В дошкольном возрасте игра выступает ведущим видом деятельности, т.к. в игре закладываются качественные новообразования в психике ребенка. Игра способствует развитию мышления. В игре формируется способность использовать основные навыки общения. Игра способствует развитию знаковой функции речи и рефлексивного мышления у ребенка. В игре формируется личность ребенка. Особое место среди игр занимают дидактические.
Дидактические игры служат эффективным методом обучения дошкольников. Они расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т.д. Главным компонентом дидактических игр выступают дидактические игрушки.
Дидактические игрушки – это игрушки, способствующие развитию психических процессов и содержащие в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту.
Эффективно использовать при коррекции ОНР дидактические куклы. Использование этого нетрадиционного метода обучения улучшает память, эмоциональную сферу, образное мышление и формирует позитивные установки.
Применение дидактических кукол расширяет разные коррекционные задачи такие как: достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, расширение репертуара самовыражения ребенка, а также коррекция детско-родительских отношений. Более того, дидактические куклы развивают мелкую моторику, мотивируют детей экспериментировать и выполнять различные конструктивные действия. Помимо этого, игры с куклами способствуют развитию памяти и воображения.
Характерная черта использования дидактических кукол заключается в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обуславливает качественное усвоение материала.
При использовании дидактических кукол у детей хорошо автоматизируются звуки, а также развиваются коммуникативные навыки, эмоциональная, моторная адекватность, пространственная ориентация.
Для дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, игровая деятельность с дидактической куклой сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с речевыми расстройствами, порождает у них и особенности поведения в игре.
Проблемой использования дидактических кукол в логопедической работе над произносительной стороной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как: Н.В. Довгаль, Е.В. Зворыгина, Е.В. Карпова, С.Л. Новоселова и др.
В специальной литературе описан опыт использования кукол в процессе работы над различными сторонами речи детей с речевыми нарушениями, однако педагогические условия использования дидактических кукол в логопедической работе над произносительной стороной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи остаются неопределенными.
Логопедическая работа над произносительной стороны речи с дошкольниками с общим недоразвитием речи будет эффективна, если при ее организации с использованием дидактических кукол учитывать ряд педагогических условий, а именно: создавать предметно-игровую среду; осуществлять отбор речевого материала (специальных текстов), моделировать проблемные ситуации, включать в дидактическую игру эмоционально-экспрессивные, предметно-действенные и речевые средства взаимодействия.
В специальной педагогике кроме традиционных методов обучения, важную роль играют и нетрадиционные методы обучения. Введение в практику нетрадиционных методов позволяет совершенствовать коррекционно-развивающий процесс. Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости [6].
Нетрадиционные методы направлены на регуляцию эмоционально-волевой сферы ребенка, понимание ребенком своих переживаний, поиск способов их преодоления. Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи, при этом заметно усиливают эффект работы логопеда. Нетрадиционные методы отлично сочетаются в комплексной коррекции речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал [1].
Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, направленных на преодоление тяжелых нарушений речи, ориентированы на:
- развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;
- решение эмоционально – волевых проблем ребенка;
- развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела;
К нетрадиционным методам обучения относятся: имаготерапия, арттерапия, хромотерапия, пескотерапия, су-джоктерапия, ароматерапия. Особенно необходимо остановиться на имаготерапии (театрализации) как нетрадиционном методе обучения, в который в качестве самостоятельных методов включены сказкотерапия и куклотерапия. Театрализованная деятельность имеет огромные воспитательные возможности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно взаимосвязано совершенствование речи. В ходе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи и ее интонационная сторона. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. В связи с этим, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Применение дидактических кукол при коррекции произносительной стороны речи у дошкольников с ОНР намного улучшает качество усвоения навыков, а также формирует мотивацию детей к занятиям. Преимуществом использования дидактических кукол является практическое применение дидактических кукол в ходе которого развиваются непроизвольное внимание и запоминание, что способствует качественному усвоению материала. У детей с ОНР обогащается речь, формируются правильное произношение звуков и коммуникация, а также эмоциональная и моторная адекватность, пространственная ориентация, мотивация родителей к коррекционному процессу.