Главная
АИ #1 (131)
Статьи журнала АИ #1 (131)
Возможности формирования гибких навыков у обучающихся через внеурочную деятельно...

Возможности формирования гибких навыков у обучающихся через внеурочную деятельность по географии

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

внеурочная деятельность
мотивация к изучению предмета
гибкие навыки

Аннотация статьи

В статье рассмотрены особенности организации внеклассной работы по географии с помощью гибких навыков. Одна из задач внеурочной деятельности по географии состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества.

Текст статьи

Школа выступает одним из важнейших учреждений в жизни детей, поскольку именно здесь они приобретают базовые знания по различным предметам, получают необходимый опыт для дальнейшей взрослой жизни, усваивают различные социальные роли и приобретают навыки самостоятельности. Но формирование у обучающихся полноценных знаний только в рамках одного урока становится невозможным. Именно с этой целью федеральный государственный образовательный стандарт вводит требования к обязательной организации внеурочной деятельности в жизни школьников. Ведь именно внеурочная деятельность играет огромную роль в формировании у школьников универсальных учебных действий, способствует расширению, углублению и укреплению знаний учащихся об объектах живой природы, их функциях, значении и роли в природе. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет реализовать на практике личностно-ориентированный подход, результатом которого становится повышение познавательного интереса к предмету и развитию творческих способностей школьников [2, c.73].

В настоящее время внеурочная деятельность по географии является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовывать их досуг. Если раньше цель была дать знания, то сегодня необходимо формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самоорганизации и развитии творческих способностей.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом под внеурочной деятельностью понимают особую форму образовательного процесса, отличающуюся при этом от классно-урочной формы и направленную не только на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, но и способствующей развитию познавательного интереса обучающихся, творческих способностей и в целом направленную на полноценное формирование личности ребенка.

Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время в разнообразных формах воспитательной работы. Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеурочная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края. Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины.

Soft skills («гибкие» навыки) – это набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни: коммуникация, лидерство, работа в команде, управление людьми, эмоциональный интеллект. Гибкие навыки нельзя освоить на тренинге, они формируются в детстве и развиваются в течение всей жизни.

Гибкие навыки необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся:

  • умение общаться,
  • работать в команде,
  • убеждать,
  • решать проблемы,
  • принимать решения,
  • управлять своим временем,
  • мотивировать себя и других

Основны е принцип ы организации внеурочно й деятельности по географии:

  1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителе й, обучающихся и их родителе й.
  2. Принцип научно й организации.
  3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся.
  4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования.
  5. Принцип целостности.
  6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
  7. Принцип личностно-деятельностного подхода [3].

Ядром гибких навыков являются ответственность, дисциплинированность, умение достигать к назначенному времени поставленных целей и задач (дедлайн), лидерские качества, креативный подход к выполнению заданий, критическое мышление, умение работать в команде, тайм-менеджмент (time-management – управление временем), т.е. организованный осознанный контроль и распределение, организация своего времени.

Одна из задач внеурочной деятельности по географии состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества.

Лидерские качества, ответственность, умение работать в команде формируют коммуникативные формы обучения – парная, групповая и коллективная форма работы. А также организация дискуссионного клуба на уроке географии. Повести за собой, взять процесс организации работы на себя, ответственность не только за себя, но и за других членов группы, коллектива – кирпичики формирования лидера.

Итак, формированию гибких навыков может способствовать внеурочная деятельность по географии. Можно выделить следующие способы внеурочной деятельности по географии, которые направлены на развитие гибких навыков:

  • создание совместных проектов;
  • разработка викторин;
  • проведение мероприятий на тему изучения географии.

Важнейшей задачей внеурочной деятельности по географии является формирование у учащихся важных черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе, выполнять задания в определённое время, соблюдать временные рамки – все эти навыки формируются с помощью внеурочной деятельности.

Список литературы

  1. Арженовскова И.В. Мотивация обучающихся во внеурочной деятельности как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс] / И.В. Арженовскова // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. – 2019. Режим доступа: https://science-education.ru/.
  2. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления / Е.Н. Барышников. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
  3. Васильева О.П. Повышение мотивации учащихся через внеурочную деятельность. [Электронный ресурс] / О.П. Васильева // Образовательная социальная сеть, 2016. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/02/14/statya-povyshenie-motivatsii.

Поделиться

1082

Полякова Н. О., Михайлова А. А. Возможности формирования гибких навыков у обучающихся через внеурочную деятельность по географии // Актуальные исследования. 2023. №1 (131). С. 95-97. URL: https://apni.ru/article/5314-vozmozhnosti-formirovaniya-gibkikh-navikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря