Правовое обеспечение национальной безопасности на региональном уровне

В статье автор анализирует правовое обеспечение национальной безопасности на региональном уровне. Рассмотрены аспекты правового регулирования обеспечения национальной безопасности в приграничных территориях на примере Забайкальского края. Обращается внимание на факторы, оказывающие влияние на систему обеспечения региональной безопасности. Рассматриваются отдельные актуальные вопросы правового регулирования деятельности субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности. Установлено, что разработка и совершенствование правовых основ обеспечения безопасности приграничных регионов Российской Федерации выступают необходимым и основным условием развития системы обеспечения национальной безопасности государства.

Аннотация статьи
национальный интерес
народ
национальная безопасность
национальная идея
гражданское общество
государство
Ключевые слова

По решению Президента Российской Федерации В.В. Путина 24 февраля 2022 г. началась специальная военная операции по демилитаризации и денацификации Украины. Это вызвало усиление сплоченности российского общества, укрепление гражданского самосознания, рост осознания необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, социальной активности граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения.

Однако следует отметить усиление межгосударственных противоречий, понижение роли международных организаций, что приводит к недостаточной эффективности системы мировой безопасности. Налицо углубление международной нестабильности, рост радикальных и экстремистских настроений, который может привести к различным внутригосударственным и межгосударственным конфликтам, разрушение традиционных ценностей и игнорирование основных прав и свобод человека, фальсификация исторических фактов.

Для расшатывания (подрыва) социальной стабильности в Российской Федерации усиливаются: политическое и экономическое давление на РФ; потуги в целях наращивания протестного движения; дефляции (разрушения) традиционных российских духовно-нравственных ценностей; русофобские настроения; двойные стандарты в политике и экономике и др.

Появились новые угрозы, обусловленные разработкой новых возбудителей «ранее неизвестных инфекционных заболеваний», а также связанные с кибератаками и необходимостью обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации. Сейчас как никогда остро стоит вопрос, связанный с решением экологических проблем.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в нашем государстве разрабатывается система норм права, регулирующих отношения объектов с субъектами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Указанные нормы определяют основные направления деятельности органов государственной власти и управления в этой сфере, осуществляют реформирование органов, деятельность которых направлена на обеспечение национальной безопасности (органы обеспечения национальной безопасности), и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Следовательно, разработка и совершенствование правовых основ обеспечения национальной безопасности (Конституция Российской Федерации, законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере национальной безопасности) выступают необходимыми условиями развития системы обеспечения национальной безопасности России. Под необходимыми понимаются такие условия, которые обеспечивают возможность создания системы обеспечения национальной безопасности, минимизирующие определенные риски (индивидуальные, коллективные и т.д.) [3, с. 69]. Нормативно-правовое регулирование в сфере национальной безопасности направлено на наиболее важные общественные отношения, которые непосредственно связаны с существенными сторонами обеспечения безопасности личности, общества, государства и т.д. [1, с. 37]

В связи с чем обеспечение национальной безопасности возрастает и на региональном уровне. Особо остро стоят вопросы национальной безопасности приграничных регионов. Президент России Владимир Путин 19 октября на заседании Совета безопасности объявил о введении военного положения в четырёх новых регионах страны - Донецкой, Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях. В приграничных с Украиной регионах объявлен средний уровень реагирования, в других регионах Центрального и Южного федеральных округов – уровень повышенной готовности, а в остальных субъектах РФ – базовый.

Забайкальский края является приграничной территорией Российской Федерации. Обеспечение надежной пограничной безопасности должно предусматривать реализацию мер по социально-экономическому развитию приграничных территорий страны. Необходимость реализации данной задачи заключается в том, что приграничная территория отличается от других районов нашей страны по ряду обстоятельств. С одной стороны, она постоянно находится под воздействием обстановки, складывающейся в сопредельной приграничной территории, и испытывает на себе ее негативные последствия.

С другой, низкий социально-экономический уровень жизни населения приграничных территорий создает благоприятные условия преступным сообществам для втягивания местных жителей в совершение трансграничных преступлений. В то же время в приграничных территориях, где проживают представители национальности, которая является титульной в сопредельном государстве, ввиду наличия нерешенных социально-экономических вопросов могут возникать ирредентистские настроения.

В Забайкальском крае, как и в большинстве регионов, вводится базовый режим готовности. В связи с чем главная задача руководства региона в рамках обеспечения национальной безопасности - обеспечить безопасность населения края, антитеррористическую защиту объектов жизнеобеспечения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, поддержание общественного порядка, обеспечить социальную поддержку семей мобилизованных, всестороннюю помощь вооруженным силам.

Согласно указу президента, органам исполнительной власти поручено усилить охрану общественного порядка, охрану военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды.

В Забайкальском крае разработаны эффективные меры профилактической работы по предотвращению хищения оружия, а также усилены системы охраны и несения ответственности в соответствии с требованиями федерального законодательства.

В целях обеспечения национальной безопасности в Забайкальском крае разрабатываются меры сотрудничества с приграничными государствами, которые, в свою очередь, позволяют отслеживать и перекрывать каналы поступления оружия и его движение на внутреннем рынке. При этом не следует забывать и о превентивных мерах, таких как разработка и реализация долгосрочных социально-экономических программ поддержки населения, усиление роли и значимости государства как института, обеспечивающего безопасность граждан, а также разработка соглашений с другими государствами в вопросах межведомственного взаимодействия и информационного обмена данными.

Деятельность органов публичной власти Забайкальского края в интересах населения (народа) однозначно должна обеспечивать легитимность такой власти и, соответственно, обеспечивать широкую поддержку населения, в противном случае на поддержку населения власть рассчитывать не должна.

Однако эффективность системы национальной безопасности России, степень реальной защиты ее национальных интересов напрямую определяются эффективностью функционирования общества в целом.

Что касается инструментов обеспечения национальной и политической безопасности, то им также уделено все возрастающее внимание законодателя. Согласно п. 11 Стратегии, «в настоящее время усиливается сплоченность российского общества, укрепляется гражданское самосознание, растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, возрастает социальная активность граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения» [2, с. 63].

Руководство Забайкальского края в настоящее время уделяет внимание патриотическому и военно-патриотическому воспитанию граждан, концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества, совершенствования механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, совершенствования системы общественного контроля и механизмов участия граждан и организаций в обеспечении государственной и общественной безопасности, развития институтов гражданского общества, поддержки общественно значимых инициатив, развития взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности, развития взаимодействия органов публичной власти, институтов гражданского общества и организаций при осуществлении деятельности в области обеспечения информационной безопасности России, повышения эффективности общественного контроля в области охраны окружающей среды, развития коллективных начал российского общества, поддержки социально значимых инициатив, в том числе благотворительных проектов, добровольческого движения.

К числу проблем в области обеспечения национальной безопасности с участием различных регионов можно отнести наличие пробелов в законодательстве (территориальные споры, которые могут рассматриваться как внутренняя угроза государственной целостности, вопросы разграничения соответствующих полномочий между Российской Федерацией и ее административно-территориальными единицами), преступность и ее уровень в регионе, недостаточное регулирование регионального уровня обеспечения безопасности с помощью федеральных нормативных правовых актов, а также ограниченность финансовых возможностей отдельных субъектов Российской Федерации.

Однако стратегию развития приграничных регионов следует разрабатывать, основываясь не на страхах и предубеждениях по отношению к соседям, не на оборонительных позициях и подходах, а на четких правовых рамках осознания происходящего и трезвом учете всех открывающихся возможностей и их последствий.

Приграничное сотрудничество должно осуществляться под строгим контролем федеральных властей и не переходить пределов, допустимых с точки зрения политических, оборонных, экономических, экологических и других интересов нашей страны. Другими словами, необходимо четко обозначить рамки приграничного сотрудничества, чтобы оно, отвечая интересам приграничных регионов, не только не вступало бы в противоречие с интересами Российской Федерации в целом, но и способствовало бы укреплению ее национальной безопасности.

Приобретает актуальность разработка и принятие правовых норм, определяющих защиту прав и законных интересов граждан в сфере обороны и безопасности и основанных на балансе их прав, свобод и обязанностей, правовых ограничений и гарантий прав граждан, а также действенных мер стимулирования как материального, так и нематериального характера.

Разработка и совершенствование правовых основ обеспечения безопасности приграничных регионов Российской Федерации выступают необходимым и основным условием развития системы обеспечения национальной безопасности государства.

Текст статьи
  1. Федотова Ю.Г. Политическая безопасность и политический характер нормативных правовых актов в сфере обеспечения национальной безопасности // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. N 2. С. 37–41.
  2. Горбунова Я.П. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности России в области культуры: проблемы теории и практики // Административное право и процесс. 2022. № 9. С. 63–67.
  3. Лихачев С.В., Ракша Н.С. Проблемы правового регулирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Российский следователь. 2022. № 1. С. 64–67.
Список литературы