Обеспечение правопорядка в современном государстве – одна из многих и едва ли не самая важная функция наряду с охраной прав граждан, защитой конституционного строя и обеспечением суверенитета государства. Система органов охраны правопорядка государства состоит из целого ряда элементов, важнейшее место среди которых занимают органы полиции. В системе государственного управления Российской Федерации полиция занимает одно из центральных мест среди прочих ее составляющих частей. Поэтому определение функций полиции, ее ключевых основ деятельности и обусловили актуальность темы исследования.
Целью исследования является определение правового статуса, а также законодательных основ деятельности полиции как правоохранительного органа Российской Федерации.
Можно выделить следующие задачи полиции: 1) обеспечение публичной безопасности и правопорядка; 2) охрана прав и свобод человека, а также интересов общества и государства; 3) противодействие преступности; 4) предоставление в пределах, определенных законом, услуг относительно помощи лицам, которые по личным, экономическим, социальным причинам или в результате чрезвычайных ситуаций, требуют такой помощи.
Полиция как институт государства осуществляет как правоохранительные, так и правозащитные функции, а это создает дополнительные условия для эффективного обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина. Определение «защиты прав» среди основных задач полиции, а также в самом определении данного органа прямо не повлияет на качество работы полицейских, однако позволит расширить понимание как обществом, так и работниками этих структур важности ориентации работы на обеспечение, в широком понимании, прав и свобод и ориентации на утверждение правовых принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Исходя из вышеуказанных задач можно обозначить следующую дефиницию термина «полиция» – это консолидированная система специальных государственных органов для обеспечения защиты общественного и государственного строя, имеющегося правопорядка.
В настоящее время деятельность полиции регулируется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон), который вступил в силу 1 марта 2011 года, и иными нормативными правовыми актами [1, c. 23].
В правоприменительной практике, деятельность органов полиции предусматривает, что при осуществлении своих полномочий им запрещено использовать насилие, допускать пытки, подвергать жестокому обращению и унижать достоинство человека. Кроме того, сотрудники должны всячески пресекать действия со стороны других лиц, причиняющие гражданам нравственные и физические страдания. При ограничении прав и свобод гражданина данные ограничения должны быть без промедления прекращены при достижении цели, для обеспечения которой они были введены или же выясняется, что эти ограничения не ведут к её достижению.
Федеральный закон регулирует взаимоотношения в обществе, возникающие при определении статуса полиции, полномочий полицейского, организационной деятельности подразделений полиции, порядком приёма граждан на службу в органы полиции и особенностями прохождения этой службы [2, c. 52].
Основные положения деятельности полиции определяются как защита каждой личности и общества в целом, а также государства от преступных посягательств; профилактика на ранней стадии и предупреждение уголовных и административных преступлений и правонарушений; работа по выявлению и раскрытию преступлений, деятельность дознания по уголовным делам и розыску лиц, их совершивших; делопроизводство по административным делам, исполнение наказаний по административным делам; деятельность по поддержанию правопорядка в общественных местах и инспектирование безопасности дорожного движения; исполнение законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия; контроль за соблюдением законов Российской Федерации при осуществлении деятельности частных детективов и охранной деятельности; охрана различных объектов и имущества, меры по обеспечению государственной защиты потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства, должностных лиц правоохранительных органов и других защищаемых лиц; ведение деятельности в области экспертизы и криминалистики; поддержание международного мира и безопасности в случае принятия соответствующих решений уполномоченными органами Российской Федерации.
При осуществлении своих полномочий сотрудникам полиции запрещено применять насилие, жестокое обращение и унижать человеческое достоинство; кроме того, они должны пресекать такие действия со стороны других лиц [3, c. 117].
Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Подчиненность полиции Министерству внутренних дел Российской Федерации – важнейший принцип ее организационно-правового статуса.
Служба в полиции представляет собой вид профессиональной служебной деятельности граждан на соответствующих должностях в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, входящих в его систему территориальных органах и организациях. Служба в полиции это особая разновидность федеральной государственной службы.
В системе нормативно-правового регулирования статуса полиции необходимо различать нормативные правовые акты, связанные с выполнением собственно правоохранительной функции и управленческие нормативно-правовые акты, связанные с функцией прогнозирования, планирования, ресурсного (кадрового, информационного, материально-технического, финансового), правового, научно-методического обеспечения, регулирования и контроля [4, c. 22].
Полиция является многофункциональным правоохранительным органом и реализует свою компетенцию в следующих основных направлениях, которые вытекают из социального назначения полиции – защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.
В зависимости от поставленных целей и выполняемых задач необходимо выделить правоохранительную и управленческую функции полиции. Так в сфере внешнего управления полиции можно выделить правоохранительную компетенцию, которая реализуется при выполнении задач и функций правоохраны в области обеспечения безопасности жизни и здоровья личности, предупреждения и пресечения преступлений, административных проступков, выявления, раскрытия и профилактики преступлений, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и др.
Обязанности полиции можно классифицировать в зависимости от ее компетенции. Так, можно выделить обязанности полиции в нормотворческой, организационной и правоприменительной сфере. Обязанности в сфере нормотворческой деятельности реализуются путем принятия ведомственных нормативных правовых актов и участия в подготовке проектов законодательных актов. Эта деятельность затрагивает как внешнюю, так и внутреннюю сторону организационно-управленческой деятельности полиции.
Обязанности полиции в организационной сфере затрагивают прежде всего обеспечение реализации гарантий основных прав и свобод человека и гражданина. Так, например, при проведении шествий, митингов, демонстрация полиция с одной стороны помогает в реализации прав граждан на свободу собраний, а с другой стороны осуществляет охрану общественного порядка, обеспечивая безопасность тех же самых граждан, имея право применить силу и специальные средства при угрозе жизни и здоровью граждан, задерживать правонарушителей, оказывать необходимую помощь пострадавшим и т.д. [5, c. 129].
Таким образом, полицейская деятельность характеризуется использованием методов убеждения, поощрения, принуждения и управления. Специальные же методы воздействия на общественные отношения можно представить в виде: осуществления административного надзора, административного принуждения, административный юрисдикции, полицейской помощи; предоставления полицейского разрешения, государственной регистрации, лицензирования; сбора полицейской информации и полицейского сыска и др.
Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. Это предназначение и обуславливает то, что полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.