С первых дней жизни маленький человек, как губка, впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждая увиденная картинка – монетка в копилку практического и чувственного опыта. Это процесс познания, во время которого и происходит развитие ребенка.
В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Группа таких детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, псевдобульбарной дизартрией, различными задержками психического развития, в том числе детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом. Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость – все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.
Участие логопеда в данном случае необходимо для выяснения причины безмолвия ребенка и определения этапов квалифицированной помощи ему. Логопед поможет его родителям наметить прогноз, от которого зависит социальная адаптация неговорящего дошкольника. В этом случае важно не упустить раннюю помощь ребенку, что поможет сформировать у него не только азы общения, но и развить психические функции, личность в целом, способствовать его интеграции в окружающий мир.
Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможность постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать новое, накапливать опыт. Ребенок должен двигаться, действовать. Есть очень важное средство развития речи ребенка – это стимуляция мелкой моторики. Чем лучше он владеет движениями своих рук, тем больше успехов будет в его речи. Средств для этого предостаточно: игрушки, предметы разных размеров и форм, игры и т.д. При выполнении различных действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образцы и представления. Чем больший запас проб и действий в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления – наглядно-образному. Он будет оперировать уже не предметами, а их образами. Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее.
С момента рождения ребенка окружает множество звуков. Слух является одним из важнейших средств восприятия, недаром среди первых реакций младенцев – реакция на звук. Без слуха невозможно полноценное развитие речи. Дети с большим удовольствием играют в игры, направленные на различие неречевых звуков: «Звучащие игрушки» (бубен, погремушка, колокольчик и др.), «Звучащие баночки» (с использованием скрепок, песка, камушков, бусинок). «Звучащие предметы» (льется вода, поворот ключа в замке, рвется бумага, скрип карандаша по листу бумаги).
Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.
Очень важной частью в профилактике речевых нарушений – это артикуляционная гимнастика. Традиционные артикуляционные упражнения помогают развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, особенно это необходимо при дизартрии. Для укрепления вялого, слабого кончика языка (при пониженном мышечном тонусе в артикуляционной мускулатуре) детям предлагаются игры о «Веселом язычке».
Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития человека, поэтому взрослые обязательно должны стимулировать речевые возможности ребенка, создать такую обстановку, в которой ребенок не только хорошо понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью.
В нашем дошкольном учреждении создан консультационный центр по профилактике речевых нарушений с детьми раннего возраста.
Основными задачами Центра являются:
– оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), направленной на выявление потенциальных возможностей ребенка, создание психолого-педагогических условий для гармоничного психического и социального развития ребенка;
– определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития;
– организация психолого-педагогического обследования детско-родительского взаимодействия;
– создание необходимого информационного и мотивационного полей ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей (законных представителей) в целенаправленный развивающий процесс;
– предоставление родителям (законным представителям) информации по вопросам развития и воспитания ребенка;
– формирование предпосылок для обучения ребенка в организациях дошкольного образования.
Специалистами центра используются как очные, так и дистанционные формы работы: семинар, дискуссия, индивидуальные и групповые консультации, тренинг совместной работы, мастер-класс, игровой сеанс, творческое занятие и т.п.
К основным задачам таких занятий относятся:
- Развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата, координации речи и движений, темпоритмических характеристик речи;
- Формирование фонематического восприятия;
- Выработка правильного речевого дыхания;
- Оптимизация эмоционального фона.
Занятия проводятся в кабинете логопеда, музыкальном зале и часто выполняются под музыку или с применением музыкальных инструментов (барабана, металлофона, дудочки и др.). Некоторые элементы занятий используются педагогами при проведении динамических пауз на занятиях по развитию речи.
Таким образом, профилактическая работа по данным направлениям способствует предупреждению речевых нарушений.