Автор(-ы):
Сергиенко Валерий Сергеевич
9 января 2023
Секция
Государственное и муниципальное управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются способы размещения государственных закупок, а также история формирования государственного заказа в РФ.
Текст статьи
Понятие госзаказа и государственных закупок если и кажется в начале идентичными при слуховом восприятии, но на деле являются причиной и следствием стремления Государства к качественному оказанию своих услуг населению, для которых очень часто необходимы товары\работы\услуги (далее – ТРУ).
Государственные закупки – представляют собой систему, существующую для приобретения ТРУ для государственных (муниципальных) организаций, целью которой является заключение и последующее исполнение контракта с поставщиком\подрядчиком\исполнителем.
Историю закупок в Российской Федерации можно начать рассматривать много столетий назад, а именно в 16 веке, когда были сделаны первые шаги в этом направлении. На тот момент, как и все последующие годы целью этих шагов было уменьшение расходов государства и противодействие хищений казенных средств, причем необходимо просто напомнить, именно физическое хищение.
Так к предвестникам нормативно-правовой базы контрактной системы можно отнести следующие исторические документы:
Как видно из указанного выше примера уже на тот момент шла работа по уменьшению расходов государства, развития конкурентной среды, либо формирования перечня доверенных поставщиков\подрядчиков\исполнителей, ухода от договоров в одни руки, закладывались основы современных госзакупок.
Но, к сожалению, единственными получателями ТРУ на тот момент были монарх и царский двор.
Формирование же способов закупок началось с принятия «Положения о казенных подрядах и поставках», существовавших с 1900 по 1917 года, где четко было выделено несколько способов закупок:
В период прихода к власти большевиков все поставки осуществлялись на базе плановых актов, фондовых извещений, планов прикрепления, что в свою очередь является публично-правовым регулированием.
Однако в 1921 году появляется первый акт - «Положение о государственных подрядах и поставках», в котором были заложены общегражданские положения, регулирующие взаимоотношения заказчика и поставщика\подрядчика\исполнителя. Далее в 1927 году было принято новое «Положение о государственных подрядах и поставках», где закреплялось нормирование. После этого положения субъектами актов определялись государственные учреждения и предприятия.
Для предмета закупок, связанных с товарами народного потребления и производственно-технического назначения, правовое регулирование отношений осуществлялось положениями о поставках, где устанавливались запреты и допуски. С развалом Советского союза начинается виток нового развития государственных закупок.
В современной России среди законов, регулирующий государственные закупки стоит выделить следующие:
В настоящее время сложившаяся контрактная система, обеспечивается применением ЕИС. Модернизация данной системы отнесено государством к одним из приоритетных направлений, что нашло свое отражение в распоряжении Правительства РФ от 31.01.2019 г. № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг.». Данным законопроектом, подготовленного Минфином России, установлена череда обновлений 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного система государственных закупок имеет многовековую историю, где мы видим и развитие и пору, когда данная система практически не работала, а подчас отсутствовала. Министерство финансов более 2х лет проводит модернизацию 44-ФЗ, направленной на упрощения проведения государственных закупок.
Отметим, что Закон № 44-ФЗ предполагает три вида объекта закупки: товар, работа и услуга. Однако закон не разъясняет, что относится к товару, что – к работам, а что – к услугам как объекту закупки. В связи с этим заказчик сталкивается с трудностями при определении вида объекта, и, соответственно, при его описании.
Также необходимо понимать, что государственные (муниципальные) закупки разделяются на два основных направления:
Большое количество принятых правовых актов в рамках исполнения одной статьи Закона № 44-ФЗ затрудняет процесс государственной закупки в целом. На практике заказчику сложно разобраться в таком многообразии норм и правил, что приводит к снижению количества государственных закупок, проводимых конкурентным способом.
Представляется целесообразным принятие единого нормативно-правового акта, содержащего условия и порядок применения национального режима при осуществлении закупок, которые объединил бы в себе все ограничения, запреты и преференции по исполнению статьи 14 Закона № 44-ФЗ.
Принцип торгов заключается в пошаговом понижении начальной стоимости контракта.
Для этого существует следующий этап – определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, от которой будет стартовать торг.
Правовую основу государственных закупок составляют:
Правовые акты вышеназванных органов формируют систему правовых актов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере государственных закупок.
Проанализировав систему принятых правовых актов в сфере государственных закупок, можно сделать вывод о том, что они детализируют и уточняют положения Закона № 44-ФЗ и играют особую роль в правовом регулировании государственных закупок.
Из представленного материала видно стремление законодателя привести закупочную систему к прозрачности, повышению конкуренции на торгах, а также усилению контроля за закупками, в то же время законодатель делает упор на упрощение способа закупок, но ввиду большой загруженности системы нормативно-правовыми актами, регулирующими ее, а также ввиду частных изменений, порой довольно существенных, контрактная система остается довольно сложной для работы и полного соблюдения всех правил и норм.
Список литературы
Поделиться
Сергиенко В. С. Размещение государственных заказов (закупок) // Актуальные исследования. 2023. №2 (132). Ч.I.С. 64-67. URL: https://apni.ru/article/5323-razmeshchenie-gosudarstvennikh-zakazov-zakupo