Способы повышения качества образовательного процесса на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются способы повышения образовательного процесса в обучении английскому языку на современном этапе. Появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте. Качество образования в настоящее время – это способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е. компетентность учителя и ученика.

Аннотация статьи
участники образовательного процесса
качество обученности
профессиональная деятельность учителя
предметная компетентность
механизмы повышения качества образования
Ключевые слова

Становление новой системы образования ориентировано на вхождение России в мировое образовательное пространство. Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В настоящее время стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обученности.

В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний.

 Образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте. Качество образования в настоящее время – это не успеваемость, не формирование знаний, умений и навыков, как было ранее, а способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е. компетентность учителя и ученика. То есть насколько ученик в своей дальнейшей практической жизни сможет реализовать свои умения и навыки и раскрыть свой творческий потенциал. В связи с этим меняются основные составляющие деятельности педагога, направленные на создание в классе новой образовательной среды. Участниками образовательного процесса являются учащиеся, учителя и родители. Для разных участников образовательного процесса качество образования воспринимается и трактуется по-разному.

Для учителей хорошее качество образования связано:

  • с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
  • с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
  • со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
  • с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

Для учащихся хорошее качество образования связано:

  • с глубокими прочными знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
  • с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
  • с дополнительными знаниями, обучением, пониманием предметов.

Для родителей хорошее качество образования связано:

  • со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
  • с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
  • с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.

Повышение качества образовательного процесса зависит, прежде всего, от:

  • качества образовательной программы;
  • качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
  • качества потенциала обучающихся;
  • качества средств образовательного процесса (материально-технической базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
  • качества образовательных технологий.

Современный урок английского языка невозможно представить и эффективно реализовать без применения современных образовательных технологий. Современные технологии обучения английскому языку должны содержать такие признаки системы, как логичность построения процесса, концептуальность, эффективность, гибкость, динамичность, воспроизводимость, целостность и взаимосвязь отдельных частей.

Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования к качеству образования, к уровню сформированности учебных действий.

Учитель должен максимально точно и полно реализовать сценарий урока. Каждый учитель в своей педагогической деятельности должен стремиться стать мастером своего дела, то есть, ему следует постоянно повышать эффективность и качество урока. Для этого у каждого учителя должен быть целый ряд методов, приемов, способов позволяющих повысить эффективность и качество урока, создание ситуации успеха.

В улучшении качества образовательного процесса большую помощь оказывает использование элементов ИКТ и Интернет-ресурсов, использование интерактивных досок в среде Smart Notebook.

Жизнь в современном обществе требует от школьников развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно. Повышение качества обучения английскому языку зависит от профессиональной деятельности учителя. Функции профессионализма включают: развивающие, воспитывающие, коммуникативные, гностические, конструктивно-планирующие и организаторские способности. Большую роль в образовательном процессе играет предметная компетентность учителя : способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами данного предмета; формулировать эти проблемы на языке данного предмета; решать эти проблемы, используя предметные знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной цели. Механизмы повышения качества образовательного процесса зависят от: обновления учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с новым ФГОС; функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен; повышением квалификации учителей через систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, в которых требуется кардинальное обновление содержания и методов обучения, направленное на повышение качества и эффективности работы учителей; введения комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся и качества образования с использованием современных измерителей для комплексной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов.

Опыт работы в школе показывает, что именно педагогическая система, которая включает приемы, методы и способы в совокупности способна обеспечить высокое качество образовательного процесса.

Текст статьи
  1. Бережных Н.Ю. Виды и формы контроля на занятиях по иностранному языку / Н.Ю. Бережных, Н.С. Новолодская // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-3. – С. 30-34.
  2. Григорьева Е.Я. Оценка качества обученности учащихся иностранным языкам в общеобразовательной школе // Качественное образование: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. / Моск. гор. пед. ин-т. – Москва : МГПУ, 2016. – С. 82-92.
  3. Максудова О.Н. Современные тенденции в обучении английскому языку // Молодой ученый-2017. – С.603-604
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2008.
Список литературы