Главная
АИ #1 (131)
Статьи журнала АИ #1 (131)
Комплексная методика обучения цветоведению в среднем профессиональном образовани...

Комплексная методика обучения цветоведению в среднем профессиональном образовании

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

методы обучения
проектная деятельность
комплексное сочетание методов и приемов обучения
педагогические технологии обучения
самостоятельная и исследовательская направленность
колористическая грамотность
традиционный подход
метод проекта

Аннотация статьи

В статье рассмотрены особенности методики преподавания «Цветоведения» в подготовке учащихся по направлению «Дизайн по профилю». Дисциплина «Цветоведения» рассматривается, как одно из важных составляющих учебно- творческого процесса для художественных и дизайнерских специальностей. Главное внимание уделяется изучению цвета, которое основывается на комплексном сочетании применяемых методов, форм, средств обучения.

Текст статьи

Современному обществу необходимы образованные, инициативные и творчески активные люди, способные создавать художественные ценности в области дизайна. Творческая личность сегодня востребована во всех сферах деятельности искусства. В современной жизни постоянно рассматривается изменения, профессиональные задачи специалистов усложняются, т.к. непрерывно развивается наука и производство. Обществу требуется профессиональные дизайнеры, которые действует креативно в создании оригинальной дизайнерской – продукции с высокими эстетическими и эргономическими качествами на имеющемся оборудовании, с применением имеющихся материалов и средств. И поэтому дисциплина «Цветоведения» и знания теории цвета играет важную роль в приобретении практических навыков и умений в профессиональной деятельности и являются важнейшим аспектом в обучении и воспитании будущего дизайнера в области графического дизайна.

Дисциплина «Цветоведение» дает основные научные понятия, представления о цвете и знания о художественных и дизайнерских возможностях цвета. Учащимся необходимо владеть знаниями в области физической оптики, физиологии и психологии восприятия цвета, уметь управлять эффектами цветового воздействия.

В обучении цветоведению в среднем профессиональном образовании важным является создание педагогических условий таких как: мотивация как фактор осуществления педагогического процесса, освоения теоретических и практических знаний, проблемное обучение формировании творческого мышления, интеграция учебно-творческого направления, в процессе освоения которого объединяются искусство и технические знания смежные дисциплины, такие как «Композиция», «Профессиональные компьютерные программы», «Цветоведение», которые необходимые для успешного проектирования и вовлечение учащихся в проектную, творческую, исследовательскую и самостоятельную деятельность.

Методические особенности обучения цветоведению требует понимания специфики целей и задач обучения, а также разработки и внедрения разработки и внедрения новой методике обучения, которая направлена на повышения уровня колористической грамотности. В основе комплексной методики обучения цветоведения для студентов-дизайнеров 2-3 курса, содержатся новые подходы к обучению студентов. Повышение уровня развития познавательных интересов дисциплины цветоведения строится на конструировании более эффективных формы, способов и условий обучения. Данная методика способствует развитию у учащихся художественного вкуса, цветового анализа и профессионального цветового видения, предполагающего понимание внутренней структуры и колористического построения объектов дизайна.

Решая вопросы обучения учащихся цветоведению и развитие художественно-творческих способностей в процессе занятий требовал связь с различными методами и приемами художественного восприятия. Одно из важнейших задач было практическое решение вопроса о формах и методах, педагогических технологиях обучения учащихся, проявляющихся в практических работах.

Использование педагогических технологий обучения: личностно-ориентированные технологии обучения, проектные технологии обучения, информационные технологии, развивающие технологии обучения и использование педагогических приёмов обучения таких как: право выбора, открытость – за рамки изучаемого предмета, деятельность – применение знаний на практике, обратная связь-контроль, приёмы обратной связи – являются важным условием развития многостороннего и углубленного восприятия цвета, с помощью которых учитель может реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования и повысить качество обучения цветоведению. Современные педагогические технологии, используемые в образовании, построены на научных исследованиях и востребованы педагогической практикой.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках «Цветоведения» применяются следующие методы и педагогические технологии обучения: индивидуальные, парные, групповые, исследовательские, экспериментальные, методы повышения сложности задач, методы личного показа-мастер класса, информационные технологии, личностно-ориентированные технологии, проектные технологии обучения, развивающая технология обучения.

Комплексная методика объединяет творческие задания, которые построенные по методу проекта, и направлены на формирование профессиональных умений, передачи цветовых отношений, способствующих развитию художественного видения студентов. Идея проектного обучения в настоящее время приобретают большую популярность. Качественные особенности проектной деятельности учащихся как метода и средства обучения включают в себя направленность обучения посредством метода проектов на значимую практическую цель, в роли которой выступают конкретные проекты, примерные и направления и тематика которых задаются с ориентацией на практическую значимость и связь с производством, выходящие по своему личностному смыслу за рамки учебной дисциплины [8]. В основу метода проекта положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Подготовка учащихся к разработке к исследовательским проектам, обеспечит хорошие стартовые позиции при получении ими профессионального образования и реализации себя в самостоятельной, целенаправленно развивающейся, творческой трудовой деятельности. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Повышение качества в колористической подготовке специалистов в области дизайна значительной степени определяется достижениями информатики, внедряемыми в образовательный процесс. Одним из необходимых условий успешной деятельности является знание компьютерных программ, внедрение информационных технологий в обучении. На сегодняшний широкое развитие получили информационные технологии. Явно чувствуется и влияние информационных технологий на развитие личности, профессиональном самостановлении и самоопределении. При использовании ИТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с ИТ открывает принципиально новые возможности в области образования, учебной деятельности, специальных дисциплин и творчестве учащихся [5].

Владея основами цветоведения, композицией, компьютерной графикой дизайнер активно, образно и логически познает бесконечное богатство окружающего мира, в том числе и человека, фиксирует свои разнообразные художественные, научные и технические идеи на пути их выполнения Различные техники, их сочетания и возможности, которые применяются для практического использования в проектировании объектов дизайна. При помощи рукотворных и компьютерных технологий в разработке дизайн-проектов, обучающиеся умеют решать композиционные задачи с использованием современных компьютерных программ.

На уроках цветоведения активно используется метод проекта в сочетании с информационными технологиями. Использование графических редакторов: CorelDRAW и Adobe Photoshop для дисциплины цветоведения открывает огромную возможность в создании проектов, позволяет экспериментировать с изображениями, разрабатывать дизайн проекты, что является актуальным современных уроков.

Актуальность интеграции в учебном процессе обусловлено изменениями в сфере науки, образования и производства, которые вызывают необходимость изменений в обучении подрастающего поколения. Известно, что наука и производство развиваются по линии одновременной специализации и интеграции [7]. Проведение интегрированных уроков, пробуждает интерес учащихся к занятиям, это активное использование интегрированных уроков, которые заключаются в объединении нескольких дисциплин, что позволяет в целом повысить уровень подготовки будущих специалистов в области дизайна.

 Исследовательская работа учащихся включена в учебный процесс и является важнейшей составляющей профессиональной подготовки, где учащиеся разрабатывают дизайн-проекты, в процессе работы над которыми закрепляют основные знания по цветоведению, а также приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности. Построение исследовательской работы строится по принципу: «от теории к практике». Более того, можно сказать, что смежные дисциплины, такие как «Композиция», «Профессиональные компьютерные программы», «Живопись формируют знания, необходимые для успешного проектирования.

Выше сказанное позволяет осознать важность применяемых методов, средств и форм обучения в процессе развития цветовой грамотности учащихся на уроках цветоведения. Изучения цвета, как дисциплина слишком далека от профессионального труда и связи с профессиями. Возникает необходимость построения учебного процесса на взаимосвязи теории и практики. Пересмотр содержания программы дисциплины цветоведения и совершенствования практической значимости через практико-ориентированных технологий обучения цвету.

Активное комплексное применение методов, приемов и педагогических технологий дает положительный результат в развитии творческих способностей учащихся. Учащимся представляется возможность проявить свой творческий потенциал, применить полученные знания и умения на практике в создании дизайн проектов с учетом грамотного колористического решения, что и является важным для подготовки специалистов в современных условиях отвечающий всех требованиям современного стандарта подготовки будущих специалистов.

Список литературы

  1. Абишева С.И. Цветоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Абишева С.И. – Павлодар, 2009. – 116 с., цв.ил. ПГУ им.С. Торайгырова, 2009.
  2. Горева Г.В. учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Цветоведение и колористика» для специальности «Дизайнер» по направлениям) ГИУСТ БГУ 2016
  3. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288с.
  4. Королева Л.Ю. Современные требования к профессиональной подготовке будущих дизайнеров // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. 
  5. Кукушина В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под общей редакцией В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр«МарТ»,2006.- 336 с
  6. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Цветоведение: Учебн. пособие для вузов, по спец. «Изобразит. искусство», «Декоративно-прикладное искусство» и «Дизайн» / С.П. Ломов, С.А. Аманжолов. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 144 с. : ил.
  7. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы : Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. - М: Просвещение, 1987 г.
  8. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студ.учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш.- 2-е изд., доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 160с.

Поделиться

1123

Ненахова И. Н. Комплексная методика обучения цветоведению в среднем профессиональном образовании // Актуальные исследования. 2023. №1 (131). С. 35-38. URL: https://apni.ru/article/5287-kompleksnaya-metodika-obucheniya-tsvetovedeni

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января