Главная
АИ #2 (132)
Статьи журнала АИ #2 (132)
Правовое обеспечение национальной безопасности на региональном уровне

Правовое обеспечение национальной безопасности на региональном уровне

Автор(-ы):

Мартынов Рузиль Сергеевич

9 января 2023

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

национальная безопасность
национальный интерес
национальная идея
народ
государство
гражданское общество

Аннотация статьи

В статье автор анализирует правовое обеспечение национальной безопасности на региональном уровне. Рассмотрены аспекты правового регулирования обеспечения национальной безопасности в приграничных территориях на примере Забайкальского края. Обращается внимание на факторы, оказывающие влияние на систему обеспечения региональной безопасности. Рассматриваются отдельные актуальные вопросы правового регулирования деятельности субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности. Установлено, что разработка и совершенствование правовых основ обеспечения безопасности приграничных регионов Российской Федерации выступают необходимым и основным условием развития системы обеспечения национальной безопасности государства.

Текст статьи

По решению Президента Российской Федерации В.В. Путина 24 февраля 2022 г. началась специальная военная операции по демилитаризации и денацификации Украины. Это вызвало усиление сплоченности российского общества, укрепление гражданского самосознания, рост осознания необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, социальной активности граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения.

Однако следует отметить усиление межгосударственных противоречий, понижение роли международных организаций, что приводит к недостаточной эффективности системы мировой безопасности. Налицо углубление международной нестабильности, рост радикальных и экстремистских настроений, который может привести к различным внутригосударственным и межгосударственным конфликтам, разрушение традиционных ценностей и игнорирование основных прав и свобод человека, фальсификация исторических фактов.

Для расшатывания (подрыва) социальной стабильности в Российской Федерации усиливаются: политическое и экономическое давление на РФ; потуги в целях наращивания протестного движения; дефляции (разрушения) традиционных российских духовно-нравственных ценностей; русофобские настроения; двойные стандарты в политике и экономике и др.

Появились новые угрозы, обусловленные разработкой новых возбудителей «ранее неизвестных инфекционных заболеваний», а также связанные с кибератаками и необходимостью обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации. Сейчас как никогда остро стоит вопрос, связанный с решением экологических проблем.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в нашем государстве разрабатывается система норм права, регулирующих отношения объектов с субъектами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Указанные нормы определяют основные направления деятельности органов государственной власти и управления в этой сфере, осуществляют реформирование органов, деятельность которых направлена на обеспечение национальной безопасности (органы обеспечения национальной безопасности), и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Следовательно, разработка и совершенствование правовых основ обеспечения национальной безопасности (Конституция Российской Федерации, законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере национальной безопасности) выступают необходимыми условиями развития системы обеспечения национальной безопасности России. Под необходимыми понимаются такие условия, которые обеспечивают возможность создания системы обеспечения национальной безопасности, минимизирующие определенные риски (индивидуальные, коллективные и т.д.) [3, с. 69]. Нормативно-правовое регулирование в сфере национальной безопасности направлено на наиболее важные общественные отношения, которые непосредственно связаны с существенными сторонами обеспечения безопасности личности, общества, государства и т.д. [1, с. 37]

В связи с чем обеспечение национальной безопасности возрастает и на региональном уровне. Особо остро стоят вопросы национальной безопасности приграничных регионов. Президент России Владимир Путин 19 октября на заседании Совета безопасности объявил о введении военного положения в четырёх новых регионах страны - Донецкой, Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях. В приграничных с Украиной регионах объявлен средний уровень реагирования, в других регионах Центрального и Южного федеральных округов – уровень повышенной готовности, а в остальных субъектах РФ – базовый.

Забайкальский края является приграничной территорией Российской Федерации. Обеспечение надежной пограничной безопасности должно предусматривать реализацию мер по социально-экономическому развитию приграничных территорий страны. Необходимость реализации данной задачи заключается в том, что приграничная территория отличается от других районов нашей страны по ряду обстоятельств. С одной стороны, она постоянно находится под воздействием обстановки, складывающейся в сопредельной приграничной территории, и испытывает на себе ее негативные последствия.

С другой, низкий социально-экономический уровень жизни населения приграничных территорий создает благоприятные условия преступным сообществам для втягивания местных жителей в совершение трансграничных преступлений. В то же время в приграничных территориях, где проживают представители национальности, которая является титульной в сопредельном государстве, ввиду наличия нерешенных социально-экономических вопросов могут возникать ирредентистские настроения.

В Забайкальском крае, как и в большинстве регионов, вводится базовый режим готовности. В связи с чем главная задача руководства региона в рамках обеспечения национальной безопасности - обеспечить безопасность населения края, антитеррористическую защиту объектов жизнеобеспечения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, поддержание общественного порядка, обеспечить социальную поддержку семей мобилизованных, всестороннюю помощь вооруженным силам.

Согласно указу президента, органам исполнительной власти поручено усилить охрану общественного порядка, охрану военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды.

В Забайкальском крае разработаны эффективные меры профилактической работы по предотвращению хищения оружия, а также усилены системы охраны и несения ответственности в соответствии с требованиями федерального законодательства.

В целях обеспечения национальной безопасности в Забайкальском крае разрабатываются меры сотрудничества с приграничными государствами, которые, в свою очередь, позволяют отслеживать и перекрывать каналы поступления оружия и его движение на внутреннем рынке. При этом не следует забывать и о превентивных мерах, таких как разработка и реализация долгосрочных социально-экономических программ поддержки населения, усиление роли и значимости государства как института, обеспечивающего безопасность граждан, а также разработка соглашений с другими государствами в вопросах межведомственного взаимодействия и информационного обмена данными.

Деятельность органов публичной власти Забайкальского края в интересах населения (народа) однозначно должна обеспечивать легитимность такой власти и, соответственно, обеспечивать широкую поддержку населения, в противном случае на поддержку населения власть рассчитывать не должна.

Однако эффективность системы национальной безопасности России, степень реальной защиты ее национальных интересов напрямую определяются эффективностью функционирования общества в целом.

Что касается инструментов обеспечения национальной и политической безопасности, то им также уделено все возрастающее внимание законодателя. Согласно п. 11 Стратегии, «в настоящее время усиливается сплоченность российского общества, укрепляется гражданское самосознание, растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, возрастает социальная активность граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения» [2, с. 63].

Руководство Забайкальского края в настоящее время уделяет внимание патриотическому и военно-патриотическому воспитанию граждан, концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества, совершенствования механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, совершенствования системы общественного контроля и механизмов участия граждан и организаций в обеспечении государственной и общественной безопасности, развития институтов гражданского общества, поддержки общественно значимых инициатив, развития взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности, развития взаимодействия органов публичной власти, институтов гражданского общества и организаций при осуществлении деятельности в области обеспечения информационной безопасности России, повышения эффективности общественного контроля в области охраны окружающей среды, развития коллективных начал российского общества, поддержки социально значимых инициатив, в том числе благотворительных проектов, добровольческого движения.

К числу проблем в области обеспечения национальной безопасности с участием различных регионов можно отнести наличие пробелов в законодательстве (территориальные споры, которые могут рассматриваться как внутренняя угроза государственной целостности, вопросы разграничения соответствующих полномочий между Российской Федерацией и ее административно-территориальными единицами), преступность и ее уровень в регионе, недостаточное регулирование регионального уровня обеспечения безопасности с помощью федеральных нормативных правовых актов, а также ограниченность финансовых возможностей отдельных субъектов Российской Федерации.

Однако стратегию развития приграничных регионов следует разрабатывать, основываясь не на страхах и предубеждениях по отношению к соседям, не на оборонительных позициях и подходах, а на четких правовых рамках осознания происходящего и трезвом учете всех открывающихся возможностей и их последствий.

Приграничное сотрудничество должно осуществляться под строгим контролем федеральных властей и не переходить пределов, допустимых с точки зрения политических, оборонных, экономических, экологических и других интересов нашей страны. Другими словами, необходимо четко обозначить рамки приграничного сотрудничества, чтобы оно, отвечая интересам приграничных регионов, не только не вступало бы в противоречие с интересами Российской Федерации в целом, но и способствовало бы укреплению ее национальной безопасности.

Приобретает актуальность разработка и принятие правовых норм, определяющих защиту прав и законных интересов граждан в сфере обороны и безопасности и основанных на балансе их прав, свобод и обязанностей, правовых ограничений и гарантий прав граждан, а также действенных мер стимулирования как материального, так и нематериального характера.

Разработка и совершенствование правовых основ обеспечения безопасности приграничных регионов Российской Федерации выступают необходимым и основным условием развития системы обеспечения национальной безопасности государства.

Список литературы

  1. Федотова Ю.Г. Политическая безопасность и политический характер нормативных правовых актов в сфере обеспечения национальной безопасности // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. N 2. С. 37–41.
  2. Горбунова Я.П. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности России в области культуры: проблемы теории и практики // Административное право и процесс. 2022. № 9. С. 63–67.
  3. Лихачев С.В., Ракша Н.С. Проблемы правового регулирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Российский следователь. 2022. № 1. С. 64–67.

Поделиться

456

Мартынов Р. С. Правовое обеспечение национальной безопасности на региональном уровне // Актуальные исследования. 2023. №2 (132). Ч.I.С. 57-60. URL: https://apni.ru/article/5328-pravovoe-obespechenie-natsionalnoj-bezopasnos

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня