Главная
АИ #1 (131)
Статьи журнала АИ #1 (131)
Проблемное обучение на уроках биологии как средство повышения уровня сформирован...

Проблемное обучение на уроках биологии как средство повышения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

проблемное обучение
проблемная ситуация
классификация
метод
этапы

Аннотация статьи

В статье проблемное обучение рассматривается в качестве средства повышения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся.

Текст статьи

В современном школьном образовании все более явно возникает необходимость в переходе на качественно новую форму организации образовательного процесса, которая поставит обучающихся в позицию первооткрывателя, искателя истины.

Биология – наука, требующая от человека ею занимающегося, не только умения найти информацию, но и увидеть главную проблему, проанализировать ситуацию и найти оптимальный путь решения. Поэтому организация проблемного обучения на уроках биологии в школе является одним из эффективных средств повышения качества обучения по предмету и способствует повышению уровня сформированности познавательных УУД обучающихся основной школы.

Технология проблемного метода обучения одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС ООО. Суть метода проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и находить способы их решения.

Самое сложное в этом методе – выделить и сформулировать правильную проблемную ситуацию. Проблема, которая предлагается учащимся, должна быть доступной для их возраста. Она должна побуждать ребят к выдвижению новых идей и поиску новых знаний. Проблемная ситуация должна содержать в себе противоречие и вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.

В своей работе я использую два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением.

По методу проблемного обучения урок строится следующим образом:

Постановка проблемной ситуации (вопроса).

1. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для того, чтобы ребятам легче было решить проблемы при затруднении, задаю наводящие вопросы. Но сама на противоречие не указываю.

2. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса.

а) Собирание гипотез (приемы Дерево предсказаний. Корзина идей).

б) Создание дискуссии (по группам).

в) Организация поисковой деятельности (в учебниках, интернете и т.д.)

г) Поиск решения на основе наблюдений.

3. "Ага-реакция" – выбор учащимися оптимального решения, определение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.

4. Применение нового знания и рефлексия – это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.

5. Проверка, контроль знаний.

В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения мной применяются следующие виды методов: частично-поисковой или эвристический, репродуктивный, метод проблемного изложения, исследовательский метод.

Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения – достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.

На уроках используется 4 уровня проблемного обучения: проблемная задача, проблемный вопрос, проблемная ситуация и проблемный урок.

Проблемная задача содержит в себе элементы, находящиеся в противоречивых отношениях, как между собой, так и с наличными знаниями учащихся. Структура проблемной задачи характеризуется тремя компонентами: данные (условия), требование и искомое (неизвестное).

Основными элементами учебной задачи являются «известное» и «неизвестное» для ученика. Учебная проблема формулируется в виде задачи, задания, вопросов. Биологические задачи различного характера вызывают у обучающихся живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к биологии.

Проблемный вопрос может входить в структуру проблемной задачи и выполнять функцию ее требования, выступать как самостоятельная форма мысли, требующая ответа. Проблемный вопрос отличается от информационного тем, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания.

Учащиеся, переходя в пятый класс, уже имеют определенные знания об окружающем мире. Поэтому при изучении новой темы я всегда задаю такие вопросы: Что вы знаете о…..? Что вы можете рассказать о ………….? Вспомните……..

Такие вопросы активизируют познавательную деятельность учащихся, учат их высказывать свое мнение, рассуждать.

Проблемную ситуацию можно создать при раскрытии одного из вопросов при изучении новой темы и разрешить ее в процессе коллективной поисковой беседы.

Например, при изучении темы «Семенные растения» в 5 классе даю следующее задание: проанализируйте слово «Покрытосеменные», из каких двух слов оно состоит, и попробуйте сформулировать определение, какие растения называют покрытосеменными.

Учащиеся пытаются дать ответы на эти вопросы, высказывают свое мнение. Возникает проблемная ситуация, которая способствует росту познавательной активности в усвоении новых знаний.

Проблемная ситуация – это вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у учащегося при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные ему знания или способы действия.

Проблемный подход к обучению предполагает формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа синтеза, сравнения, обобщение, т. е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Планируя проблемный урок, учитель должен, выделять цель, ради достижения которой применяется данная технология. А затем проводить анализ результативности урока для каждого учащегося с точки зрения выделенной цели. Школьники открывают для себя новое знание и учатся использовать его для познания окружающего мира.

Список литературы

  1. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы // Педагогика и психология. 1991 г., № 4. С. 201.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / под. ред. А.Г. Асмолова. – М. Просвещение, 2010. – 152 с.
  3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
  4. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250
  5. Лебедева И. А., Ронгинская С. Б. Проектирование урока, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 37–47. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76607.htm
  6. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. Пособие для учителей. СПб.: Акцидент, 1998.

Поделиться

1690

Вереина Л. М. Проблемное обучение на уроках биологии как средство повышения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся // Актуальные исследования. 2023. №1 (131). С. 77-79. URL: https://apni.ru/article/5317-problemnoe-obuchenie-na-urokakh-biologii-kak

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января