В современном школьном образовании все более явно возникает необходимость в переходе на качественно новую форму организации образовательного процесса, которая поставит обучающихся в позицию первооткрывателя, искателя истины.
Биология – наука, требующая от человека ею занимающегося, не только умения найти информацию, но и увидеть главную проблему, проанализировать ситуацию и найти оптимальный путь решения. Поэтому организация проблемного обучения на уроках биологии в школе является одним из эффективных средств повышения качества обучения по предмету и способствует повышению уровня сформированности познавательных УУД обучающихся основной школы.
Технология проблемного метода обучения одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС ООО. Суть метода проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и находить способы их решения.
Самое сложное в этом методе – выделить и сформулировать правильную проблемную ситуацию. Проблема, которая предлагается учащимся, должна быть доступной для их возраста. Она должна побуждать ребят к выдвижению новых идей и поиску новых знаний. Проблемная ситуация должна содержать в себе противоречие и вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.
В своей работе я использую два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением.
По методу проблемного обучения урок строится следующим образом:
Постановка проблемной ситуации (вопроса).
1. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для того, чтобы ребятам легче было решить проблемы при затруднении, задаю наводящие вопросы. Но сама на противоречие не указываю.
2. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса.
а) Собирание гипотез (приемы Дерево предсказаний. Корзина идей).
б) Создание дискуссии (по группам).
в) Организация поисковой деятельности (в учебниках, интернете и т.д.)
г) Поиск решения на основе наблюдений.
3. "Ага-реакция" – выбор учащимися оптимального решения, определение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.
4. Применение нового знания и рефлексия – это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.
5. Проверка, контроль знаний.
В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения мной применяются следующие виды методов: частично-поисковой или эвристический, репродуктивный, метод проблемного изложения, исследовательский метод.
Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения – достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.
На уроках используется 4 уровня проблемного обучения: проблемная задача, проблемный вопрос, проблемная ситуация и проблемный урок.
Проблемная задача содержит в себе элементы, находящиеся в противоречивых отношениях, как между собой, так и с наличными знаниями учащихся. Структура проблемной задачи характеризуется тремя компонентами: данные (условия), требование и искомое (неизвестное).
Основными элементами учебной задачи являются «известное» и «неизвестное» для ученика. Учебная проблема формулируется в виде задачи, задания, вопросов. Биологические задачи различного характера вызывают у обучающихся живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к биологии.
Проблемный вопрос может входить в структуру проблемной задачи и выполнять функцию ее требования, выступать как самостоятельная форма мысли, требующая ответа. Проблемный вопрос отличается от информационного тем, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания.
Учащиеся, переходя в пятый класс, уже имеют определенные знания об окружающем мире. Поэтому при изучении новой темы я всегда задаю такие вопросы: Что вы знаете о…..? Что вы можете рассказать о ………….? Вспомните……..
Такие вопросы активизируют познавательную деятельность учащихся, учат их высказывать свое мнение, рассуждать.
Проблемную ситуацию можно создать при раскрытии одного из вопросов при изучении новой темы и разрешить ее в процессе коллективной поисковой беседы.
Например, при изучении темы «Семенные растения» в 5 классе даю следующее задание: проанализируйте слово «Покрытосеменные», из каких двух слов оно состоит, и попробуйте сформулировать определение, какие растения называют покрытосеменными.
Учащиеся пытаются дать ответы на эти вопросы, высказывают свое мнение. Возникает проблемная ситуация, которая способствует росту познавательной активности в усвоении новых знаний.
Проблемная ситуация – это вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у учащегося при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные ему знания или способы действия.
Проблемный подход к обучению предполагает формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа синтеза, сравнения, обобщение, т. е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.
Планируя проблемный урок, учитель должен, выделять цель, ради достижения которой применяется данная технология. А затем проводить анализ результативности урока для каждого учащегося с точки зрения выделенной цели. Школьники открывают для себя новое знание и учатся использовать его для познания окружающего мира.