Овладение речью – сложный, многосторонний психический процесс. Для появления и правильного развития речи ребенку необходима речевая среда. Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит.
К речи взрослого также предъявляется ряд требований:
- ПРАВИЛЬНОСТЬ – речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;
- ЧЕТКОСТЬ – слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;
- ПРОСТОТА – взрослый говорит простыми короткими фразами из 2-4 слов;
- ПОВТОРЯЕМОСТЬ – одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый употребляет по несколько раз в течение одной игры, затем они повторяются на последующих играх;
- БОГАТСТВО - взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.
И обязательно ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА со стороны взрослого – стараться отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!».
С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч. При таком общении взрослый часто задает вопросы ребенку. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание. Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т.д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.
Примеры проговаривания различных ситуаций
Сборы на прогулку
Все необходимые вещи разложены на стульчике.
– Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штаны. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку. И т.д.
Построим дом
Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков.
– Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. Какой будет домик – большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда...
Необходимость общения возникает не только дома, но и во время похода в магазин, в гостях, в транспорте и других подобных ситуациях. Тем не менее ребенок ждет от взрослых такого же понимания, к которому он привык дома.
В процессе развития понимания речи ребенка основной задачей является – накопление словарного запаса.
Примеры игр для развития словаря
Покажи, где мама (что делает?)
Взрослый вместе с ребенком рассматривает семейные фотографии и просит найти изображение самого ребенка, показать маму, папу, бабушку, дедушку и других родственников, дачу, цветы, дерево, другие знакомые предметы и объекты.
– Покажи, где на фотографии мама. Найди и покажи папу. А где цветочки, которые ты летом на даче рвал?
Затем проговаривают действия близких людей.
– Покажи, где мама моет посуду. Покажи фотографию, на которой папа забивает гвоздик. Покажи, где братик рисует. И т.д.
Посидим, полежим!
Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их.
– Где стол? Где стул? Покажи! Где кроватка? А где диван? И т.д.
Далее можно, не называя предметы мебели, указывать их назначение.
– Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? А где одежда лежит? И т.д.
Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели.
– Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф – там лежит одежда. И т.д.
Покажи картинку!
Игра проводится на ковре. Разложите перед ребенком предметные картинки изображением вверх. Просите найти и показать нужную картинку.
– Смотри, сколько у нас красивых картинок. Все картинки разные. Саша, покажи кубик. Правильно. Найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша, покажи самолет, И т.д.
В этой игре можно подбирать картинки по темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок, предлагать детям за один раз найти и показать сразу несколько (2-3) картинок.
Отгадай загадку – покажи отгадку!
Игра проводится на ковре. Разложите перед ребенком предметные картинки изображением вверх.
– А сейчас мы будем отгадывать загадки. Покажите, чем едят суп (картинка – «ложка»). Покажите, что катится (картинка – «мячик»). Покажите, чем можно рисовать (картинка – «карандаш»). Покажите, что надевают на голову (картинка – «шапка»). Найдите и покажите то, что можно есть (картинки – «яблоко», «конфетка», «сыр») и т.д.
Если дети затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать развернутое описание нужного предмета, но лучше показать им реальный предмет, описать его свойства, обыграть его.
Помимо знакомства малыша со словами и их значениями, необходимо развивать активную речь ребенка. Активизация речи детей (вызывание речевого подражания) должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить. Не следует слишком многого требовать от малыша. Главное – добиться того, чтобы ребенок начал говорить. Не требуйте от малыша точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи. Подражание речи взрослого проходит несколько этапов.
В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение:
- слогов – подражания голосам животных – му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.;
- слов – простые короткие слова – мама, папа, дай, на, киса, утя и др.
- фраз – на начальном этапе 2-3 слова: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.
Примеры игр для речевого подражания
Самолёты
Предложите детям поиграть в самолётики.
– Послушайте стихотворение про самолёт:
По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолёт
Прямо вперёд!
– Давайте играть в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!»
Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У.
Машины
Предложите детям поиграть в машинки.
– Послушайте стихотворение про машину:
«Би-би-би», – гудит машина:
Не поеду без бензина!
– Давайте поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина: «БИ-БИ! Освободите дорогу!»
Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной – крутим руль. Сопровождаем движения произнесением звука Ж и слова-звукоподражания БИ-БИ.
Бьём в барабан
Перед началом игры продемонстрируйте настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте ее.
– А как мы бьем в барабан? «ТА-ТА-ТА!»
При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки.
Можно предложить побарабанить по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-БАМ-БАМ! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается, легче воспроизводится в речи. Можно использовать в одной игре разные варианты звукового сопровождения. В этом случае дается следующая инструкция:
– Барабанить можно по-разному. Давайте бить в барабан так: «ТА-ТА-ТА!» А теперь по-другому: «БОМ-БОМ-БОМ!» А теперь вот так: «БАМ-БАМ-БАМ!»
Повторяй за мной!
Важно использовать в развитии речи малыша стихи, потешки, детские песни, рифмованные загадки. Тексты должны быть простыми по содержанию – состоять из слов, доступных пониманию малыша, рифмы легкими и естественными.
После того, как дети запомнят текст стихотворения, можно использовать прием договаривания слов и фраз. Этот прием осуществляется путем создания пауз при чтении стихотворения.
Пример упражнений на договаривание слов и строк
КУКОЛКА
Кукла, куколка –
Бай-бай! Спи спокойно,
Засыпай!
ДОЖДИК
Дождик, дождик, кап да кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять.
Мы промочим ножки.
КОТ
– Мяу-мяу!
Кот пищит. –
У меня живот болит.
ЛИСА И ВОЛК
Вот пришла лисичка.
Рыжая сестричка.
Прибежал сердитый волк.
Он зубами щёлк да щёлк!
Потешки:
ПРО САШУ
Наша Саша Варила кашу. Мешаем ложкой кашу» - круговые движения рукой;
Кашу сварила,
Малышей кормила:
Этому дала. дающий жест «на» (повторяем 4 раза);
Этому дала.
Этому дала.
Этому дала,
А этому не дала жест отказа «нет» – машем головой;
Он много шалил,
Ему каши не дадим! жест порицания – машем указательным пальцем.
Песенки:
БОБИК Сл. Н. Найденовой Муз. Т. Потапенко
Вот наш. Бобик, Можно использовать мягкую игрушку
Славный пёс!
Гав! Гав! Хлопаем в ладоши (2 раза);
Белый лобик. указательный жест - показываем на лоб;
Черный нос! указательный жест - показываем на нос;
Гав!Гав! Хлопаем в ладоши (2 раза);
Бобик, Бобик, жест «здороваемся» - берем за лапу, трясем ее;
Лапку дай!
Гав! Гав! хлопаем в ладоши (2 раза);
Сядь на коврик
И не лай! жест «тихо» - прижимаем указательный палец к губам.
ВЕСЁЛЫЕ ГУСИ Украинская народная песня
Жили у бабуси Руки, согнутые в локтях, пальцы собираем в щепоть (большой палец противопоставлен остальным) – это «головы гусей»;
Два весёлых гуся:
Один серый, наклоняем вперед левую руку;
Другой белый – наклоняем вперед правую руку;
Два весёлых гуся. выпрямляем обе руки, раскачиваем ими из стороны в сторону.