Главная
АИ #51 (130)
Статьи журнала АИ #51 (130)
Стартер-генератор газовой турбины

Стартер-генератор газовой турбины

Научный руководитель

Гильфанов Камиль Хабибович

Рубрика

Технические науки

Ключевые слова

газоперекачивающая установка
газотурбинная установка
электростартер
газовоздушный стартер
компрессор
природный газ
пульт управления

Аннотация статьи

Статья посвящена началу изучения наземных газотурбинных установок, используемых в качестве привода насосов, компрессоров и генераторов. Проведено сравнение технико-экономических показателей стартеров газотурбинных установок. Выделены основные преимущества электростартера, а также его целесообразность.

Текст статьи

Острая необходимость повышения мощности и экономичности новых ГТД в рамках технологической схемы крайне важна в условиях развития нефтегазовой отрасли [1]. Газотурбинная установка представляет собой агрегат, состоящий из ГТД, редуктора, компрессор и вспомогательные системы. Используется в качестве привода компрессора или генератора. В соответствии с международными стандартами ISO на основе их конструктивной схемы различают следующие типы газовых турбин.

Типовая схема 1 – одновальная газотурбинная установка простого цикла. Также имеется возможность разделить компрессорную группу на две или три ступени сжатия. Одновальная схема является классической. Применяется для наземных ГТУ всех классов мощности от 30 кВт до 350 МВт. Конструкция газовых турбин простого и сложного циклов, в том числе парогазовых, выполняется по одновальной схеме. Турбина одновальной наземной газовой турбины расширяет газ до атмосферного давления, значительно увеличивая мощность турбины. Больше, чем мощность компрессора. Избыточная мощность на валу газовой турбины передается потребителю. Вал отбора мощности может быть выполнен как со стороны компрессора, так и со стороны турбины, что обеспечивает большую гибкость компоновки ГТУ в составе различного прикладного оборудования [4].

Типовая схема 2 представляет собой двухвальную газотурбинную установку. Имеет свободную силовую турбину. По этой схеме турбину можно разделить на два каскада. Первый каскад представляет собой турбину высокого давления, используемую для привода компрессора. Второй каскад представляет собой свободную силовую турбину, приводящую в действие нагрузку: воздуходувку, электрогенератор, насос и т. д. Турбина высокого давления и силовая турбина механически не связаны, имеют возможность вращения на разных частотах. Компрессор, камера сгорания и турбина высокого давления, составляющие единый конструктивный модуль (газогенератор (турбокомпрессор высокого давления)) работают, подавая рабочий газ с заданными параметрами в свободную силовую турбину. Скорость вращения газогенератора определяется требуемым расходом воздуха. Он обеспечивает заданную мощность газовой турбины. Частота вращения силовой турбины измеряется нагрузкой [4].

Типовая схема 3 имеет двухвальную газотурбинную установку. Он также включает «спаренный» компрессор низкого давления. В отличие от рассмотренных выше схем со свободной турбиной, где количество турбинных каскадов всегда на единицу больше числа компрессорных каскадов, в схеме со «спаренным» компрессором низкого давления количество компрессорных и турбинных каскадов одинаково. Силовая турбина приводит в действие компрессор низкого давления, а турбины низкого давления нет. Данная схема позволяет значительно снизить стоимость многовальной ГТУ за счет отказа от одной турбинной решетки, уменьшения количества опор, подшипников и уплотнений [4].

Российские ученые [2], проведя сравнительный анализ технических характеристик стартеров, а также сравнив их по таким критериям, как: надежность и ремонтопригодность, доступность запасных частей, инструментов, приспособлений, предназначенных для выполнения технического обслуживания, регламентных работ и ремонта, установка, экологическая безопасность, анализ рентабельности финансовых результатов [2] разработаны рекомендации по выбору одного оптимального пускового устройства. Анализ использования силовых и приводных ГТУ показал, что наибольшее применение в стационарных ГТУ получили типовые схемы 2 и 3 соответственно. Так как типовая схема 1 имеет большие трудности в регулировке ГТУ, поддержании требуемых запасов устойчивости компрессора и поддержания приемлемой температуры двигателя. Недостатком одновальной схемы является то, что она также имеет большую потребляемую мощность стартера [3]. Проведенные анализы и данные рекомендации важны для стабильной работы газоперекачивающих агрегатов на магистральных газопроводах, дожимных компрессорных станциях, а также на газотурбинных электростанциях.

Список литературы

  1. Жохов В., Шрот Т., Кагна М. Качественная фильтрация воздуха для ГТУ // Газотурбинные технологии. 2007. №8. С.22-27.
  2. Альзаккар А., Местников Н. П., Самофалов Ю. О. Оценка индекса устойчивости напряжения электрических сетей питающих зарядные станции электромобилей с применением многослойного персептрона // Вестник КГЭУ. 202 Т. 14. № 2 (54). С. 40-47.
  3. Бродов Ю. М., Комаров О. В., Блинов В. Л., Седунин В. А., Скороходов А. В., Созонов Е. П. Развитие систем защиты паровых турбин при внедрении электрогидравлических систем регулирования // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. 2016. №3-4. С. 68-76.
  4. ISO 19859:2016 Gas turbine applications — Requirements for power generation [Электронный ресурс]. https://www.iso.org/standard/55491.html (дата обращения: 10.10.22).

Поделиться

1040

Аббас А. Т. Стартер-генератор газовой турбины // Актуальные исследования. 2022. №51 (130). Ч.I.С. 14-15. URL: https://apni.ru/article/5269-starter-generator-gazovoj-turbini

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря