Проблемное обучение на уроках биологии как средство повышения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся

В статье проблемное обучение рассматривается в качестве средства повышения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся.

Аннотация статьи
этапы
классификация
проблемное обучение
проблемная ситуация
метод
Ключевые слова

В современном школьном образовании все более явно возникает необходимость в переходе на качественно новую форму организации образовательного процесса, которая поставит обучающихся в позицию первооткрывателя, искателя истины.

Биология – наука, требующая от человека ею занимающегося, не только умения найти информацию, но и увидеть главную проблему, проанализировать ситуацию и найти оптимальный путь решения. Поэтому организация проблемного обучения на уроках биологии в школе является одним из эффективных средств повышения качества обучения по предмету и способствует повышению уровня сформированности познавательных УУД обучающихся основной школы.

Технология проблемного метода обучения одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС ООО. Суть метода проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и находить способы их решения.

Самое сложное в этом методе – выделить и сформулировать правильную проблемную ситуацию. Проблема, которая предлагается учащимся, должна быть доступной для их возраста. Она должна побуждать ребят к выдвижению новых идей и поиску новых знаний. Проблемная ситуация должна содержать в себе противоречие и вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.

В своей работе я использую два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением.

По методу проблемного обучения урок строится следующим образом:

Постановка проблемной ситуации (вопроса).

1. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для того, чтобы ребятам легче было решить проблемы при затруднении, задаю наводящие вопросы. Но сама на противоречие не указываю.

2. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса.

а) Собирание гипотез (приемы Дерево предсказаний. Корзина идей).

б) Создание дискуссии (по группам).

в) Организация поисковой деятельности (в учебниках, интернете и т.д.)

г) Поиск решения на основе наблюдений.

3. "Ага-реакция" – выбор учащимися оптимального решения, определение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.

4. Применение нового знания и рефлексия – это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.

5. Проверка, контроль знаний.

В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения мной применяются следующие виды методов: частично-поисковой или эвристический, репродуктивный, метод проблемного изложения, исследовательский метод.

Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения – достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.

На уроках используется 4 уровня проблемного обучения: проблемная задача, проблемный вопрос, проблемная ситуация и проблемный урок.

Проблемная задача содержит в себе элементы, находящиеся в противоречивых отношениях, как между собой, так и с наличными знаниями учащихся. Структура проблемной задачи характеризуется тремя компонентами: данные (условия), требование и искомое (неизвестное).

Основными элементами учебной задачи являются «известное» и «неизвестное» для ученика. Учебная проблема формулируется в виде задачи, задания, вопросов. Биологические задачи различного характера вызывают у обучающихся живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к биологии.

Проблемный вопрос может входить в структуру проблемной задачи и выполнять функцию ее требования, выступать как самостоятельная форма мысли, требующая ответа. Проблемный вопрос отличается от информационного тем, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания.

Учащиеся, переходя в пятый класс, уже имеют определенные знания об окружающем мире. Поэтому при изучении новой темы я всегда задаю такие вопросы: Что вы знаете о…..? Что вы можете рассказать о ………….? Вспомните……..

Такие вопросы активизируют познавательную деятельность учащихся, учат их высказывать свое мнение, рассуждать.

Проблемную ситуацию можно создать при раскрытии одного из вопросов при изучении новой темы и разрешить ее в процессе коллективной поисковой беседы.

Например, при изучении темы «Семенные растения» в 5 классе даю следующее задание: проанализируйте слово «Покрытосеменные», из каких двух слов оно состоит, и попробуйте сформулировать определение, какие растения называют покрытосеменными.

Учащиеся пытаются дать ответы на эти вопросы, высказывают свое мнение. Возникает проблемная ситуация, которая способствует росту познавательной активности в усвоении новых знаний.

Проблемная ситуация – это вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у учащегося при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные ему знания или способы действия.

Проблемный подход к обучению предполагает формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа синтеза, сравнения, обобщение, т. е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Планируя проблемный урок, учитель должен, выделять цель, ради достижения которой применяется данная технология. А затем проводить анализ результативности урока для каждого учащегося с точки зрения выделенной цели. Школьники открывают для себя новое знание и учатся использовать его для познания окружающего мира.

Текст статьи
  1. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы // Педагогика и психология. 1991 г., № 4. С. 201.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / под. ред. А.Г. Асмолова. – М. Просвещение, 2010. – 152 с.
  3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
  4. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250
  5. Лебедева И. А., Ронгинская С. Б. Проектирование урока, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 37–47. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76607.htm
  6. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. Пособие для учителей. СПб.: Акцидент, 1998.
Список литературы