Современные образовательные технологии в начальной школе

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

современные технологии
начальная школа
образование
обучение

Аннотация статьи

В статье рассмотрены актуальные образовательные технологии, применяемые в начальной школе.

Текст статьи

Обеспечение качества образования, повышение его эффективности связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса. Ключевой характеристикой такого образования становится направленность обучения на развитие личности учащегося и подготовку его к полноценной жизни в обществе.

Современные технологии рассматриваются как одно из средств реализации данной образовательной парадигмы. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения. В этих условиях качественно меняется содержание деятельности учителя: он должен уметь создавать развивающую социально-культурную среду, проектировать различные виды деятельности ребенка на основе системного, технологического и личностноориентированного подходов. Эти новые функции учителя требуют соответствующей профессиональной подготовки, что приводит к потребности более глубокого изучения и усвоения будущими учителями начальных классов современных образовательных технологий.

И для реализации этих задач на уроках внедряются инновационные технологии: игровые технологии; проблемное обучение; здоровье сберегающие технологии; информационные технологии; технология проектного обучения. Они способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе, помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе использую следующие современные образовательные технологии:

1. Технология проблемного обучения.

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками».

2. Исследовательская работа.

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

«Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире» [3, с. 62]. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

3. Здоровьесберегающие технологии.

Данная технология предполагает проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «У теленяньки дитя без друга», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч с врачом общей практики, организацию подвижных игр на переменах.

4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа).

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы можно ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала.

5. Игровые технологии.

«Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения» [1, с. 107]. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета – урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – игра «Путешествие по стране сказок» и т. д.;
  • В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) – игры «в слова», игры «со словами», игра «Дополни слово», игра «Перевёрнутые слова», игра «Соедини половинки слов», игра «Снежный ком», игра «Арифметическая эстафета» и т. д.

6. Информационно-коммуникативные технологии используются на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Многие уроки проводятся с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Окружающий мир – «Путешествие по городу», «В Ботаническом саду», «Россия – Наша Родина»; русский язык – «Учим буквы», «Занимательная азбука».

При закреплении знаний о гласных и согласных звуках, такие упражнения как «Найди звук», «Составь звуковую схему», «Составь слово»; литературное чтение «Творчество писателей», «Узнай сказку» и т. д. Используются компьютерные презентации при устном счёте, самостоятельной работе в тетради, чтении скороговорок, проведении физкультминуток. Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Начиная с начальной школы, обучающиеся нацелены на использование компьютера при подготовке к урокам: докладам, презентациям, выступлениям.

7. Технология проектного обучения используется в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. Она не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Предметные проекты нашли широкое распространение на уроках окружающего мира: «Растения зимой», «Растения нашего класса», «Что растет на клумбе», «Домашние животные»; чтение: «Загадаю – отгадай», «Занимательная азбука», «В дружбе – сила»; математика: «В мире чисел» и многие другие.

В рамках проектной работы учащиеся могут подготовить мини-проекты на темы: «Домашние животные», «Рыбы наших водоемов», «Природа села», «Улицы нашего села», макет «Мой дом. Моя улица» и др.

Проекты выполняются коллективно и индивидуально. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.

Таким образом, можно сказать, что применение современных образовательных технологий в начальной школе дают возможность ребёнку развиваться, повышать активность, формировать у ребёнка желание учиться, а, следовательно, повышается качество знаний.

Список литературы

  1. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги / О. Андреева // Школьное планирование. – 2018. – №2. – С.107-114.
  2. Заболотная, С. М. Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС / С. М. Заболотная, С. В. Щербакова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 15 (149). – С. 571-573.
  3. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс // Начальная школа. - 2018. - № 1. 318 с.
  4. Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2019. – №4. – С. 3-5.
  5. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе / Л.И. Ягодко // Начальная школа плюс до и после. – 2018. – №1. – С.36-38.

Поделиться

8930

Болтовская Т. В. Современные образовательные технологии в начальной школе // Актуальные исследования и разработки в области естественных, технических, гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 16 января 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 128-131. URL: https://apni.ru/article/5293-sovremennie-obrazovatelnie-tekhnologii-v-nach

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря