Одним из приоритетов социально-экономической политики государства является поддержка равенства регионов и обеспечение максимально высокой занятости населения во всех регионах в равной мере, и соответственно, снижение уровня безработицы до естественно-нормального уровня, поскольку безработица влечет за собой ряд социальных и макроэкономических издержек.
В свою очередь миграция населения выступает активным инструментом регулирования рынка труда как на федеральном, так и на региональном уровне. Потоки и направления миграции влияют не только на изменение численности трудоспособного населения, т.е. на предложение рабочей силы, но и на ее спрос за счет увеличения инвестиций и притока иммигрантов, повышающих конкуренцию на рынках труда.
Однако для того, чтобы выявить причины безработицы, необходимо проанализировать данную категорию во взаимосвязи с миграцией населения, что и обуславливает актуальность настоящей темы исследования.
Целью исследования является определение взаимосвязи уровня миграции с фактическим и воспринимаемым уровнем безработицы в государстве, а также предложение мер, способствующих недопущению миграционных процессов на общий уровень безработицы.
Вопросами изучения миграции и ее влияния на уровень безработицы в стране занимались такие ученые как О.Д. Воробьева, А.В. Кашепов, С.С. Сулакшин, А.С. Мальчинов и другие.
Влияние феномена безработицы на масштабы и характер миграционных процессов многообразно. Уровень и структура безработицы, емкость регионального рынка труда оказывает воздействие прежде всего на потоки постоянной миграции, приводящей к смене места жительства и территориальным сдвигам в размещении трудовых ресурсов. Кроме того, территориальные диспропорции в спросе на рабочую силу стимулируют временную внешнюю и внутреннюю трудовую миграцию. Данные виды миграции оказывают косвенное воздействие на сдвиги в размещении населения. Устоявшиеся из года в год потоки трудовых мигрантов через какое-то время приводят к тому, что часть трудовых мигрантов адаптируется в новой производственной и социальной среде и принимает решение о переселении на новое место жительства [1, c. 27].
Уровень безработицы и масштабы ее сокращения по регионам далеко не одинаковы и обусловлены различиями в уровне экономического развития, специализацией регионов, наличием и развитостью транспортной и социальной инфраструктуры, демографическими факторами, этнокультурными традициями. Важно также географическое положение региона – приграничное, внутриконтинентальное, окраинное, анклавное, островное, что сказывается на тесноте межрегиональных экономических связей. Только с учетом этих факторов следует оценивать степень влияния безработицы и региональных рынков труда на миграционные процессы.
Следует отметить, что в настоящее время уровень миграции в России значительно увеличился в связи с объявлением в стране частичной мобилизации, объявлением в ряде регионов военного положения. В данном случае происходит отток мужской части населения страны, что негативно отразилось на экономической политике государства.
Отметим, что самые низкие показателями безработицы зафиксированы в Москве, Московской, Ярославской, Самарской областях, а самые высокие показателям безработицы – в Республике Тыва, Калмыкии, Дагестане, Ингушетии, Чеченской Республике [2, c. 113].
Резкое усиление территориальных различий в уровне безработицы свидетельствует об увеличении поляризации регионов по социально-экономическому развитию, отсутствии внятной государственной политики в сфере регулирования миграционных процессов. Передача в регионы функций по трудоустройству населения и снижению уровня безработицы далеко не везде дает положительные результаты, поскольку местные органы власти не располагают необходимыми инвестициями для создания новых рабочих мест. Увеличение инвестиций и реализация крупных проектов во многом зависит от поддержки федеральных властей.
Очевидно, что чем выше уровень безработицы, тем сложнее найти новую работу, требуется больше времени на трудоустройство и наоборот. Однако подобная прямая зависимость между уровнем безработицы и временем, затраченным на трудоустройство, прослеживается не во всех регионах государства.
Безработица по своему характеру разнообразна и отдельные ее виды по-разному влияют на миграционные потоки. Если безработица носит массовый застойный характер или распространяется медленно, то ее следует рассматривать как выталкивающий фактор, способствующий росту миграционного оттока [3, c. 400]. Другим фактором, выталкивающим население, выступает узкоспециализированный характер экономики региона, сопровождающийся диспропорциями в спросе и предложении рабочей силы по профессионально-квалификационным группам (например Кемеровская и Челябинская области). Эта проблема особенно остро проявляется в моногородах, имеющих, как правило, одно градообразующее предприятие. При сокращении объемов производства происходит увольнение работников даже с учетом того, что часть из них вынужденно находится в отпусках с разрешения администрации.
Рост безработицы, учитывая и скрытые ее формы, выступает фактором, способствующим формированию среди населения миграционных настроений, которые приводят к активизации миграционных процессов и переселению безработных в другие регионы.
Столичные регионы привлекательны для мигрантов в социальном плане, имеют высокий уровень жизни, широкие возможности не только для трудоустройства, но и получения образования, что особенно важно для детей мигрантов [4, c. 698].
Низкий уровень безработицы и повышенный спрос на рабочую силу в регионах первой десятки стимулирует не только постоянную миграцию, но и в большей степени временную трудовую миграцию иностранных работников и российских «отходников». На Москву приходится львиная доля всех внутренних трудовых мигрантов – более 1,1 млн. человек.
Низкий уровень безработицы в регионах с высокоразвитой экономикой, как правило, выступает фактором, стимулирующим приток мигрантов. Для десятка регионов с самыми высокими уровнями безработицы характерно выталкивание избыточного населения в другие регионы или за рубеж.
Больше всего российских работников выезжают на заработки в другие регионы из Республики Дагестан и Курганской области. Таким образом, прослеживается, как правило, тесная обратная связь между уровнем безработицы и миграционными процессами населения.
Усиливающиеся диспропорции в распределении трудовых ресурсов, в том числе интеллектуальных, отрицательно сказываются на темпах и качестве экономического роста [5, c. 22].
Таким образом, между уровнем безработицы и протекающими миграционными процессами существует очевидная связь, но недостаточно тесная связь. При этом имеются отдельные группы регионов, где эта связь носит более выраженный характер. Например, в десятке регионов с самыми высокими показателями уровня безработицы оказались республики Северного Кавказа, Калмыкия, Тыва и Республика Алтай, в которых отмечаются самые низкие показатели ВРП на душу населения. Следовательно, миграция выступает важным фактором, влияющим на безработицу, занятость и экономический рост.
Выявленные тенденции во взаимосвязях миграции и безработицы на рынках труда могут быть использованы для разработки мер по оптимизации миграционных процессов, снижению уровня безработицы, совершенствованию методов расчета перспективных балансов трудовых ресурсов.