таких инструментов является речь. Поэтому изучение влияния негативного и позитивного влияния слов на человека приобретает большое значение в изучении психологии личности.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза, которая состояла в том, предположим, что группа людей, услышав текст с негативным содержанием, будет испытывать отрицательные эмоции, а с положительным – радостные, при этом реакция на тексты будет неодинаковая и зависеть будет от доминирования полушарий мозга. Также можно предположить, что получая негативную словесную информацию человек, формирует установку на деструктивную жизненную позицию, а на позитивную информацию – созидательную. Вероятнее всего более остро будут испытывать эмоции люди с доминированием правого полушария, менее остро левополушарные. Из полученных в ходе исследований можно сделать вывод, что гипотеза, которая была поставлена в начале исследования, частично не подтвердилась.