Школа выступает одним из важнейших учреждений в жизни детей, поскольку именно здесь они приобретают базовые знания по различным предметам, получают необходимый опыт для дальнейшей взрослой жизни, усваивают различные социальные роли и приобретают навыки самостоятельности. Но формирование у обучающихся полноценных знаний только в рамках одного урока становится невозможным. Именно с этой целью федеральный государственный образовательный стандарт вводит требования к обязательной организации внеурочной деятельности в жизни школьников. Ведь именно внеурочная деятельность играет огромную роль в формировании у школьников универсальных учебных действий, способствует расширению, углублению и укреплению знаний учащихся об объектах живой природы, их функциях, значении и роли в природе. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет реализовать на практике личностно-ориентированный подход, результатом которого становится повышение познавательного интереса к предмету и развитию творческих способностей школьников [2, c.73].
В настоящее время внеурочная деятельность по географии является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовывать их досуг. Если раньше цель была дать знания, то сегодня необходимо формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самоорганизации и развитии творческих способностей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом под внеурочной деятельностью понимают особую форму образовательного процесса, отличающуюся при этом от классно-урочной формы и направленную не только на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, но и способствующей развитию познавательного интереса обучающихся, творческих способностей и в целом направленную на полноценное формирование личности ребенка.
Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время в разнообразных формах воспитательной работы. Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеурочная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края. Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины.
Soft skills («гибкие» навыки) – это набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни: коммуникация, лидерство, работа в команде, управление людьми, эмоциональный интеллект. Гибкие навыки нельзя освоить на тренинге, они формируются в детстве и развиваются в течение всей жизни.
Гибкие навыки необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся:
- умение общаться,
- работать в команде,
- убеждать,
- решать проблемы,
- принимать решения,
- управлять своим временем,
- мотивировать себя и других
Основны е принцип ы организации внеурочно й деятельности по географии:
- Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителе й, обучающихся и их родителе й.
- Принцип научно й организации.
- Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся.
- Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования.
- Принцип целостности.
- Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
- Принцип личностно-деятельностного подхода [3].
Ядром гибких навыков являются ответственность, дисциплинированность, умение достигать к назначенному времени поставленных целей и задач (дедлайн), лидерские качества, креативный подход к выполнению заданий, критическое мышление, умение работать в команде, тайм-менеджмент (time-management – управление временем), т.е. организованный осознанный контроль и распределение, организация своего времени.
Одна из задач внеурочной деятельности по географии состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества.
Лидерские качества, ответственность, умение работать в команде формируют коммуникативные формы обучения – парная, групповая и коллективная форма работы. А также организация дискуссионного клуба на уроке географии. Повести за собой, взять процесс организации работы на себя, ответственность не только за себя, но и за других членов группы, коллектива – кирпичики формирования лидера.
Итак, формированию гибких навыков может способствовать внеурочная деятельность по географии. Можно выделить следующие способы внеурочной деятельности по географии, которые направлены на развитие гибких навыков:
- создание совместных проектов;
- разработка викторин;
- проведение мероприятий на тему изучения географии.
Важнейшей задачей внеурочной деятельности по географии является формирование у учащихся важных черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе, выполнять задания в определённое время, соблюдать временные рамки – все эти навыки формируются с помощью внеурочной деятельности.