Пенитенциарная система Белгородчины начинает свое летоисчисление с 1762 года – со времен царствования Екатерины I.
На сегодняшний день в Белгородской области функционируют две исправительные колонии общего режима, две исправительные колонии строгого режима, одна воспитательная колония, одна исправительная колония общего режима для осужденных женщин.
Наша школа осуществляет свою деятельность в трех исправительных колониях города. Школа организует образовательный процесс для осужденных лиц в соответствии с учебным планом и программой внедряет современные педагогические технологии, учитывая особенности режима дня осужденных. Также школа оказывает помощь тем, кто обучается в подготовке к учебным занятиям, самообразованию. Администрации учреждения же школа помогает воспитывать осужденных и социально адаптировать их. Если осужденные будут хорошо учиться и иметь определенные успехи в учебе, то школьные сотрудники могут попросить их поощрить администрацию колонии.
Одной из основных особенностей является специальный контингент учащихся. Это осужденные за различные составы преступлений, в большинстве своем за тяжкие или особо тяжкие преступления. По возрастному составу это в основном молодые люди, многие из которых начали свой преступный путь с детского возраста, имеющие девиантное и делинквентное поведение.
К особенностям поведения учащихся следует отнести: низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренное чувство независимости, стремление к престижу в группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения.
Как показывают статистические данные, многие осужденные не имеют образования, либо учились в коррекционных школах. Согласно законодательству, они обязаны учиться, а администрация учреждения обязана направить их в школу. Здесь большую роль играет воспитательная работа, как сотрудников учреждения, так и учителей. Необходимо убедить осужденного в получении им образования.
Большинство учащихся образовательных учреждений пенитенциарной системы, люди, которые утратили интерес к школьному обучению, многие из них давно порвали со школой, нигде не работали, и их круг общения, характер поведения определяется нравами криминальной среды. Следовательно, необходимо выстраивание с такими учащимися индивидуальной программы обучения или индивидуального образовательного маршрута
Обучение – это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества.
Воспитание – это категория историческая. В разные периоды человеческой истории в нее вкладывали определенный смысл, если ранее говорили, что «воспитание – это приспособление к среде», то в настоящее время воспитание: «Это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности».
Учащиеся школы пенитенциарной системы – это учащиеся, имеющие негативный асоциальный жизненный опыт, нарушившие нормы человеческой морали, выросшие в атмосфере отрицательных жизненных примеров, лишённые домашнего воспитания и живущие в атмосфере неблагополучной среды, непонятые и непринятые в детской школе, отрицающие авторитет взрослых, преступившие закон, они более, чем кто-либо, нуждаются в развитии духовной нравственности. Мы, педагоги пенитенциарных школ, находим пути развития нравственности в воспитательной работе.
Значительный воспитательный эффект обучения достигается в том случае, когда учащиеся осознают его значимость для реализации своих жизненных планов, удовлетворения духовных потребностей и запросов, самосовершенствования. Такая мотивация создает благоприятную психологическую предрасположенность у учащихся к формированию потребности в знаниях.
Умение формировать подобную потребность у взрослых учащихся – признак высокого профессионального мастерства педагогов. Его развитие – процесс сложный и длительный. Вместе с тем, по тому, как педагогический коллектив решает эту задачу можно судить об эффективности работы вечерней школы в целом.
Воспитательная работа в школе пенитенциарной системы предполагает социальные мероприятия, подбор методических рекомендаций к его использованию, воспитательные диалоги, формы контроля за личностным развитием учащегося в ходе воспитательного процесса.
Основной формой обучения и воспитания был и остаётся урок. В связи с изменившимся качеством жизни, развивающимся инновационным к нему подходом и основными требованиями сегодняшнего дня, он, урок, и вся последующая внеурочная деятельность школы всё более и более становится личностно-ориентированной, т.е. ориентированной, направленной на конкретную личность.
Формы работы учителей гуманитарного цикла направлены на коррекцию и развитие таких качеств как самостоятельность, ответственность, обязательность, честность, инициатива.
Как преподаватель истории и обществознания, я считаю, что история, обществознание, как и литература, предмет благодатный для воспитательного процесса. Он присутствует практически на каждом уроке.
Изучая, к примеру, тему история России, конкретно Петровскую эпоху, учеников восхищает то, что могли делать наши предки: защищать Родину, рассматривать человека прошлого времени и примерять их на себя. Изучая тему «Война 1812 года», ученики воспитывают в себе чувства гордости за Родину, патриотизм. Видят, что люди, попадая в тяжелейшие условия, не теряли своего достоинства и с честью выходили из трудных ситуаций. А это уже хорошо. Кто-то вспомнит дом, свой быт, и может быть поймет, что всё можно изменить.
Никого не оставляют равнодушным книга Петра I «Юности честное зерцало» – о поведении молодых людей в обществе.
В условиях режима учреждения мы не можем использовать многие, хорошо зарекомендовавшие себя формы, но такие, как предметные декады приемлемы нам, в ходе которых учителя применяют следующие формы работы: викторины, беседы, конкурсы, публичные выступления, библиотечные уроки, творческие конкурсы, интеллектуально-ролевые игры, презентации, общие коллективные дела.
Хорошо зарекомендовали себя общие коллективные дела. В основе этого – труд, уважение к умственному труду, отрицание старого примитивного отношения к жизни – все учителя школы принимают в этом участие. Результатом внеклассной работы является улучшившееся качество урока. Учащиеся активно занимаются творческим трудом, выделяются из общей массы, они на высоте на уроке. Умеют учиться, говорить, усваивают учебный материал. Некоторые имеют хороший речевой запас, они заметно изменились.
Большинство мероприятий идут на хорошем организационном уровне, методически построенном правильно, содержательно, высока активность учащихся.
Мы считаем, что обучение осужденных в исправительных колониях очень важно, так как это дает им не только знания, профессию, дальнейшее развитие своего будущего и своей личности, но также отвлекает заключенных от бессмысленного провождения своего времени и способствует переосмыслению своей жизненной позиции. Поэтому можно сказать, что образование имеет важное значение для исполнения главной задачи, которая стоит перед исправительными колониями – это исправление осужденного и помощь ему в становлении на правильный жизненный путь.