По решению Президента Российской Федерации В.В. Путина 24 февраля 2022 г. началась специальная военная операции по демилитаризации и денацификации Украины. Это вызвало усиление сплоченности российского общества, укрепление гражданского самосознания, рост осознания необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, социальной активности граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения.
Однако следует отметить усиление межгосударственных противоречий, понижение роли международных организаций, что приводит к недостаточной эффективности системы мировой безопасности. Налицо углубление международной нестабильности, рост радикальных и экстремистских настроений, который может привести к различным внутригосударственным и межгосударственным конфликтам, разрушение традиционных ценностей и игнорирование основных прав и свобод человека, фальсификация исторических фактов.
Для расшатывания (подрыва) социальной стабильности в Российской Федерации усиливаются: политическое и экономическое давление на РФ; потуги в целях наращивания протестного движения; дефляции (разрушения) традиционных российских духовно-нравственных ценностей; русофобские настроения; двойные стандарты в политике и экономике и др.
Появились новые угрозы, обусловленные разработкой новых возбудителей «ранее неизвестных инфекционных заболеваний», а также связанные с кибератаками и необходимостью обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации. Сейчас как никогда остро стоит вопрос, связанный с решением экологических проблем.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в нашем государстве разрабатывается система норм права, регулирующих отношения объектов с субъектами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Указанные нормы определяют основные направления деятельности органов государственной власти и управления в этой сфере, осуществляют реформирование органов, деятельность которых направлена на обеспечение национальной безопасности (органы обеспечения национальной безопасности), и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Следовательно, разработка и совершенствование правовых основ обеспечения национальной безопасности (Конституция Российской Федерации, законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере национальной безопасности) выступают необходимыми условиями развития системы обеспечения национальной безопасности России. Под необходимыми понимаются такие условия, которые обеспечивают возможность создания системы обеспечения национальной безопасности, минимизирующие определенные риски (индивидуальные, коллективные и т.д.) [3, с. 69]. Нормативно-правовое регулирование в сфере национальной безопасности направлено на наиболее важные общественные отношения, которые непосредственно связаны с существенными сторонами обеспечения безопасности личности, общества, государства и т.д. [1, с. 37]
В связи с чем обеспечение национальной безопасности возрастает и на региональном уровне. Особо остро стоят вопросы национальной безопасности приграничных регионов. Президент России Владимир Путин 19 октября на заседании Совета безопасности объявил о введении военного положения в четырёх новых регионах страны - Донецкой, Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях. В приграничных с Украиной регионах объявлен средний уровень реагирования, в других регионах Центрального и Южного федеральных округов – уровень повышенной готовности, а в остальных субъектах РФ – базовый.
Забайкальский края является приграничной территорией Российской Федерации. Обеспечение надежной пограничной безопасности должно предусматривать реализацию мер по социально-экономическому развитию приграничных территорий страны. Необходимость реализации данной задачи заключается в том, что приграничная территория отличается от других районов нашей страны по ряду обстоятельств. С одной стороны, она постоянно находится под воздействием обстановки, складывающейся в сопредельной приграничной территории, и испытывает на себе ее негативные последствия.
С другой, низкий социально-экономический уровень жизни населения приграничных территорий создает благоприятные условия преступным сообществам для втягивания местных жителей в совершение трансграничных преступлений. В то же время в приграничных территориях, где проживают представители национальности, которая является титульной в сопредельном государстве, ввиду наличия нерешенных социально-экономических вопросов могут возникать ирредентистские настроения.
В Забайкальском крае, как и в большинстве регионов, вводится базовый режим готовности. В связи с чем главная задача руководства региона в рамках обеспечения национальной безопасности - обеспечить безопасность населения края, антитеррористическую защиту объектов жизнеобеспечения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, поддержание общественного порядка, обеспечить социальную поддержку семей мобилизованных, всестороннюю помощь вооруженным силам.
Согласно указу президента, органам исполнительной власти поручено усилить охрану общественного порядка, охрану военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды.
В Забайкальском крае разработаны эффективные меры профилактической работы по предотвращению хищения оружия, а также усилены системы охраны и несения ответственности в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В целях обеспечения национальной безопасности в Забайкальском крае разрабатываются меры сотрудничества с приграничными государствами, которые, в свою очередь, позволяют отслеживать и перекрывать каналы поступления оружия и его движение на внутреннем рынке. При этом не следует забывать и о превентивных мерах, таких как разработка и реализация долгосрочных социально-экономических программ поддержки населения, усиление роли и значимости государства как института, обеспечивающего безопасность граждан, а также разработка соглашений с другими государствами в вопросах межведомственного взаимодействия и информационного обмена данными.
Деятельность органов публичной власти Забайкальского края в интересах населения (народа) однозначно должна обеспечивать легитимность такой власти и, соответственно, обеспечивать широкую поддержку населения, в противном случае на поддержку населения власть рассчитывать не должна.
Однако эффективность системы национальной безопасности России, степень реальной защиты ее национальных интересов напрямую определяются эффективностью функционирования общества в целом.
Что касается инструментов обеспечения национальной и политической безопасности, то им также уделено все возрастающее внимание законодателя. Согласно п. 11 Стратегии, «в настоящее время усиливается сплоченность российского общества, укрепляется гражданское самосознание, растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, возрастает социальная активность граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения» [2, с. 63].
Руководство Забайкальского края в настоящее время уделяет внимание патриотическому и военно-патриотическому воспитанию граждан, концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества, совершенствования механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, совершенствования системы общественного контроля и механизмов участия граждан и организаций в обеспечении государственной и общественной безопасности, развития институтов гражданского общества, поддержки общественно значимых инициатив, развития взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности, развития взаимодействия органов публичной власти, институтов гражданского общества и организаций при осуществлении деятельности в области обеспечения информационной безопасности России, повышения эффективности общественного контроля в области охраны окружающей среды, развития коллективных начал российского общества, поддержки социально значимых инициатив, в том числе благотворительных проектов, добровольческого движения.
К числу проблем в области обеспечения национальной безопасности с участием различных регионов можно отнести наличие пробелов в законодательстве (территориальные споры, которые могут рассматриваться как внутренняя угроза государственной целостности, вопросы разграничения соответствующих полномочий между Российской Федерацией и ее административно-территориальными единицами), преступность и ее уровень в регионе, недостаточное регулирование регионального уровня обеспечения безопасности с помощью федеральных нормативных правовых актов, а также ограниченность финансовых возможностей отдельных субъектов Российской Федерации.
Однако стратегию развития приграничных регионов следует разрабатывать, основываясь не на страхах и предубеждениях по отношению к соседям, не на оборонительных позициях и подходах, а на четких правовых рамках осознания происходящего и трезвом учете всех открывающихся возможностей и их последствий.
Приграничное сотрудничество должно осуществляться под строгим контролем федеральных властей и не переходить пределов, допустимых с точки зрения политических, оборонных, экономических, экологических и других интересов нашей страны. Другими словами, необходимо четко обозначить рамки приграничного сотрудничества, чтобы оно, отвечая интересам приграничных регионов, не только не вступало бы в противоречие с интересами Российской Федерации в целом, но и способствовало бы укреплению ее национальной безопасности.
Приобретает актуальность разработка и принятие правовых норм, определяющих защиту прав и законных интересов граждан в сфере обороны и безопасности и основанных на балансе их прав, свобод и обязанностей, правовых ограничений и гарантий прав граждан, а также действенных мер стимулирования как материального, так и нематериального характера.
Разработка и совершенствование правовых основ обеспечения безопасности приграничных регионов Российской Федерации выступают необходимым и основным условием развития системы обеспечения национальной безопасности государства.