Экономическое воспитание – одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям.
В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вообще, об отсутствии их ему сообщалось фразой «…не куплю, нет денег», его редко посвящали в то, как решаются денежные проблемы. Он также знал, что ему хочется иметь ту или иную игрушку или лакомство и что его желание почти всегда удовлетворялось, но не знал, за счет чего это осуществилось. Он знал, что достаток в семье обеспечивается старшими, но не догадывался, что и он может помочь своей семье стать богаче. Он многое знал, но и о многом не догадывался – не было в этом необходимости.
В настоящее время возникли новые ценности, а прежние утратились, по-иному воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит в сегодняшнюю жизнь равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее - он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя. Но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать…
Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, ребенок черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.
Не всегда оправдано, но за экономическое воспитание дошкольников сейчас принимаются многие, допуская, видимо, что это очень просто. Ведь нельзя не согласиться с тем, что, как и любая другая отрасль знаний, экономика требует определенной подготовки, чтобы правильно интерпретировать экономические категории и понятия, а затем им обучать своих учеников.
Иногда обозначается понятие, например «реклама» и не поясняется ее значение как положительное, так и отрицательное, согласимся с этой двойственностью, и еще с тем, что реклама – это механизм воздействия на экономические процессы, но никак не экономическая категория и вовсе не экономический показатель, и говорить о ней, видимо результативнее, в ракурсе ее влияния на экономический результат.
Экономика – это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного их них делает недееспособным второй. Только в единстве, считает А.П. Валицкая.
Сложность осуществления экономического воспитания, в недостаточной экономической грамотности не педагогов, а родителей, в большинстве своем, и в педагогике, и в экономике, а тем более в сочетании этих наук.
Облегчение в осуществлении экономического воспитания содержит тот фон, который присутствует сегодня.
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область «разумного ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:
- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
- с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость – с другой;
- научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста.
В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой.
Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю».
Для эффективности процесса экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста исследователями определены оптимальные педагогические условия. Остановимся на первом условии – создание экономически воспитывающей среды, направленной на формирование таких нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе.
Опираясь на исследование И.И. Пидкасистого, под экономически воспитывающей средой понимается совокупность окружающих ребенка явлений, событий, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в мир социально-экономических отношений.
Содержанием экономически воспитывающей среды выступают:
- предметно-пространственное окружение (создание игровой экономической зоны);
- социально-поведенческое окружение (родители, педагогический коллектив ДОУ);
- событийно-познавательное окружение (экскурсии, встречи с интересными людьми);
- информационное окружение (кроссворды, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, сервисных центров, образцы монет, карта промышленных предприятий города).
Педагог, профессионально использующий влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую – тем самым создавая воспитывающую среду, направленную на формирование ведущих нравственно-экономических качеств.