Согласно ч.26 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 06.03.2022) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития;
Физическая культура является частью общей культуры общества, представляя собой совокупность ценностей в деле оздоровления людей и развития их физических способностей. Она включает в себя систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и уровень спортивных достижений; охватывает область общественной, а также личной, гигиены, правильного режима труда и отдыха, и, кроме того, использования естественных сил природы в целях оздоровления и закаливания организма.
К вопросу о происхождении физической культуры и спорта, как элемента культуры в целом, обращались многие. Именно поэтому в современной литературе можно встретить довольно много теорий ее возникновения: теория магии (Г. Рейнак), теория войны (Э. Берк), теория излишней энергии (Г. Спенсер), теория игры (К. Гроос), теория труда (Н.И. Пономарев) и др. Источниками же истории физической культуры и спорта считаются нарративные и этнографические источники.
Физическая культура оказывает на человека сильное воздействие и занимает одно из важнейших мест в его культурной жизни. Физическому воспитанию принадлежит большая роль в воспитании человеческих способностей, физической природы. В процессе физического воспитания осуществляется морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование и улучшения его жизненно важных физических качеств, двигательных навыков, умений и знаний.
Физическое воспитание является важным и неотъемлемым аспектом обучения и профессиональной подготовки студентов. Оно осуществляется комплексно в тесной взаимосвязи учебных занятий, занятий в спортивных секциях, оздоровительных группах, клубах по видам спорта, а также спортивно-массовых мероприятий во вне учебного времени и самостоятельных занятий студентов. Основной его целью является освоение содержания физической культуры каждым студентом.
Учебная дисциплина «Физическая культура» в качестве обязательного минимума предполагает выполнение следующих задач:
- понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовки ее к профессиональной деятельности;
- знания о научно-практических основах физической культуры, а также здорового образа жизни;
- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психического благополучия;
- развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, здоровому образу жизни, физического самосовершенствования и самовоспитания, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии.
Важнейшее значение имеет теоретический раздел учебной программы, в котором предусмотрено освоение студентами знаний по использованию средств физического воспитания для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне умственной работоспособности, профилактики заболеваний, приобретения навыков самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.
Как показывает практика ВУЗов, при систематических занятиях физической культурой и активной работой в ходе учебного процесса у студентов вырабатывается определенный систематизированный режим дня, наблюдается развитие социально ориентированных установок, а также более высокий жизненный тонус. Такие студенты проявляют большую коммуникабельность и активность в студенческой жизни. Они ответственны, собраны и добросовестны. У них отмечается более здоровая самооценка, адекватная реакция на критику со стороны и эффективный самоконтроль. В связи с этим можно сделать вывод о положительном влиянии систематических физических нагрузок на организм человека, на его эмоциональное состояние, жизненную позицию и особенности его личности.
Однако, в современном мире среди студентов наблюдается ряд проблем, связанных с физической культурой и спортом. К этим проблемам стоит относить:
- снижение у студентов уровня физического здоровья;
- снижение уровня физической подготовленности, что можно объяснить беспечным отношением молодых людей к собственному здоровью;
Тот ритм жизни, в котором живут люди в наше время требует хорошей физической подготовки. Постоянные перегрузки: умственные, физические, нервные, связанные с профессиональной деятельностью, а также с бытовыми вопросами ведут к значительному ухудшению здоровья, выражающегося в нарушении обмена веществ, избыточному весу и в следствие сердечно-сосудистым заболеваниям. Когда существует огромное количество техники, облегчающей жизнь человеку, двигательная активность может быть сведена к минимуму.
Для решения подобных проблем важным условием является повышение у молодых людей мотивации к занятиям спортом. Особой популярностью пользуются занятия в фитнес-залах, будь это простые занятия на тренажерах или же специальные направления, такие как пилатес, йога, аэробика, шейпинг или силовые тренировки. Это можно использовать в целях привлечения студентов к посещению занятий. Введение подобных программ в преподавание физической культуры на уровне ВУЗа может помочь, как студентам, так и преподавателям. У молодых людей появится возможность выполнять необходимые для них тренировки во время учебных занятий, а это может не только улучшить их физическую подготовку, но и освободить часть времени, ведь им нужно будет тратить меньше времени на посещение фитнес-залов, соответственно появится большее количество времени на другие дела. В свою очередь преподавателям это поможет освоить и внедрить более современный подход к занятиям физической культурой и разбудить у студентов интерес к посещению дисциплины.
Однако, стоит заметить, что одних только занятий для повышения общего уровня физической культуры у молодых людей будет недостаточно. Поэтому вместе с тренировками необходимо проводить различные мероприятия соответствующей направленности, как например
- различные беседы на тему здорового образа жизни, правильного питания, спорта и физической культуры;
- спортивные соревнования;
- анкетирования, выявляющие аспекты, наиболее интересные студентам, которые могут помочь в дальнейшей работе и т.д.
Таким образом, физическая культура, являясь частью учебного процесса, помогает сохранять баланс между физической и умственной нагрузкой у студентов в высших учебных заведениях, а также в некоторых случаях позволяет им лучше подготовиться к будущей профессии. Занятия спортом значительно влияют на личность молодых людей, развивая в них лучшие качества, необходимые для дальнейшей жизни и работы. Именно поэтому важно повышать уровень физической культуры в целях улучшения здоровья и физической подготовки как учащихся, так и всего общества.