Темпы развития науки и технологий, создания и освоения инноваций во всех областях общественной жизни превратили инновации в естественный процесс, они стали неотъемлемым элементом общественного прогресса. Вот почему способность к изменениям является в настоящее время одним из решающих факторов развития образовательной организации (далее – ОО). Как заметил американский ученый, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века Питер Дракер: «Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое». Школа отражает аспекты современного общества, в котором происходят серьезные изменения: локальные и глобальные сети, интернет-технологии, мультимедийно-цифровая культура изменили методологию поиска и производства знаний. И одной из важнейших задач, стоящих перед образовательными организациями, как раз и является задача достижения нового качества образования. Жизнь ставит перед образовательными организациями новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.
Образовательное сообщество, органы государственной власти и местного самоуправления заинтересованы в использовании сильных и эффективных инструментов управления. Сложившиеся условия общественного развития требуют формирования гибких и многофункциональных механизмов организации деятельности, раскрывающих потенциал развития сотрудников, что особенно важно при работе в образовательной среде, характеризующейся многофакторностью и высокой интеллектуальностью.
Для большинства образовательных организаций характерна линейно-функциональная организационная структура, вследствие которой управленческая система большинства организаций не мобильна, что затрудняет внедрение современных практик в образовании. Условием создания «другой» школы является внедрение в школьный менеджмент современных моделей управления. Одной из таких моделей может стать «проектный офис», который требует новой управленческой проектной команды, способной мыслить, принимать на себя ответственность, быть либеральной. Проектный подход в управлении школой – эффективный метод достижения результатов, позволяющий перевести организацию из состояния функционирования в режим развития. Но образовательная организация, переходя на проектно-ориентированное управление, сталкивается с проблемой координации проектной деятельности, которую, на наш взгляд, можно решить с помощью государственно-общественного управления и внедрения модели «проектный офис» в формате проектных команд.
С целью опытно-экспериментального подтверждения заявленной гипотезы мы поставили перед собой следующую задачу: «В условиях изменений педагогических и организационно-экономических условий современного образования осуществить переход на новую модель государственно-общественного управления, направленную на оптимизацию школьной образовательной среды с использованием проектных школьных команд». Апробация данной модели осуществлялась на базе МБОУ СОШ № 25 г. Пензы им. В. П. Квышко.
Реальность сегодняшнего дня делает очевидным тот факт, что школы имеют дело одновременно с множественными новациями. Они могут сильно отличаться по сфере приложения, предметной ориентации, по принципам финансирования, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности и т.д. Вот почему с 2015 года в образовательной организации мы работаем над созданием системы государственно-общественного управления учебно-воспитательным процессом через формирование проектных команд.
Сегодня достаточно трудно представить организацию с высокой структурой управления (большинство школ таковыми и являются) без наличия команды соратников. Учреждения, стремящиеся получить конкретное преимущество за счет качества своей работы, инноваций, высокой рентабельности, в первую очередь должны думать о развитии коллектива (команды). Именно в слаженных коллективах можно рассматривать вопрос об активизации деятельности сотрудников, творческом взаимодействии ее всех членов и участников образовательного процесса.
Приступая к созданию проектных команд, мы исходили из того, что функциональное назначение проектных команд заключается в активизации деятельности педагогов школы, формировании инновационной направленности педагогического коллектива, создании условий для повышения профессионального уровня педагогов, сплоченности коллектива, снятии конфликтной напряженности, развитии творческого потенциала личности учителя, развитии коллектива в целом, и как окончательный результат – в развитии образовательной организации.
Формирование проектных команд предполагает целый пласт изменений в образовательной организации: перестройка принципов взаимодействия сотрудников, изменения норм, традиций и правил учреждения, что приводит к переходу на принципы проектного менеджмента.
О преимуществах использования механизмов проектного менеджмента в образовательных организациях можно судить по следующим данным, приведенных в следующей таблице (табл. 1):
Таблица 1
Традиционный менеджмент |
Проектный менеджмент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При переходе на новую модель государственно-общественного управления, направленную на внедрение в практику работы ОО различных проектов, необходимо учитывать, что данный процесс потребует понимания социальной природы современных проектов как объектов управления; ролевого восприятия деятельности управленческого и проектного персонала; учета быстро возникающего изменения содержания деятельности, разнообразия целевых назначений работ и соответствующего персонала; высокой интеграции взаимосвязанных работ и ресурсов; создания соответствующих организационных и коммуникационных структур.
Так в управленческой структуре образовательной организации появились не только проектные команды, нацеленные на реализацию процессов развития школы, но и Совет руководителей Проектов, как субъекта процессуально-деятельностного блока модели государственно-общественного управления [1] который координирует взаимодействие проектных команд; ставит перед проектными командами задачи по практической реализации проекта; обеспечивает эффективное использование и распространение продуктов проектов через единую информационную среду; проводит мониторинг использования ресурсов и соблюдения сроков выполнения проектов; организует обучение сотрудников в области управления и реализации проектов.
Одним из основных понятий проектного менеджмента является понятие «команда». Существуют разные подходы к определению понятия «команда». В широком смысле под командой понимают группу людей, которые работают вместе и свою работу организуют самостоятельно. Им в большей или меньшей степени присуще чувство сплоченности, в отличие от тех, кто выполняет только свою работу. Сегодня широкое распространение получили такие понятия как «команда», «работа в команде», «участники команды», «командный дух». Способность работать в команде на современном этапе рассматривается как базовая компетентность человека, поскольку это значительно влияет на качество совместной работы и в то же время определяет результаты и успех организации. Именно в слаженных коллективах активизируется инновационная деятельность, ощущается творческое взаимодействие сотрудников. Сегодня в школах отмечается рост самосознания педагогов, изменяется их функционал и характер педагогического труда, возникает потребность со стороны учителей в причастности к делам, происходящим в школе, необходимость в использовании своего творческого потенциала. И наилучшие условия создаются при этом в совместной командной работе. Далее под проектной командой мы будем понимать группу участников образовательного процесса, характеризующуюся высоким уровнем взаимодействия в процессе решения задач проекта, направленного на реализацию Программы развития ОО.
Прежде чем принять решение о формировании проектных команд необходимо провести сбор информации с целью получения представлений членов педагогического коллектива о командных методах работы [2].
В качестве диагностического инструмента была использована авторская анкета «Готовность работать в команде» для членов педагогического коллектива (приложение). Безусловно, анкетирование не единственный метод получения информации о готовности педагогов к включению в работу проектных команд. Можно использовать и такие методы как интервьюирование, метод фокус-групп, различные диагностические методики.
После проведения обработки анкет стало ясно, что подавляющее большинство педагогов образовательной организации положительно оценивают деятельность в команде и в качестве положительного эффекта называют прежде всего «возможность развития творческого потенциала личности педагогов и коллектива в целом». Следует заметить, что формирование проектных команд возможно в учреждениях, которые отличаются сильной мотивацией на успех, незаурядным стремлением к успеху как организующему принципу деятельности педагогов в команде для решения задач развития школы.
При принятии положительного решения о возможности формирования проектных команд, необходимо понимать с какой целью создаются команды, на какой период и кто должен войти в их состав. Процесс формирования проектной команды основывается на следующем алгоритме: обозначение цели Программы развития образовательной организации, для решения которой создаются команды, формулировка принципов отбора членов команды, выявление готовности учителей работать в команде, мотивация командной работы, определение типа команды, решение организационных вопросов:
- обозначение лидера,
- знакомство с целями и видами новаций, разработка и освоение которых предстоит,
- вхождение в информационно-исследовательское поле по проблеме, обозначенной как цель проекта и обсуждение реалистичности решения обозначенной целевой установки, вариантов организации деятельности,
- распределение ролей между членами команды и организация деятельности в соответствии с обозначенными ролями,
- определение формы взаимодействия при реализации целей;
- выработка формы публичного представления результатов достижения целей;
- анализ результатов, обобщение и распространение опыта в педагогическом коллективе; и тиражируемость достигнутых результатов.
Среди условий, значимых для формирования команд, можно выделить такие, как: наличие квалифицированных сотрудников, чьи профессиональные качества и умения дополняли бы друг друга; постановка перед командой неординарных задач, которые принимаются всеми сотрудниками и согласуются с их личными целями; наличие общих ценностей, поддерживаемых корпоративной культурой организации; необходимостью, чтобы в организации существовали принимаемые и соблюдаемые всеми сотрудниками правила поведения; готовность сотрудников, как к индивидуальной, так и к коллективной ответственности; наличие как у руководителей, так и сотрудников высочайшей мотивации достижения и высокого уровня требований; необходимость выполнения видов деятельности, которые, с одной стороны, служат целям учреждения, а с другой – способствуют раскрытию потенциала каждого члена команды [3].
Работая в течение ряда лет над различными школьными проектами, мы выделили преимущества работы в проектной команде, которые свидетельствуют об эффективности использования проектного менеджмента в ОО, нацеленного на включение в процесс подготовки и принятия стратегических управленческих решений различных категорий участников образовательного процесса с целью реализации модели самоуправления образовательной организацией, перехода на государственно-общественное управление. О преимуществах работы в проектных командах можно судить по следующей таблице (табл. 2):
Таблица 2
Параметры |
Преимущества командной работы |
---|---|
Решаемые цели |
Решение стратегических задач |
Лидерство |
Лидерство поделено между членами команды |
Ответственность |
Личная и взаимная, групповая |
Продукт деятельности |
Результат коллективной деятельности и носит характер новации для данного учреждения |
Результативность |
Работа на конечный результат |
Состав |
Педагоги различных предметов и уровней квалификации |
Стиль управления проектом |
Демократический |
Опыт работы МБОУ СОШ № 25 г. Пензы им. В. П. Квышко показывает, что проектные команды – это возможность трансформации образовательной организации, где созданы условия для формирования в педагогической среде способности развивать собственную педагогическую деятельность и совершенствовать профессиональные компетентности педагогов на основе современных принципов и содержания образования, инновационных технологий обучения и воспитания через модель государственно-общественного управления. Благодаря переходу на принципы проектного менеджмента мы видим положительные изменения в работе образовательной организации:
- Созданы условия для решения стратегических задач Программы развития ОО: если в начале нашего пути 23 человека стали членами проектных команд, то сейчас все педагоги школы вовлечены в работу проектных команд. Педагоги являются не только членами проектных команд, но и инициаторами отдельных проектов. Происходит совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогов.
- Постоянно происходит совершенствование системы повышения квалификации педагогов: в ходе реализации проекта «Инновационные педагогические технологии» нами была разработана модель корпоративного профессионального обучения педагогов по освоению инновационных педагогических технологий.
- Происходит распространение опыта работы, тиражирование методических материалов: 27 педагогов школы ведут персональные учительские на сайты на различных интернет-платформах, 18 преподавателей ведут профессиональные блоги в сети Интернет, 15 учителей опубликовали методические разработки на различных образовательных сайтах, 11 педагогов опубликовали статьи в различных научно-методических изданиях.
- Возрастает участие педагогов в конкурсных движениях: ежегодное участие педагогов школы в конкурсе педагогических достижений. Педагоги школы привлекаются в качестве членов муниципальных конкурсных комиссий.
- Педагоги стали проявлять себя в новых педагогических ролях: руководителями проектов стали не только представители администрации, но и педагогические работники (учителя-предметники, педагоги службы сопровождения).
Известно, учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. В условиях интеллектуальной конкуренции непрерывное самосовершенствование, педагогический поиск и творчество являются одними из обязательных требований, которые предъявляются к современному учителю. Нам представляется, что формирование проектных команд направлено на повышение уровня мастерства учителя и удовлетворение его потребностей в развитии себя, а значит и своих учеников.
Школы, в которых реализуются инновационные проекты, обеспечивают более высокое качество образования благодаря тому, что они способны выявлять объективно существующие возможности для развития педагогической системы школы, разрабатывать целостные и конкретные проекты своего желаемого будущего, соответствующие объективным потребностям и возможностям, создавать и эффективно реализовать планы проведения изменений.
Командное взаимодействие выступает в качестве условия оказания психолого-педагогической помощи в эффективном построении образовательного процесса, актуализируя внутренние механизмы изменения собственного отношения к целевым установкам школы. Включение членов государственно-общественного управления в проектную деятельность позволяет формировать команды единомышленников в школе, и как следствие, позитивно влиять на образовательный процесс в учреждении. В результате чего образовательное учреждение становится конкурентоспособной школой на рынке образовательных услуг района и города; реализует инновационные педагогические практики, объединяющие педагогические сообщества и науку; создает условия для повышения профессионального уровня педагогов, которые смогут занять лидирующие позиции в педагогическом сообществе района и города.
Эффективность внедрения в практику работы школы проектных команд очевидна: педагоги имеют возможность осознать значение своей профессиональной деятельности в целом и отдельных ее элементов для реализации образовательной Программы развития школы, учитывающей все тенденции современного образования. Работа в командах позволяет учителям принимать на себя более высокую ответственность за деятельность ОО. Кроме того сотрудники ОО получают дополнительную возможность профессионального и карьерного роста. Переход к командной деятельности позволяет им улучшить профессиональное взаимодействие с коллегами, каждый имеет возможность реализовать себя как творческую личность. Все это, безусловно, сказывается на выгодах для потребителей, каковыми являются учащиеся и их родители. Обучающиеся имеют возможность получать более качественные образовательные услуги, учиться в школе, соответствующей современным требованиям образования.
Сложившаяся, сработавшаяся команда «становится единым целым, организмом, в котором органы государственно-общественного управления не противоречат друг другу, не соревнуются, а каждый делает свое дело, при необходимости компенсируя слабости одного усилением остальных. А значит вполне уместно говорить о магическом «синергетическом» эффекте, который выражается формулой: «1+1+1=5». Подобный эффект – это возрастающий эффект деятельности в результате интеграции отдельных частей в единую систему.
Выстроенная нами система позволяет легко включаться в новые образовательные проекты. Она носит универсальный, открытый характер, что позволяет применять ее в условиях других образовательных организациях.
Приложение
Анкета «Готовность работать в команде»
1. Что Вы понимаете под командой?
а) группа единомышленников,
б) постоянная группа людей, объединенная единой целью
в) группа людей, выполняющих одну задачу,
г) содружество,
д) сплоченный или объединенный общей целью, идеей коллектив не менее 3-х человек
е) другое:_________________________________________
2. Чего Вы ожидаете от своих коллег по команде – с позиций сотрудничества и работы в команде?
а) единого видения проблемы,
б) более полной отдачи и проявления творчества,
в) взаимопомощи, взаимоподдержки,
г) активного сотрудничества, понимание целей,
д) четкое выполнение своей части работы,
е) полной безвозмездной отдачи,
ж) другое:_______________________________________________
3. Что значит для Вас хороший участник команды?
а) кто не бросит на полпути,
б) активный, дисциплинированный, позитивно настроенный,
в) инициативный, толерантный,
г) заинтересованный, не отлынивающий,
д) дееспособный, активный, творческий, умеющий слушать и слышать,
е) умеющий доказать свою точку зрения, понимающий, ответственный, умеющий делать осознанный выбор,
ж) имеющий возможность и желание работать в коллективе на благо ОУ,
з) другое:______________________________________________________
4. По какому показателю Вы сможете определить, что участники Вашей команды сотрудничают друг с другом?
а) доброжелательность, заинтересованность в общих результатах,
б) взаимопомощь,
в) по принятию общих решений,
г) по результатам,
д) отсутствие конфликтов и нездоровой конкуренции
е) способен учиться, использовать положительный опыт, передавать свои знания и опыт,
ж) другое:_____________________________________________________
5. Каким, по Вашему мнению, должен быть лидер хорошей команды?
а) генератором идей, хорошим руководителем,
б) организованным, толерантным, грамотно формирующим цели и задачи,
в) лидером, учитывающим роль каждого,
г) компетентностным, демократичным,
д) целеустремленным, способным вести за собой,
е) сверхинициативным, сверхтолерантным,
ж) хорошим стратегом и тактиком,
з) гибко реагирующим на все изменения,
и) другое:______________________________________________________
6. Как вы видите свою роль в деятельности команды?
а) всегда поддерживаю, вселяю веру, что все получится,
б) направляющую,
в) генератор идей,
г) активная позиция,
д) в зависимости от поставленных задач быть лидером или членом команды,
е) другое:_____________________________________________________
7. Считаете ли Вы целесообразным организацию проектных команд в ОУ?
а) да
б) нет
8. По Вашему мнению, какой положительный эффект возможен от работы проектной команды:
а) активизация инновационной деятельности ОУ
б) сплочение педагогического коллектива
в) повышение профессионального уровня членов педколлектива
г) совершенствование учебно-воспитательного процесса
д) развитие образовательного учреждения,
е) возможность развитие творческого потенциала личности педагогов и коллектива в целом
и) другое:_________________________________________________