Значение налоговой составляющей в современной мировой экономике заключены не только в формировании бюджета страны, она также является важной составляющей финансовой системы, которая также в свою очередь обеспечивает взаимодействие между государственными органами власти и частным сектором.
Следует отметить, что экономическая политика страны определяет ее налоговую политику. Поэтому действия, направленные на изменение экономики страны, неизбежно формируют изменения в налоговой структуре. Из этого можно выделить, что ресурсы, получаемые для реализации различных государственных задач, также определяются налоговой политикой страны. Таким образом, можно определить, что фискальная политика является составной частью концепции экономической безопасности. Взаимодействие налоговой составляющей и экономической безопасности можно определить не нескольким направлениями: налоговая политика представляет собой взаимосвязь между государством и экономическими субъектами, налоговая политика является инструментом регулирования социально-экономических процессов, финансовые ресурсы, принадлежащие государству [1].
Экономическая безопасность под собой предполагает сложный смысловой конструкт, который трактуется учеными по-разному. Она может пониматься как характеристика состояния экономики страны, региона или отдельной организации лиц, представляться под собой совокупность свойств или же состояние, в котором обеспечивается достижение поставленных целей, обеспечивает защищённость от рисков и угроз. В контексте налоговой составляющей и государственной экономики, экономическую безопасность следует понимать, как результат политики страны, который обеспечивает потенциальные возможности для развития и определяет ряд негативных аспектов развития экономической системы [2].
Эффективность коммерческой деятельности, составляющей большую часть экономической системы, а также развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства зависят от целесообразности и результативности налоговой политики, налоговой нагрузки на организации и отдельного гражданина в частности. Основным аспектом при ее формировании является уровень развитости существующей экономической системы страны, поскольку от качества развития финансовой среды зависит возможности различных коммерческих организации уплачивать обязательные сборы и пошлины. Налоговые платежи обеспечивают перераспределение финансовых средств страны, которые участвуют в развитии последней, представляя по сути форму производственных отношений и обеспечивая тем самым необходимость для каждого лица их уплачивать. Налоги формируются из финансовых ресурсов, которые поступают в бюджет государственной системы страны [3].
Эффективность налогообложения является основным фактором качества проводимой налоговой политики. При этом выделить основные характеристики для оценки налогообложения и налоговой политики довольно сложно, поскольку состояние налоговой системы определяется во многом такими составляющими, как экономические, организационные, а также социальные условия развития хозяйствующих субъектов, экономических систем, формирующих общую экономику страны. При этом стоит учитывать, что экономическая безопасность должна основываться на финансовой независимости, экономическом росте, а также развитии направлений хозяйственной деятельности, которая позволит достичь экономических преимуществ.
В современных рыночных условиях роль налогов, а также ее роль в обеспечении экономической безопасности постепенно увеличивается, поскольку они представляют собой важный фискальный инструмент государственного регулирования экономики. Реализация налоговой системы обеспечивается через различные государственные методы и инструменты налогообложения [4]. К таковым можно отнести:
- Изъятие части доходов с лиц, как юридических, так и физических, для обеспечения бюджетной составляющей страны и обеспечение тем самым возможности для реализации государственных программ.
- Методы по стимулированию или же ограничению экономический деятельности коммерческих организаций.
При этом, поскольку основным преимуществом в рыночной среде является экономической превосходство, государство направляет свои ресурсы на развитие человеческого капитала [5]. Так, в Указе Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» представлены следующие задачи для реализации:
- реализация человеческого потенциала;
- обеспечение экономического роста;
- технологическое развитие.
Формы, методы, задачи налоговой политики определяются политическим строем, национальными интересами, а также административно-территориальным устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействия различных форм собственности, и другими положениями.
Для формирования бюджета, достаточного для обеспечения государством собственных обязательств, налоговая политика направлена на максимизацию фискальной функции [6]. Фискальная политика играет важную роль в обеспечении макроэкономической стабильности, а также считается одной из важнейших предпосылок устойчивости и развития экономики. Фискальная политика влияет на микроуровень. На микроуровне это влияет на уровень занятости, объем инвестиций и эффективность государственного стимулирования экономики. Налоговая политика должна гибко и оперативно реагировать на внутренние и внешние факторы, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов и благосостояние населения. Если же влияние таких факторов существенно, то налоговая политика, для достижения оптимального экономического результата экономики страны, может быть изменена или модернизирована.