Главная
АИ #1 (131)
Статьи журнала АИ #1 (131)
Направления и задачи развития промышленной политики

Направления и задачи развития промышленной политики

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

кластер
кластеризация
кластерный подход
промышленность
регион
предприятия
производство

Аннотация статьи

В статье приведены определение кластеров с точки зрения мировых ученых. Синтезированный анализ различных вариантов определения понятия «кластер» показал, что в современной научной литературе нет единого мнения по определению понятия «кластер».

Текст статьи

В условиях усиливающейся международной конкуренции обеспечение конкурентоспособности отечественной экономики становится приоритетной задачей. В связи с этим широкое внедрение кластерного подхода как прогрессивной формы пространственной организации производства в развитии экономики регионов становится актуальной проблемой. Применительно к экономике переходного периода создание региональных кластеров легкой промышленности, при прочих равных условиях, позволяет решить проблему повышения конкурентоспособности продукции легкой промышленности на местном и мировом рынках товаров и услуг на базе рационального использования имеющегося потенциала отрасли. В этом контексте должны создаваться и развиваться такие региональные кластеры легкой промышленности, которые нацелены на повышение уровня конкурентоспособности регионального промышленного комплекса, отвечающего требованиям современной экономики и выражающегося в высокой конкурентоспособности товаров и услуг, производимых предприятиями для реализации на региональном и мировом рынке.

Обеспечение эффективной кластеризации отраслей промышленного комплекса региона требует синтезированного анализа теоретико-методологических основ создания и развития промышленных кластеров в различных социально-экономических условиях. Основоположником кластерного подхода к развитию и размещению производительных сил региона принято считать М.Портера, который выдвинул теорию национальной и местной конкурентоспособности в контексте мировой экономики, отводя в ее обеспечении ведущую роль кластерам [1]. М.Портер определяет кластер как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний специализированных поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но, вместе с тем, ведущих совместную работу».

В это определении отражено три особых свойства кластера: - сконцентрированность по географическому признаку. Из определения можно видеть, что масштабы кластера не ограничены, главное - одновременное «соперничество и содружество»; - взаимосвязь между предприятиями-участниками. По мнению М.Портера, между предприятиями конкретной территории должны быть установлены различного рода связи, без которых совокупность предприятий конкретной территории невозможно отнести к категории кластера и ожидать от них «внешнего эффекта», заключающегося в повышении конкурентоспособности данной территории на местном и мировом рынках как результат появления «точек», «центров» и «поясов» экономического роста; - это определение акцентировано на технологическую взаимосвязь предприятий, составляющих кластер. Так как результативность производства может быть установлена потребителем, то технологическая связь будет установлена только после доставки до конечного потребителя специализированных факторов производства поставщиками компонентов, продавцами машин, а также оказания сервисных услуг: финансовые институты, производители научной и консалтинговой информации.

С этой точки зрения кластер выступает как некий способ научно-прикладной организации труда совокупного работника конкретной территории, с целью повышения конкурентоспособности совокупности организаций, расположенных на территории посредством организации отношений, свойственных кластеру.

Не менее интересным в плане раскрытия сущности кластера как пространственной организации производства является определение, предложенное Д. Якобсом, где, наряду с обязательным наличием географического или пространственного объединения экономической деятельности особо отмечается организация горизонтальных и вертикальных связей между предприятиями кластера. Такого же характера определение понятия кластера выдвигает М.П.Войнаренко путем предложения важнейших «5И», которые можно считать условиями для успешного функционирования кластера: 1. Инициатива. Авторитетные люди из разных сфер - предприниматели, представители власти, ученые, общественные деятели и другие могут инициировать создание кластеров; 2. Инновации, приобретенные, либо созданные участниками кластера, могут создавать новые возможности развития для участников и потребителей «внешнего эффекта», производимого кластером; 3. Информация предполагает доступность информации, в том числе научной, технической, технологической и методической между участниками кластера. Это происходит по той причине, что не только цена производства, но и транзакционные затраты будут снижены до критичного минимума, так как все будут иметь доступ к рынку, к сбыту продукции, квалифицированной рабочей силе; 4. Интеграция связана с использованием возможностей кластерного подхода для организации сотрудничества фирм на отраслевом и территориальном уровнях, эффективным использованием потенциала науки и возможностью воспользоваться поддержкой государственных органов власти; 5. Интерес участники кластера должны быть заинтересованы в конечных результатах кластера. Для этого в рамках кластера должны возобладать отношения, позволяющие защищать интересы всех участников кластера одинаково. Комплекс «5И» заставляет задуматься над тем, что, прежде чем, организовывать кластер, необходимо определиться, будут ли среди участников инициативные, возможно ли «поделиться новыми научными достижениями» между участниками, во что это обойдется «производителю» и «потребителям» инновации, все ли готовы поделиться своей «информацией» - состояние дел в самом кластере и за пределами, не будут ли ущемлены интересы части участников. Воронов А.А. и Буряк Р.Н. предлагают следующее определение кластера: «Кластер – это упорядоченная, относительно устойчивая совокупность специализированных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию» [2]. При этом автор придерживается концепции о том, что кластеры создаются в рамках отдельных отраслей экономики и на конкретной территории, будучи нацелены на «обеспечение конкурентоспособности ключевых участников кластера», т.е. как производителей, так и потребителей «внешнего эффекта», составляющего основу повышения производительности труда совокупного работника [3, 4, 5, 6].

Интересным с точки зрения оценки положительных эффектов, получаемых участниками кластера, является определение, предложенное Кетелсом К., в котором определяются положительные эффекты фирм, входящих в кластер: доступ к специфическим трудовым ресурсам и поставщикам; трансферт знаний: новые знания, получаемые в результате тесной кооперации со специализированными поставщиками и потребителями.

Список литературы

  1. Портер М. Конкуренция // Перевод с англ. - М. Издательство: «Вильямс», 2000. – 205 c.
  2. Праздничных А. Особые экономические свойства кластера. Кластер, 2006 год. - № 51. – 50 c.
  3. Мигранян А. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособности кластеров в странах с переходной экономикой. Вестник КРСУ, 2002. - №3. - С. 33-38.
  4. Воронов А.А., Буряк Р.Н. Кластерный анализ – база управления конкурентоспособностью на макроуровне// Маркетинг, 2003. - № 1 (68). - С.16-20.
  5. Низамова Т.Д., Мухсинова П.А. Стратегия развития легкой промышленности региона на основе кластерного подхода // Монография, Душанбе -2021г.
  6. Ketels C. M. The development of the cluster, Concept – Present Expirees and Furte v Development/ Papov prepared for LRW conference on clusters? Dusburg / Germany/ 5 dec 2003.

Поделиться

934

Аскарова С. С., Ишанова С. С., Зоидова Т. М. Направления и задачи развития промышленной политики // Актуальные исследования. 2023. №1 (131). С. 50-52. URL: https://apni.ru/article/5302-napravleniya-i-zadachi-razvitiya-promishlenno

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января