Проблемы, возникающие при реализации национальных проектов в Российской Федерации, и пути их решения

Вся государственная деятельность делиться на несколько направлений: экономическая, политическая, социальная, культурная, духовная и другие. Для поддержания и развития государства необходимо иметь абсолютно все вышеперечисленные сферы деятельности в развитом и сильном состоянии. Для реализации установленной политики в данных направлениях используется, в том числе такой инструмент, как национальный проект. Национальный проект – это проект, программа, направленные на достижение национальных целей и их целевых показателей в той или иной сфере жизни государства. Национальные проекты на территории Российской Федерации будут реализовываться в следующих направлениях: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». Однако, несмотря на все позитивные аспекты данной деятельности, существует ряд проблем, связанных с их реализацией. В настоящей статье данные проблемные аспекты будут рассмотрены и предложены пути их решения.

Аннотация статьи
национальный проект
развитие Российской Федерации
реализация
Ключевые слова

В современном мире влияние государства на политической арене оценивается по нескольким факторам, например, таким как, экономика страны, уровень социальной напряженности, уровень достатка населения и удовлетворенность социальными благами, качество образования, развитие науки и другие. Для государства решение данных вопросов является ключевой задачей. В рамках решения сложившихся вопросов в 2018 году президентом Российской Федерации подписан указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно данному указу в период с 2019 года до 2024 года будут реализовываться национальные проекты в следующих направлениях: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост» [1]. Финансирование национальных проектов осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов.

В рамках национального проекта «Человеческий капитал» будут осуществлены мероприятия в следующих сферах: здравоохранение (1 января 2019 – 31 декабря 2024), образование (1 января 2019 – 31 декабря 2024), демография (1 января 2019 – 31 декабря 2024), культура (1 января 2019 – 31 декабря 2024).

В рамках национального проекта «Комфортная среда для жизни» будут осуществлены следующие мероприятия: «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (3 декабря 2018 – 31 декабря 2024), «Жильё и городская среда» (1 октября 2018 – 31 декабря 2024), «Экология» (1 октября 2018 – 31 декабря 2024).

В рамках национального проекта «Экономический рост» будут осуществлены мероприятия в следующих сферах: туризм и индустрия гостеприимства, «Наука» (1 октября 2018 – 31 декабря 2024), «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (15 октября 2018 – 31 декабря 2024), «Цифровая экономика» (1 октября 2018 – 31 декабря 2024), «Производительность труда и поддержка занятости» (1 октября 2018 – 31 декабря 2024), «Международная кооперация и экспорт» (1 октября 2018 – 31 декабря 2024), комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (1 октября 2018 – 31 декабря 2024).

Анализируя запланированные мероприятия по реализации национальных проектов, стоит отметить, что в большинстве они затрагивают социальную и экономическую сферу жизни государства и населения, что благоприятно скажется на комфорте жизни населения, уровне благосостояния граждан и государства в целом.

В рамках каждого национального проекта разрабатывается его паспорт, в котором закрепляются основные положения, цели, целевые и дополнительные показатели национального проекта, структура национального проекта, задачи и результаты национального проекта, финансовое обеспечение реализации национального проекта, перечень методик расчета целевых и дополнительных показателей национального проекта, дополнительная информация [2].

Однако в процессе подготовки каждого национального проекта и его последующей реализации на разных стадиях могут возникать различные сложности. К ним могут относиться: низкий уровень разработанности и вовлеченности в глубину решаемой проблемы, недостаточная проработка бюджета проекта, в связи с чем необходимо было досоставлять сметы, искать дополнительные бюджетные средства, временные потери, связанные с процедурой торгов и тендеров. Все вышеперечисленные факторы могут привести к затянутой реализации проекта или его отмены в целом.

Также анализируя уже реализованные и планируемые национальные проекты, выделил следующие проблемы.

  1. В рамках планирования национального проекта устанавливаются планируемые показатели, к которым стремятся по итогам реализации проекта. Нередко возникают случаи, когда показатели изначально завышены, в результате чего проект по итогам реализации считается неуспешным или реализованным в убыток. Путем решения данной проблемы считаю возможным разработать индивидуальных подход в каждому проекту, анализ конкретного региона, где будет реализован проект, в рамках которого следует устанавливать реальные показатели успешности проекта, при этом важно учитывать немаловажные второстепенные факторы (пандемия, специальная военная операция и прочее).
  2. Реализация национального проекта вызывает повышенный интерес контрольно-надзорных органов, которые в процессе реализации проекта своим «повышенным вниманием» останавливают работу исполнителей (исполнительные органы власти, подрядчики и прочие). «Повышенное внимание» проявляется в проведении проверок, остановка работ в связи с контроль-надзорными мероприятиями, требовании предоставить ту или иную информацию в письменном виде в сжатые сроки. По моему мнению, путем решения сложившейся проблемы может стать разработка и утверждение единого стандарта пакета документов, который будет размещаться в открытой информационной системе, в рамках которой контрольно-надзорные органы смогут знакомиться со всеми интересующими их документами. В рамках данной стандарта будет запрещено запрашивать документы, с которыми можно будет ознакомиться в открытой информационной системе. В случае, если будет необходимо ознакомиться с какими-либо документами, не представленными в данной системе, то срок на их предоставление будет установлен в размере, позволяющем не останавливать текущие работы.
  3. Коррупционная составляющая исполнителей национальных проектов замедляет и останавливает процесс их реализации. В данном случае необходимо более детально и внимательно подходить к процедуре выбора поставщиков и подрядчиков до стадии начала реализации проекта. Необходимо более углубленно проработать действующее уголовное и административное законодательство на предмет ответственности исполнителей национальных проектов. При реализации национальных проектов сотрудниками Министерства внутренних дел и органов прокуратуры было выявлено более 7 тысяч правонарушений, связанных с денежными средствами, выделенных для реализации национальных проектов [3].

Подводя итог можно сказать, что национальный проект – это очень важный механизм государства, который имеет высокие перспективы для развития разных сфер общества и государства. Реализация национальных проектов сложный процесс, который требует повышенного внимания и внесения изменений в уже существующую процедуру.

Текст статьи
  1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
  2. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 28.12.2022) "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" (вместе с "Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации").
  3. При реализации нацпроектов в 2019 году выявили более 25 коррупционных преступлений. URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/7986923.
Список литературы