Главная
Конференции
Стратегия развития социально-гуманитарных наук в современном мире
Использование цифровых образовательных ресурсов в работе музыкального руководите...

Использование цифровых образовательных ресурсов в работе музыкального руководителя для повышения качества дошкольного образования

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

виды музыкальной деятельности
дидактические игры
презентация
электронные образовательные ресурсы

Аннотация статьи

Статья посвящена вопросам применения электронных образовательных ресурсов в музыкальной деятельности дошкольников.

Текст статьи

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития. Ученые и политики, предприниматели и педагоги все чаще говорят о наступлении информационной эры, где интернет и информационно-коммуникационные технологий стали основным признаком современного мира.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования в т.ч. дошкольного и ставит перед педагогами следующие задачи:

  • идти в ногу со временем;
  • стать для ребёнка проводником в мир новых технологий;
  • быть наставником в выборе компьютерных программ;
  • сформировать основы информационной культуры его личности;
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Возможности, предоставляемые ЭОР, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов-дошкольников

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы национального проекта «Образование» называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно магнитофона, компьютера, а сейчас просто телефона. В практической работе музыкального руководителя детского сада использование информационно-коммуникационных технологий, в частности, ЭОР является необходимым средством художественно-эстетического развития.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников ЭОР обладают рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера или проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
  • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • компьютер является отличным средством для решения задач обучения.

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет педагога, а не заменяет его.

Музыкальный руководитель может в своей работе применять различные электронные образовательные ресурсы, как при проведении музыкального занятия (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках.

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид ЭОР.

Презентация-видеофрагмент – это демонстрация фрагментов музыкальных мультипликационных фильмов, фильмов различных жанров (опера, балет, мюзикл). Встреча с лучшими образцами музыкального искусства позволяет воспитывать интерес к классической музыке, развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия музыки, представления о ее красоте, формировать начало художественного вкуса, приобщать к культурному музыкальному наследию.

Презентация-игра особенно нравится детям. В интерактивных играх «Узнай по звуку музыкальный инструмент», «Какой музыкальный инструмент лишний?» дети получают элементарные знания о классификации инструментов симфонического оркестра, развивая тембровый слух.

Презентация-викторина используется на заключительном этапе работы. На страницах презентаций «Назови композитора», «Угадай мелодию», «Узнай музыкальный инструмент» дети в игровой форме выполняют задания педагога. Правильный ответ поощряется звуковым сигналом.

При восприятии музыки мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, развивать познавательную активность детей, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение и запоминать его композитора. Зрительное восприятие, анимация позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал, обогащая впечатления детей.

В музыкально-ритмических движениях имеют место красочные презентации, видеоклипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения. Их можно использовать и в качестве физкультминуток, зарядок.

Применение ЭОР при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения, создают радостное настроение.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование ЭОР для выразительного пения, понимания смысла слов, музыкального образа песни, может использоваться презентации к различным песням, мнемотаблицы.

Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, может использоваться видео с записью хорошо поющих детей, профессиональных певцов. Видео-иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона. Так же мультимедийные презентации могут помочь запомнить текст песен:

К ЭОР относятся и компьютерные развивающие игры, которые имеют широкие возможности в силу того, что правильно подобранная развивающая компьютерная игра является для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Компьютерные музыкально-дидактические игры позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, мелодический, динамический слух, чувство ритма, способность различать характер и настроение музыкального произведения, расширять кругозор детей. Игры направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора.

В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются презентации-концерты для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания. Имеют место так же презентации для обучения детей игре в оркестре.

На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.

Интерактивный стол в дошкольном учреждении используются для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками. Компьютерные игры, созданные специально для дошкольников, развивают у детей такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

Дети с удовольствием рассматривают большие цветные изображения, хорошего качества, которые могут самостоятельно передвигать.

Плюсы использования интерактивного стола в процессе обучения:

  • это эффективный способ заинтересовать «гиперактивных» детей;
  • ребенок не боится допустить ошибку и исправить ее;
  • воспитанник чувствует себя раскованнее, поскольку напрямую взаимодействует только с экраном и своими сверстниками;
  • использование ЭОР делая возможным применять индивидуального подхода к обучению каждого ребенка.

Работа с родителями – еще одно поле деятельности для педагога и здесь ЭОР могут оказать неоценимую роль. Различные презентации можно использовать на родительских собраниях и совместных с родителями мероприятиях. Результаты диагностики детей можно представлять в виде таблиц и диаграмм.

Применение ЭОР позволяет добиться следующих результатов:

  • Повышение эффективности процесса обучения;
  • Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ;
  • Активизация познавательной деятельности детей;
  • Создание единой информационной среды;
  • Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.

Таким образом, можно утверждать, что современные электронные образовательные ресурсы помогают повысить эффективность музыкального развития детей и качества дошкольного образования в целом.

Список литературы

  1. Комарова, И.И., Туликов В.А. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании, М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  2. Михеева, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников – Волгоград: Учитель, 2013.
  3. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №4, 2012 год, Приезжая М.Н. «ИНФОЛОГИКА. Особенности использования интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ.

Поделиться

1412

Соколова Е. А. Использование цифровых образовательных ресурсов в работе музыкального руководителя для повышения качества дошкольного образования // Стратегия развития социально-гуманитарных наук в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 декабря 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 72-76. URL: https://apni.ru/article/5265-ispolzovanie-tsifrovikh-obrazovatelnikh-resur

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря