Софистические уловки в трактате Аристотеля «О софистических опровержениях»

В статье описаны ключевые моменты классической риторики: как Аристотель говорит о софистических условиях в своем трактате «О софистических опровержениях».

Аннотация статьи
риторика
софистика
Аристотель
Ключевые слова

Софисты и софистика

Основная задача оратора – убедить аудиторию в чём-либо. Для этого оратор логически доказывает свой тезис, используя различные аргументы.

К тезису предъявляются некоторые требования. Так, тезис должен быть истинным, тезис должен быть чётко и точно сформулирован, тезис должен быть внутренне непротиворечивым, тезис должен быть единообразен на протяжении всего речевого изложения.

Именно на нарушении единообразия тезиса софисты строят свои высказывания.

Согласно закону тождества, каждая мысль, которая приводится в речи, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание (Формула А = А) [6, с. 96].

Софисты намеренно используют многозначность слов, чтобы незаметно подменить в ходе высказывания тезис. Нарушение тождества, подмена тезиса обычно незаметна для слушателя.

Софистами (от греч. «софистэс» – знаток, мастер, умелец, мудрец) назывались люди, которые за деньги учили искусству побеждать противника в спорах. Среди софистов были и такие, которые обучали доказывать и убеждать независимо от того, истинное положение нужно доказывать или нет.

Софизм – рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению. Софизм является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение. Отсюда «софист» в одиозном значении – это человек, готовый с помощью любых, в т.ч. недозволенных, приемов отстаивать свои убеждения, не считаясь с тем, истинны они на самом деле или нет [2].

Пример софизма:

– Знаешь ли ты этого покрытого человека?

– Нет.

– Это твой отец. Значит, ты не знаешь своего отца.

(Древнегреческий философ Эвбулид из Милета)

В V веке с возникновением в Греции демократии стали появляться народные суды и собрания. Чтобы оправдать себя, необходимо было устно доказать свою правоту. Поскольку в интересах простых людей – не доискаться до правды, а защитить себя, убедить остальных в своей правоте и вине противника. Отсюда и возникли софисты – люди, профессионально обучающие убеждать.

Историю софистики принято разделять на два периода, первый из них связан с деятельностью «старших софистов», а второй – «младших».

Старшие софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт) исследовали проблемы политики, этики, государства, права, языкознания. Между тем прежние принципы они подвергали сомнению, все истины объявляли относительными. Релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел их представителей к отрицанию объективной истины.

 Младшие софисты занимали позицию равенства всех людей, в частности, Алкидамант считал, что «бог сделал всех свободными, природа никого не сделала рабом», Антифонт отрицал различие между эллинами и варварами и не признавал преимуществ знатного происхождения.

Существовала также «вторая софистика» периода Римской империи II–IV вв., расцвет которой пришелся на время правления Юлиана Отступника, покровительствующего софистам. Однако произведения сторонников «второй софистики», стремившихся к изысканности и совершенству речи, были скорее литературными, чем философскими.

Ко вторым софистам относятся Флавий Филострат (ок. 178 – ок. 248), написавший «Жизнеописание софистов», Атеней (III в. н.э.), автор сочинения «Софисты за пиршественным столом» и др. Новое движение удостоилось благоволения императоров, которые начиная с Адриана до IV в. покровительствовали риторическим занятиям, оказывая представителям риторики почет и материальную поддержку, содействовали распространению софистики путем открытия в разных городах империи платных кафедр красноречия [5, с. 1].

Биография Аристотеля, его основные труды

Аристотель (384 г. до н. э. ‒ 322 г. до н. э.) – древнегреческий философ и ученый, который и сегодня считается одним из величайших мыслителей. Наследие Аристотеля, дошедшее до нас – около 50 книг. Аристотель – ученик Платона, позже вступивший с ним в полемику, и наставник Александра Македонского.

Аристотель родился в городе Стагира в династийной семье врачевателей. С юных лет Аристотель обучался основам медицины и философии, чтобы впоследствии стать врачом, как и его отец. Однако отец рано умер, а Аристотель покинул родной край.

В 367 году до н. э. Аристотель обосновался в Афинах, где стал учеником Платона. В общей сложности он пробыл в академии Платона около 20 лет [1].

Сформировавшись как мыслитель, Аристотель отверг учение наставника об идеях бестелесных сущностей всего сущего. Молодой философ выдвинул собственную теорию – первичности формы и материи и неотделимости души от тела.

В Македонии Аристотель воспитывал Александра Македонского. Период биографии мыслителя, который он посвятил обучению будущего знаменитого полководца, продлился почти 8 лет. По возвращении в Афины Аристотель основал собственную философскую школу «Ликей», которая также известна под названием перипатетической школы [1].

Одним из основных трудов Аристотеля является «Органон». В него входят трактаты «О категории», «Об истолковании», «Аналитики», «Топика», «Опровержение софистических доказательств», в которых философ рассуждает о сущности, о суждениях, выражающих истину или ложь, и о приемах логического мышления. Учение о бытие Аристотеля называется «Метафизикой», где главная тема – взаимосвязь идеального и материального [4, с. 1].

Трактат «Риторика» включает в себя три книги. Трактат направлен на описании теории красноречия как искусства убеждения. В первой книге дается определение риторики, рассматривается место ее в системе наук, приводится классификация речей, которые делятся на совещательные, показательные и судебные. Во второй книге рассматриваются условия убедительности речи, страсти и нравы аудитории, приемы доказательства. В третьей книге речь идет о вопросах стиля и композиции произведений [4, с. 1].

После смерти Аристотеля его школу «Ликей» возглавил ученик Теофраст. Он же позаботился о сохранении трудов Аристотеля.

Выводы

Софисты (в др. Греции первоначально: мудрецы, знатоки) – люди, использующие софизмы для доказательства заведомо ложных мыслей.

С появлением демократии в Греции в спорных ситуациях свою точку зрения необходимо было отстаивать в народных судах. Софисты за деньги обучали людей доказывать свою правоту. Причем важно было не доказать истину, а победить в споре, используя любые средства.

Софизмы строятся на нарушении тождества тезиса, используют многозначность слов для подмены понятий. Они используют синтаксическую омонимию, слова-омонимы, а также слова с ближайшим значением.

Софистическое рассуждение по форме основано на внешнем сходстве явлений, на преднамеренно неправильном подборе исходных положений, на том, что события вырываются из общей связи, на двусмысленности слов и на подмене понятий [6, с. 98].

Аристотель – величайший мыслитель древней Греции. Он – ученик Платона и учитель Александра Македонского. За свою жизнь он успел создать труды по логике, физике, астрономии, биологии, философии, этике, диалектике, политике, поэтике и риторике.

Текст статьи
  1. 24СМИ. Аристотель : [Электронный ресурс] – URL: https://24smi.org/celebrity/1295-aristotel.html
  2. Академик. Софизм : [Электронный ресурс] – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1128/%D0%A1%D0%9E%D0%A4%D0%98%D0%97%D0%9C
  3. Аристотель. О софистических опровержениях : [Электронный ресурс] – URL: https://studfile.net/preview/9833203/
  4. Баткаева, Р. Р. Сочинения Аристотеля. Риторика : [Текст] / Р. Р. Баткаева, А. Р. Каффарова – Саратов, 2017.
  5. Бекова, А. Т. Софисты и софистика: [Текст] / А. Т. Бекова – 3 с.
  6. Зарецкая, Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации : [Текст] / Е. Н. Зарецкая – М.: Дело, 2002. – 480 с.
  7. Зеленская, Н. С. Исторический прогресс теории аргументации : [Текст] / Н. С. Зеленская // Национальные приоритеты России – Омск, 2010. – С. 3–9.
  8. Лисанюк, Е. Н. Правила победы и ошибки поражения с точки зрения логики диалога : [Текст] / Е. Н. Лисанюк – СПб., 2008. – С. 108–113.
Список литературы