Роль учебника биологии в осуществлении самостоятельной работы обучающихся

Роль учебника биологии в осуществлении самостоятельной работы обучающихся

В статье анализируется самостоятельная работа обучающихся с учебником как эмпирический метод научного познания в рамках школьного курса биологии на уровне основного общего образования. Рассматриваются особенности организации работы с учебником, направленные на самостоятельную работу учащихся. Основные методы: анализ и синтез педагогической и методической литературы по теме.

Аннотация статьи
работа с учебником биологии
самостоятельная работа
деятельностный подход
Ключевые слова

Самостоятельную работу с учебником относят к эмпирическим методам – операциям, где обучающиеся изучают содержания учебного материала, а также выполняют его задания, которые способствуют формированию общеучебных умений работы с книгой [4, с. 632]. Процесс обучения обучающихся направлен на проектирование предстоящей деятельности, самостоятельное изучение материала, выполнение и поиск ответов к заданию, а также рефлексию, при которой учащиеся должны проанализировать свои новые знания и полученные результаты [2, с. 208].

В процессе обучения биологии работа с учебником занимает центральное место в целостной системе обучения [5, c. 123].

Одним из требований к учебнику по биологии является направленность на деятельностный подход, развитие творческого мышления, на самостоятельное добывание знаний и приобретение новых навыков самостоятельного обучения на уроках. Из этого следует, что учебник должен выполнять не только функцию источника знания, но и функцию основы навыков самостоятельного изучения материала обучающихся. Для осуществления деятельностного подхода на уроках биологии необходимо выявить основные приемы работы с текстовым материалом и внетекстовыми компонентами учебника, которые будут способствовать самостоятельному обучению учащихся.

Самостоятельная работа обучающихся с учебником функционирует эффективно, если педагог создает в процессе обучения следующие условия [3, c. 54]:

  1. Организация дифференцированной деятельности с учебником, то есть разделение на репродуктивный, поисковый и творческий уровень, соответствующая индивидуальным особенностям обучающихся. Это условие достигается с помощью дифференцированных заданий.
  2. Необходимо мотивировать, активировать учащихся на самостоятельное изучение учебного материала, постановкой перед ними проблемных вопросов, задач, заданий.
  3. Формы работы с учебником должны быть разнообразны. Это могут быть индивидуальные задания или групповые.
  4. Методический аппарат учебника должен быть максимально использован при самостоятельном изучении.
  5. Организация работы с учебником должна быть методически правильной и осуществляться через задание.

От класса к классу идет усложнение различных приемов работы с текстом учебника.

Для раскрытия особенностей организации работы с учебником, мы рассмотрели структуру учебников биологии УМК «Линия жизни» под редакцией Пасечникова В.В. (5-9 класс) и привели примеры заданий, направленных на формирования деятельностного подхода в обучении учащихся.

В курсе «Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов» (5-6 класс), обучающиеся активно включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основы которой составляют такие учебные действия как умение выявления проблемы определенной темы, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперимент, классифицировать, делать выводы, структурировать материал. Чаще всего применяются задания, направленные на самостоятельный поиск учащимися ответов на вопросы по тексту учебника. Также применяются задания на нахождения в тексте учебника определений, необходимых сведений. Деятельностный подход в свою очередь активно проявляется в выполнении практических работ, где учащиеся, проанализировав учебный материал, приобретают опыт использования несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека.

В курсе «Многообразие живой природы» (7 класс), основную часть деятельности обучающегося занимают сравнительные анализы различных групп животных и растений, выделения существенных признаков, освоение приемов работы с определителями, проведение биологических исследований и объяснение их результатов. Также для обучающихся стоит задача нахождения информации о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, уметь анализировать ее, оценивать и переводить из одной формы в другую.

В следующих курсах работа с учебником усложняется. В курсе «Человек и его здоровье» (8 класс), основное содержание учебника направлено на формирование знаний в области анатомии, физиологии и гигиены, а также на реализацию обучающимися здорового образа жизни. В ходе обучения, направленного на деятельностный подход, учащиеся должны самостоятельно изучить тему, проанализировать учебный материал, уметь объяснять особенности различных систем органов в организме человека, выделять существенные признаки, объяснять различные механизмы, проводить биологические исследования, уметь пользоваться таблицами и схемами, а также уметь связать главы, при этом сохранить логическую последовательность.

В курсе «Основы общей биологии» (9 класс), основное содержание учебника направлено на формирование и обобщение фактических знаний и специальных практических умений, сформированных в предыдущих курсах. Для обучающихся, в данном курсе, стоит задача работы с текстом, с последующим выполнением заданий по тексту. Также в начале каждого параграфа есть вопросы, которые способствуют формированию у обучающихся умения постановки целей и задач по будущей теме. Учащиеся, в ходе обучения, учатся определять предмет, задачи и методы исследования, объяснять значения теорий, выделять признаки различных процессов, уметь сравнивать, выявлять основные закономерности, проводить биологические исследования, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 В УМК «Линия жизни» представлено большое количество различных заданий и вопросов, которые направлены на актуализацию, усвоения содержания учебного материала, закрепления и проверку знаний. Важным аспектом обучения учащихся является поиск необходимых источников информация, для последующих ответов на поставленные вопросы и выполнения заданий.

Большое знание в самостоятельной работе с учебником имеет организация работы с аппаратом ориентировки. Необходимо вначале научить учащихся ориентировать в структуре учебного материала, знакомиться с оглавлением, символами учебника и быстро находить необходимый материал для решения поставленных задач [1, c. 28].

Таким образом, учебник является необходимым компонентом для реализации деятельностного подхода в обучении биологии основного общего образования. Он является одним из эффективных средств организации самостоятельной работы обучающихся.

Текст статьи
  1. Беспалько В.П. Теория учебника: дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988. 28 с.
  2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: ИЦ Академия, 201 208 c.
  3. Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 198 54 с.
  4. Новиков А.М. МЕТОДОЛОГИЯ: Основания методологии. Методология научного исследования. Методология практической деятельности. М.: Красанд, 201 632 c.
  5. Суматохин С.В. Учебник биологии в российской школе (конец XVIII – конец XX вв.) : монография / Под ред. Д.И. Трайтака. М.: Издательство МГОУ, 2004 – 123 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Сегодня — последний день приема статей
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября