Главная
АИ #1 (131)
Статьи журнала АИ #1 (131)
Компетенция исправительных учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде ли...

Компетенция исправительных учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы в области административного надзора

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

административный надзор
исправительное учреждение
органы внутренних дел

Аннотация статьи

Данная тема мало освещена в научной литературе. В статье рассматривается алгоритм действий администрации исправительных учреждений по установлению административного надзора за лицами, освобождающимися из мест лишения свободы. Прослеживается процесс с момента выявления лиц, подпадающих под административный надзор до направления документов сотрудниками исправительного учреждения об установленном административном надзоре в органы внутренних дел. Описывается порядок, компетенции сотрудников исправительного учреждения, сроки установленные законодательством.

Текст статьи

Анализ и обобщение опыта, накопленного учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы позволяет заключить, что основная работа по выявлению осужденных, подпадающих под установление административного надзора, подготовке документации и своевременной передачи ее в суд лежит на отделе специального учета исправительного учреждения.

Сферой компетенции отделов специального учета исправительных колоний является деятельность по вопросам приема, учета, перемещения осужденных к лишению свободы, освобождения их из колоний, а также по другим вопросам, связанным с исполнением приговоров, определений и постановлений судов в отношении указанных лиц.

На отдел специального учета (наряду с отделом воспитательной работы с осужденными, психологической и социальной службами) возложена обязанность по реализации требований Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и статьи 173.1 "Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" от 08.01.1997 № 1-ФЗ об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы.

Суть данного административного ограничения заключается в предотвращении повторного совершения преступлений (правонарушений) лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные законом, путем наблюдения органами внутренних дел за соблюдением установленных ограничений [3].

В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре» в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности (административные ограничения) [3].

Рассмотрим порядок установления административного надзора по заявлению администрации исправительного учреждения лицу, освобождающемуся из мест лишения свободы.

Схематично процесс установления административного надзора по инициативе исправительного учреждения представлен на рисунке.

Существует алгоритм действий должностных лиц ИУ по реализации требований Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ и ст. 173.1. УИК РФ. За 6 месяцев до освобождения осужденного сотрудник специального учета отдела специального учета готовит списки осужденных, подпадающих под административный надзор, и передает их начальнику отдела воспитательной работы с осужденными под роспись.

Рис.

В течение месяца с момента получения списка осужденных, подпадающих под административный надзор, сотрудники отдела воспитательной работы с осужденными готовят заявление в суд, в котором указываются:

  • основания подачи заявления;
  • указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор;
  • иные обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по существу;
  • предлагаемые к установлению виды административных ограничений.

Согласно части 2 статьи 271 "Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 №21-ФЗ административное исковое заявление исправительного учреждения должно быть подписано начальником ИУ.

К заявлению прилагаются имеющие значение документы и материалы:

  • сведения о месте жительства,
  • психологическая характеристика,
  • справка о поощрениях и взысканиях,
  • копия постановления о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и др. Суд при необходимости вправе затребовать и иные документы и материалы.

Сотрудник отдела воспитательной работы с осужденными передает подготовленные материалы в отдел специального учета. Ответственность за своевременность и качество подготовки материалов несет начальник отдела воспитательной работы с осужденными.

За 5 месяцев до освобождения (но не позднее, чем за 2 месяца) сотрудник ОСУ контролирует своевременность поступления из отдела воспитательной работы с осужденными материалов об установлении административного надзора, приобщает к ним копию приговора и направляет их в суд. Административный иск подается с соблюдением правил подсудности, установленных ст. 266 КАС РФ.

Суд в адрес исправительного учреждения направляет определение о принятии искового заявления к своему производству и подготовке к судебному разбирательству.

В судебном заседании принимает участие сотрудник отдела воспитательной работы с осужденными (обязательным условием является наличие высшего юридического образования, к доверенности прикладывается ксерокопия диплома) и доказывает обстоятельства по делу об установлении административного надзора. Судебное заседание проходит в режиме видеоконференцсвязи.

При поступлении в исправительное учреждение решения суда об установлении административного надзора сотрудник специального учета отдела специального учета в течение 3-х рабочих дней знакомит осужденного с решением суда под роспись.

После вступления решения суда в законную силу сотрудник специального учета отдела специального учета в течение 7 дней направляет копию указанного решения в орган внутренних дел по избранному осужденным месту жительства с приложением фотографии осужденного и его характеристики. В случае, когда на момент освобождения лица решение суда об установлении административного надзора не вступило в законную силу, информация об установлении административного надзора направляется в ОВД не позднее, чем 10 дней до освобождения с соответствующей отметкой.

В день освобождения осужденного сотрудник специального учета отдела специального учета вручает освобождающемуся предписание о выезде к избранному осужденным месту жительства, которое подготавливают сотрудники социальной службы исправительного учреждения, с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени, в соответствии с требованиями Инструкции, утверждаемой совместным приказом территориального органа ГУ МВД России, территориального органа ФСИН России, территориального линейного управления МВД России на транспорте и предупреждает его об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора, о чем берется расписка от осужденного в 2-х экземплярах. В выдаваемой справке об освобождении проставляется отметка "установлен административный надзор".

Сотрудник специального учета отдела специального учета в день освобождения копию решения суда и копию предписания направляет в территориальное отделение участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних (ООДУУП и ПДН) ГУ МВД России и направляет сообщение в суд, вынесший решение об установлении административного надзора в отношении осуждённого о принятых мерах.

В случае поступления в ИУ осужденного, подпадающего под административный надзор, которому до освобождения осталось менее 6 месяцев (или признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания менее чем за 6 месяцев до освобождения), данный алгоритм исполняется во взаимодействии с судом в сокращенные сроки.

Лица, освобождающиеся условно-досрочно, также могут подпадать под действие Федерального Закона «Об административном надзоре». В таком случае, если за лицом административный надзор должен был быть установлен, но по каким либо причинам этого не было сделано, то сотрудник специального учета отдела специального учета обязан в течение трех дней с момента освобождения данного лица направить в территориальный орган МВД России на районном уровне по избранному им месту жительства или пребывания копии приговора суда и документа, послужившего основанием досрочного освобождения, характеристику, справку о поощрениях и взысканиях, заверенную копию постановления начальника учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания для подготовки территориальным органом МВД России материалов в суд об установлении административного надзора [4].

Несоблюдение сроков установленных ст. 270 КАС РФ свидетельствует о нарушении законности и является основанием для вынесения частного определения в порядке, установленном ст. 200 КАС РФ [2].

Список литературы

  1. "Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" от 08.01.1997 № 1-ФЗ.
  2. "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 29.12022).
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
  4. Приказ МВД РФ от 8 июля 2011 г. N 818 "О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (с изменениями и дополнениями).

Поделиться

965

Мирзалиева О. В. Компетенция исправительных учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы в области административного надзора // Актуальные исследования. 2023. №1 (131). С. 39-42. URL: https://apni.ru/article/5311-kompetentsiya-ispravitelnikh-uchrezhdenij-isp

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря