Использование логопедического массажа и аурикулотерапии для развития звукопроизносительных навыков

Использование логопедического массажа и аурикулотерапии для развития звукопроизносительных навыков

Статья посвящена актуальной проблеме развития звукопроизносительных навыков. В работе представлено использование метода логопедического массажа и аурикулотерапии на коррекцию звукопроизношения.

Аннотация статьи
логопедический массаж
аурикулотерапия
звукопроизносительные навыки
стертая дизартрия
Ключевые слова

Одним из значительных аспектов формирование предпосылок учебной деятельности и развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие правильных звукопроизносительных навыков. У дошкольников со стёртой дизартрией формирование правильного звукопроизношения значительно затруднено. Основными показателями этого дефекта являются невнятная, невыразительная речь, плохая дикция, искажения и замены звуков в сложных по слоговой структуре словах.

В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж и аурикулотерапия получили широкое применение. Однако, отношение к этому неоднозначно: одни недооценивают его эффективность, другие переоценивают. Конечно, логопедическое воздействие нужно осуществлять комплексно. А в том случае, когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, бесспорно, необходим. Целью логопедического массажа при устранении стертой дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами массажа и аурикулотерапии при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии являются:

– нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;

– устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и другое

– стимуляция положительных кинестезий;

– улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объем, переключаемость)

– увеличение силы мышечных сокращений;

– активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношении.

Наибольшую результативность в коррекционной работе по формированию правильных звукопроизносительных навыков у детей со стёртой дизартрией достигается с применением комплексного логопедического массажа и аурикулотерапии.

Аурикулотерапия – это лечебное воздействие на точки ушной раковины, один из методов современной рефлексотерапии, применявшийся еще в глубокой древности. Суть его в том, что на коже ушной раковины имеется проекция всех органов и частей тела человека. Эта проекция задана в виде точек, расположенных в определенной последовательности. Заслуга детального обобщения многовекового опыта аурикулодиагностики и терапии в наше время принадлежит французскому врачу П. Ножье. Он же высказал мысль, что ушная раковина напоминает по форме человеческий эмбрион в матке, расположенный вниз головой. Исходя из этого представления, П.Ножье разработал картографию ушной раковины с изображением проекции частей тела и внутренних органов на выявленные активные точки надавливанием, прогреванием, электрическим током можно получить хороший лечебный эффект. Точки ушной раковины расположены достаточно близко друг к другу, размеры их незначительны и обнаружить их только по анатомическому описанию не легко. Проще всего в роли поискового «щупа» использовать старую шариковую авторучку с высохшей пастой. Автор ограничивается микромассажем точки. Это достаточно просто и, главное, безопасно: в случае ошибки в выборе точки при воздействии микромассаже почти невозможно получить отрицательный эффект. Надавливая тонким, но не острым предметом (шариковой авторучкой, спичкой) с одинаковой силой в области нужной точки, можно выявить наиболее болезненный участок, легкое покраснение или, наоборот, побледнение, просто приподнятость, усиленное шелушение кожи. Это и будет нужная точка.

Использование логопедического массажа и аурикулотерапии в комплексной коррекции речевой патологии у детей со стертой дизартрией в процессе становления опыта позволило достичь главной цели: устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.

Автор использовал различные способы воздействия на корпоральные и аурикулярные точки. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред- оно просто неэффективно. Поэтому, методами аурикулотерапии можно развивать и речевую сферу ребенка. Собственно лечение состояло из десятидневных курсов, каждый сеанс которого включал воздействие на артикуляторный аппарат методом массажа и воздействием на аурикулярные точки. При подборе точек и составления рецепта были учтены все необходимые правила. Необходимо отметить тот факт, что методы рефлексотерапии выступали как составная часть комплексной коррекции речевых нарушений при стертой форме дизартрию. То есть, наряду с массажем и аурикулотерапией с детьми проводились логопедические занятия, включающие в себя работу над звукопроизношением ( развитие артикуляторной моторики, постановка и автоматизация звуков), развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа, мероприятие по нормализации просодической стороны речи, коррекция проявления общего недоразвития речи.

Для эффективного развития звукопроизносительных навыков у детей со стёртой дизартрией дошкольного возраста использовался практический материал, который можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии, в нашем случае аурикулотерапия.

Разнообразие приемов дает возможность быть детям в тонусе, поддерживать интерес на протяжении всего занятия. Занятия были построены таким образом, что один вид деятельности сменялся другим:

  • Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия.
  • Дыхательно-координационные упражнения направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
  • Пальчиковая гимнастика способствует развитию психических функций (внимания, памяти, мышления и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
  • Упражнения, специально подобранный речевой материал, направленные на постановку, автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

Рефлексотерапия не претендует на универсальность. Она является одним из элементов комплексного логопедического воздействия и ни в коем случае не противостоит общепринятым логопедическим мероприятиям.

Выбор точек на ушной раковине и их сочетаний с древних времен было делом творческим. Это положение признается и современными рефлексотерапевтами. Каждый ребенок – индивидуальность и, по большому счету, требует своего рецепта воздействия на мышцы артикуляционного аппарата и на аурикулярные точки. И здесь открывается широкое поле деятельности. Логопедическая наука, как и всякая другая наука, не стоит на месте. Использование методов рефлексотерапии в преодолении речевых нарушений – новое течение, которое позволяет решать как вопрос наиболее глубокого изучения речевых нарушений, так и вопрос поиска эффективных мер их преодоления. Применение метода аурикулотерапии и комплексного логопедического массажа усиливает эффективность коррекционной работы на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

Таким образом, развитие звукопроизносительных навыков у детей со стёртой дизартрией достигается посредством использования методов аурикулотерапии и комплексного логопедического массажа.

Текст статьи
  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М., 2008. – 257 с.
  2. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. М. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 26-38.
  3. Иванов В.А. Аурикулотерапия (Экспресс-диагностика и лечение заболеваний). Курск, 1992
  4. Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – Раздел
  5. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М., 1969. – 176 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Сегодня — последний день приема статей
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября